Financial Times: Москва стремится контролировать АВТОВАЗ - Автомобильный справочник





Financial Times: Москва стремится контролировать АВТОВАЗ

23.11.2005 Financial Times
Аркадий Островский

Российское правительство стремится взять контроль над "Автовазом", крупнейшим производителем автомобилей в стране, назначив правительственных чиновников в совет директоров этой частной компании. Это стало одним из самых удивительных примеров восстановления контроля государства над ключевыми отраслями экономики.
Правительство имеет в собственности лишь 2% акций "Автоваза", но оно назначает несколько своих чиновников в совет директоров этой компании.

Владимир Путин, президент России, направил нескольких высокопоставленных представителей своей администрации в советы директоров некоторых крупнейших российских компаний, где государство имеет контрольные пакеты акций, в том числе в "Аэрофлот", "Роснефть" и "Газпром". На этот раз правительство впервые делегировало своих чиновников в совет директоров частной компании.

По мнению экспертов, этот шаг означает тихую национализацию "Автоваза" – вслед за принудительной национализацией ЮКОСа, который в прошлом являлся крупнейшей российской нефтяной компанией, и покупкой "Газпромом" нефтяной компании "Сибнефть" за 13 млрд долларов.

"Это самый последний пример усиления власти путинского режима над экономикой страны", – сказал Эл Брич, главный экономист и ведущий аналитик брокерской компании Brunswick UBS.

"Рособоронэкспорт", государственное агентство по экспорту вооружений, и Внешторгбанк, государственный банк и кредитор "Автоваза", сообщили о том, что они направили своих высших руководителей в совет директоров "Автоваза". Один из двух кандидатов, делегированных "Рособоронэкспортом", – заместитель директора этого агентства Владимир Артяков, который одновременно может быть избран председателем совета директоров "Автоваза".

Еще один возможный кандидат на этот пост – глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Алешин не подтвердил факт выдвижения своей кандидатуры в совет директоров "Автоваза", но сказал о том, что сейчас проводятся переговоры на эту тему.

"Рособоронэкспорт", один из самых могущественных и секретных российских институтов, возглавляет Сергей Чемезов, который в середине 1980-х годов работал представителем этой компании в ГДР, в Дрездене, где находился Путин в качестве агента советских спецслужб. Эти два человека жили в одном многоквартирном доме и были друзьями, как рассказал сам Чемезов в своем недавнем интервью журналу "Итоги".

Такая перетряска в "Автовазе" происходит после того, как ушел на пенсию председатель совета директоров Владимир Каданников, который возглавлял это предприятие в течение 18 лет.

Хотя "Автоваз" и получает скромный доход в размере около 100 млн долларов, это предприятие стремительно теряет позиции перед иностранными конкурентами. Елена Сахнова, аналитик московского инвестиционного банка United Financial Group, считает, что присутствие правительственного чиновника в автомобилестроительной отрасли может усилить позиции "Автоваза" в России.

"Автоваз" стал источником первого капитала для Бориса Березовского, российского олигарха, который покинул страну. Правоохранительные органы обвиняют его в мошенничестве и настаивают на его выдаче. Березовский никогда не делал публичных заявлений о том, что он владеет акциями "Автоваза", но он поддерживает тесные связи с менеджерами этой компании.


"Лада" видит достижения своих конкурентов
9.11.2005 Financial Times
Джейсон Буш

Господство "АвтоВАЗа" под серьезной угрозой на фоне открытия иностранных заводов в России. Это событие знаменует конец целой эпохи – и порождает активные размышления о будущем одной из самых важных российских компаний. 27 октября 64-летний Владимир Каданников, председатель автопроизводителя "АвтоВАЗ", покинул пост главы компании после 17 лет работы. Его уход пришелся на период, когда российская автомобильная индустрия пытается конкурировать, противостоя валу машин иностранного производства.


