В.В. Каданников: Доклад на конференции Адама Смита в Тольятти

Доклад председателя совета директоров ОАО АВТОВАЗ В.В.Каданникова на конференции Адама Смита 

В.В. Каданников: ОАО "АВТОВАЗ" ИНДУСТРИЯ ПОСТАВОК В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Дамы и господа!
Позвольте приветствовать участников конференции, посвященной российской автомобильной отрасли и продолжающей традицию конференций, проводимых институтом Адама Смита.

Обычно конференции института Адама Смита проводятся в столичных городах. И данная конференция не является исключением – мы находимся в городе Тольятти – столице российского автомобилестроения. Надеюсь, что наши гости будут удовлетворены гостеприимством нашего города, одного из самых молодых в России.

Мне хотелось бы представить вам информацию о тенденциях российского автомобильного рынка, складывающихся в последнее время, а также положении дел в российской автомобильной отрасли и компании ОАО "АВТОВАЗ".

ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Продажи на российском рынке легковых автомобилей восстановились после кризиса 1998 года и в 2002 году превзошли 1,5 миллиона. Из этого числа примерно 2/3 российского производства и 1/3 – импортных. Структура рынка в 2002 году была деформирована избыточным ввозом подержанных автомобилей, вызванным затянувшимися ожиданиями определения государственной таможенной политики.

Начиная с 1999 года в России наблюдается устойчивый экономический рост. Растет ВВП, растут и доходы населения – причем в опережающем темпе. Соответственно, возрастает покупательная способность потребителей. На автомобильном рынке данная тенденция до 2002 года проявлялась прежде всего количественно – объем рынка быстро восстанавливался после кризиса Рис. 1. Российский авторынок (1995-2002).

Начиная с 2002 года количественный рост продаж замедлился, однако наметилась пересегментация рынка в пользу высших ценовых ниш. Бóльшим спросом стали пользоваться автомобили с более высоким уровнем потребительских характеристик. Если в 2000г. в Россию было импортировано 72 тыс. новых автомобилей, то в 2001 – 94 тыс. и в 2002 – 106 тыс. В первой половине текущего года эта цифра составила 80 тыс. Данный сегмент рынка расширяется также за счет быстро растущего российского производства международных брэндов.

Замедление количественного роста рынка, скорее всего, - временное явление.

Экспертные оценки на 2010 год колеблются в пределах 2-2,5 млн., что соответствует 3,7-6,6% среднегодового роста. В то время как ведущие мировые рынки все еще находятся между спадом и ростом, перспективы российского рынка выглядят достаточно стабильными Рис. 2. Рынок до 2010г.: факт-прогноз (концепция).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аналитики, отечественные и зарубежные, единодушны в том, что российская экономика имеет хорошие перспективы роста в период до 2010 года. Расхождения имеются в оценках возможного темпа роста. Наивысшую планку установил Президент России в Послании Федеральному Собранию в мае текущего года своим призывом удвоить ВВП страны за десятилетие. Не все считают это реальным. Также не все считают необходимым концентрироваться на одном из показателей экономического развития, пусть даже одном из важнейших. Тем не менее, имеется общее понимание, что значительный экономический рост в ближайшие годы и необходим и возможен. Расхождения возникают при обсуждении путей развития российской экономики.

В центре дискуссий находится известная проблема диспропорций в российской экономике. После демонтажа системы государственного управления экономикой отрасли российской экономики находились в весьма различном состоянии и разной степени готовности к конкуренции на открытых рынках. Первыми приспособились к новым условиям предприятия отраслей, обладавших высоким экспортным потенциалом, в основном – сырьевых. Фактически эти отрасли унаследовали от советского периода стратегические конкурентные преимущества, которые позволили им быстро адаптироваться на международных рынках.

Напротив, сектор товаров народного потребления, включая и производство легковых автомобилей, оказался в трудном положении. Начиная с 80-х годов советская экономика, обескровленная гонкой вооружений, была не в состоянии вкладывать ресурсы в модернизацию этого сектора. В последние годы мы наблюдаем постепенный переход от исчерпавшей себя экономической политики финансовой стабилизации к формированию новой парадигмы ускоренного сбалансированного развития экономики страны. Это сопровождается разработкой ряда концептуальных документов отраслевого и общероссийского уровня.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Для автомобилестроения этапным документом стала Концепция развития автомобильной промышленности России, утвержденная Правительством в июле 2002г. Принятию этого документа предшествовало его широкое обсуждение с участием государственных органов, деловых ассоциаций, консультантов и общественности. Автомобильная промышленность активно в этом участвовала как в лице отечественных компаний, так и работающих в России межнациональных, таких как Дженерал Моторс, Форд и Рено. Справедливо сказать, что окончательный документ основан на консенсусе многих заинтересованных сторон и, как таковой, этот документ не идеален.