Ничто, кроме "АвтоВАЗа", не может так ярко символизировать сложности, с которыми сталкивается российская автопромышленность. Имея 145 км производственных линий, 100 тыс. рабочих и выпуская около 700 тыс. машин "Лада" в год (это около 70% всего объема производства автомобилей в России), завод в Тольятти является одним из крупнейших автозаводов в мире. Несмотря на то что "Ладу" нередко упрекают в недостаточной надежности, он до сих пор популярен в России, где его можно купить всего за 4 тыс. долларов. "АвтоВАЗ" удерживает 40% внутреннего рынка, и в прошлом году компания получила чистую прибыль в 147 млн долларов от общего дохода в 5,57 млрд долларов.


А теперь плохая новость. Если компания не сможет каким-либо образом модернизироваться на фоне наплыва иностранных машин, "АвтоВАЗу" будет все сложнее держаться в седле. "Если "АвтоВАЗ" не сможет привлечь иностранного партнера, который даст новые технологии или новую модель, я не вижу будущего для этой компании", – говорит Наталия Загвоздина, аналитик московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал".


Несмотря на растущий спрос на машины, производство российских моделей в этом году, как ожидается, резко сократится из-за все более нежной любви российских потребителей к иностранным моделям.


По данным московского инвестиционного банка "Объединенная Финансовая Группа", объемы производства "АвтоВАЗа" сократятся в текущем году на 4%, а доходы – на 34%. В следующем году "АвтоВАЗ" столкнется с еще более жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, которые открывают свои заводы в самой России. С 2002 года в Россию пришли Ford, General Motors и Renault, ожидается, что за ними последуют Toyota, Volkswagen и DaimlerChrysler.


Российское правительство их поддерживает. После многих лет защиты местной автомобильной индустрии посредством высоких тарифов в последнее время оно снизило тарифы на ввозимые запчасти с 5-10% до 0-3%. По прогнозам, к 2010 году на долю иностранных производителей в России будет приходиться 900 тыс. автомобилей, тогда как в прошлом году их было 165 тыс.


Действительно, "АвтоВАЗ" делает все, чтобы дать отпор. В этом году была запущена компактная "Лада Калина", в которой есть такие элементы, как антиблокировочная система тормозов, усилитель рулевого управления и кондиционер, – все это было диковинкой в предыдущих российских моделях. "АвтоВАЗ" даже построил совершенно новый завод, оснащенный современным оборудованием, и нанял новых сотрудников для производства "Калины". "Наша компания делает все возможное, чтобы повысить конкурентоспособность нашей продукции", – отмечает начальник управления по маркетингу Александр Бердихин.

Пока "Калина", цена которой составляет около 8 тыс. долларов, находит покупателей. Но многие эксперты автопрома исполнены скепсиса. "Увы, качество все равно оставляет желать лучшего, – говорит Леонид Голованов из "Авторевю", российского автомобильного журнала. – Проблема в том, что эта машина построена на основе старой платформы, со старым двигателем, коробкой передач и так далее".

По словам аналитиков, "АвтоВАЗ" до сих пор хромает из-за неспособности своевременно предлагать рынку новые модели. "Калина" была разработана в начале 1990-х, но ее запуск неоднократно откладывался из-за производственных сложностей. Некоторые эксперты считают, что "АвтоВАЗ" должен задуматься о сборке иностранных марок, хотя эта идея является анафемой для патриотов-управленцев старой школы, гордящихся российскими машинами отечественного производства.

Вопрос о том, заставит ли уход Каданникова "АвтоВАЗ" переключить скорость, остается открытым. Компания назначит нового руководителя после заседания совета директоров 22 декабря. Аналитики отмечают, что руководство компании расколото на традиционалистов породы Каданникова и молодой, более агрессивный тип. "Они должны сократить количество рабочих на 50%, распустить большую часть управления и начать активно искать иностранного партнера для производства того, что пользуется спросом", – говорит Загвоздина. Может быть, это непосильное требование. Но без четкого нового видения часы для гордого российского производителя тикают все громче и громче.

Источник:






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.