Тем не менее, Концепция играет весьма важную роль, поскольку она устанавливает ряд стратегических целей и приоритетов на период до 2010 года, таких как:

1. Российская автомобильная промышленность должна быть главным поставщиком легковых и грузовых автомобилей и автобусов на внутренний рынок. Другими словами, большинство транспортных средств, продаваемых на российском рынке, должно производиться в России. Это может быть реализовано как международными автомобилестроителями, так и российскими с желательным участием стратегических инвесторов.

2. Российская автомобильная промышленность должна производить большую часть комплектующих на месте при высоком уровне качества и эффективной логистике. С этой целью необходимо обеспечить:

- создание инвестиционно-привлекательных условий для организации совместно с ведущими зарубежными компаниями специализированных производств автомобильных компонентов;
- оптимизацию таможенных пошлин на ввозимые компоненты и материалы для промышленной сборки автомобильной техники для того, чтобы снизить себестоимость изготовления автомобилей и стимулировать развитие сборочных производств в России;
- стимулирование работ в области фундаментальных и прикладных исследований;
- создание особых экономических зон для организации новых и модернизации существующих производств автомобильных компонентов.

Вслед за принятием Концепции развития автомобильной промышленности Правительством был утвержден План мероприятий по реализации Концепции на 2002 – 2004 годы. В результате по ряду положений Концепции достигнуто значительное продвижение, например, в части, касающейся таможенного регулирования импорта автомобилей. По другим позициям, например, оптимизации таможенных пошлин на автомобильные компоненты и производственно-технологическое оборудование, работа еще не завершена. Вопрос о создании особых экономических зон по производству автомобильных компонентов находится в стадии обсуждения.

Автомобильная промышленность, поставляя конечный продукт конечному пользователю, занимает позицию на вершине цепей передела и, как следствие, находится в сильной зависимости от того, что происходит в других секторах экономики. В этой связи можно сказать, что Концепция развития автомобильной промышленности России является необходимым для автомобилестроения элементом государственной политики, но недостаточным. Поэтому мы внимательно и заинтересованно следим за происходящими в настоящее время дискуссиями по стратегическим вопросам развития экономики в более широком контексте промышленной политики.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Дискуссии о выборе стратегии социально-экономического развития России часто принимают форму спора о промышленной политике: "быть или не быть". Существуют разные определения и понимания промышленной политики. Важно то, что всех сторонников промышленной политики объединяет позиция в пользу курса на ускоренный рост экономики через развитие стратегических национальных конкурентных преимуществ не только в сырьевом, но также и в обрабатывающем секторе.

Сторонники промышленной политики не без оснований полагают, что отрицание необходимости промышленной политики равносильно отказу от инновационного курса. Их оппоненты, со своей стороны, также не без оснований опасаются, что под идеологическим камуфляжем промышленной политики скрываются отраслевые лобби, стремящиеся переложить бремя спасения утопающих на плечи государства. Нередко, представление о "промышленной политике" сводят к определению "приоритетных отраслей", которым должна оказываться государственная поддержка, так сказать, в порядке очередности. Такая интерпретация чревата дискредитированием всей идеи. Нам представляется более продуктивным говорить о приоритетных программах и проектах развития. Такова, в сущности, мировая практика государственной поддержки развития экономики. Важнейшими приоритетами, на наш взгляд, являются: обновление основных фондов и модернизация производства, развитие наукоемких производств, развитие финансовых инструментов, развитие территорий.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Инвестиционный климат в России улучшается. 8 октября международное рейтинговое агентство Moody"s Investors Service повысило суверенный рейтинг России сразу на две ступени. В результате Россия перешла в категорию "инвестиционно привлекательных" стран. Правда другое международное рейтинговое агентство Fitch заявило, что не планирует немедленно последовать примеру Moody"s. Fitch полагает, что Россия все еще слишком сильно зависит от мировых цен нефти и газа. Рейтинг России по шкале Fitch остается ниже инвестиционного уровня, так же как и рейтинг, присваиваемый агентством StandardPoor"s.

Россия также впервые вошла в десятку лидеров (ТОП10) списка самых привлекательных для прямых иностранных инвестиций стран. По сравнению с прошлым годом рейтинг ее привлекательности вырос на 9 позиций, и сейчас Россия занимает 8 место.

УХУДШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

К сожалению, дисбаланс между сырьевым и обрабатывающим секторами продолжает воспроизводиться в структуре инвестиций. В составе промышленных инвестиций основную долю составляют инвестиции экспортоориентированных отраслей. В первом полугодии 2003г. 58% объема инвестиций в основной капитал промышленности приходилось на предприятия нефтедобывающей, газовой, угольной промышленности, цветной и черной металлургии.

Объем иностранных инвестиций в I полугодии 2003г. по сравнению с I полугодием предыдущего года возрос на 51,3% (12,66 млрд. долл. США против 8,37 млрд. долл.). Однако рост произошел в основном за счет увеличения кредитов, вследствие чего ухудшилась структура инвестиций - сократилась доля наиболее значимых для развития российской экономики прямых инвестиций – до 20,0% против 22,4%.

Анализируя прямые иностранные инвестиции в российскую экономику, можно заметить, что побудительными мотивами для этих инвестиций являются главным образом стратегические соображения: либо доступ к стратегическим ресурсам, либо создание плацдарма на рынке в расчете на будущее развитие. Целью инвесторов является укрепление их глобальных конкурентных преимуществ.

В то же время такой мотив для инвестиций, как получение прибыли на вложения пока еще мало работает в России. Этому, впрочем, не приходится удивляться: в стране одновременно осуществляется около двух десятков реформ, при том, что системность и последовательность в их осуществлении оставляют желать лучшего. Реформы нужно проводить, однако перманентное изменение правил игры делает затруднительным, а то и маловозможным планирование бизнеса.

Объемы портфельных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в первом полугодии 2003г., сократились более чем на 80% (до 38 млн. долл. США против 199 млн. за тот же период прошлого года). Впрочем, можно надеяться, что хорошие новости от Moody"s позволят переломить эту тенденцию еще до конца текущего года.

РОСТ ВНЕШНЕГО ДОЛГА ЧАСТНОГО СЕКТОРА

Как и в предыдущие годы, в первом полугодии 2003г. в общем объеме иностранных инвестиций основная часть (79,7%) приходилась на различного рода кредиты . В I полугодии 2003 г. такой тип инвестиций составил 10,1 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. на 60,2%.

Это свидетельствует о том, что основной механизм привлечения инвестиций, который все шире применяется российскими компаниями – займы, причем размещаемые преимущественно в иностранных кредитно-финансовых учреждениях. В частности, ОАО "АВТОВАЗ" успешно реализует свой первый проект такого рода – заем 1 млрд. руб. на 1 год, размещенный в феврале текущего года. В настоящее время готовится второй облигационный заем, который будет размещен в 4 квартале с.г. Объем выпуска составит 3 млрд. рублей, срок обращения составит 4,5 года. Следующий шаг - выпуск еврооблигаций ОАО "АВТОВАЗ" в конце 2003 – начале 2004гг.

Наряду с дисбалансом между сырьевым и обрабатывающим секторами экономики, источником проблем российской промышленности является другая крупная диспропорция: несоответствие масштабов промышленного и финансового секторов. Ни фондовый рынок, ни банки России не обладают потенциалом, необходимым для обслуживания крупного бизнеса, и, очевидно, не будут им обладать в обозримом будущем.

Российский фондовый рынок остается очень "узким", а его инвестиционный потенциал не отвечает потребностям страны. Капитализация фондового рынка к концу минувшего года составляла 70–75 млрд. долл., что сопоставимо с рыночной ценой одной крупной зарубежной компании и составляет 23–25% к объему ВВП. В США это соотношение превышает 150% ВВП. Подобная узость отечественного фондового рынка не позволяет ему играть типичную для развитых экономик роль источника крупных инвестиций.

Слабость финансового сектора, отсутствие необходимого разнообразия инструментов и форм не позволяет реализовать инвестиционный потенциал сбережений населения. Вывод капитала из страны продолжает оставаться сопоставимым с иностранными инвестициями. Не в последнюю очередь это также объясняется слабостью национального финансового сектора.

ПРОИЗВОДСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ БРЭНДОВ В РОССИИ

При всех трудностях, инвестиции в российское автомобилестроение начинают давать отдачу. В течение прошлого десятилетия международные автопроизводители предпринимали несколько попыток разместить свои сборочные производства в России, однако, многие проекты потерпели неудачу. Поэтому до 2003 года доля этих предприятий на рынке не превосходила 1%. Впервые в этом году она может вырасти до примерно 4%. Продукция этих предприятий хорошо продается. Заявлены амбициозные планы дальнейшего наращивания производства . Эти предприятия подталкивают рост спроса на компоненты высокого качества.

ИНДУСТРИЯ ПОСТАВОК АВТОКОМПОНЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Российские производители легковых автомобилей изначально были вертикально интегрированы, осуществляя как производство комплектующих, так и сборку автомобилей. Основная производственная база нашей компании Волжский автомобильный завод (ВАЗ) является типовым примером. Он был построен на основе соглашения между советским правительством и компанией ФИАТ. Это был выдающийся проект своего времени. Первый автомобиль был собран в апреле 1970г., а в 1973г. достигнута проектная мощность завода - 660 тыс. машин в год. Стоит отметить, что требования к поставщикам были основаны на специальных стандартах "ВАЗ-ФИАТ", в дальнейшем получивших распространение в других отраслях промышленности СССР. В силу известных политических и экономических причин десятилетия 1980-х и 1990-х не были благоприятными для реструктуризации российской автомобильной промышленности и выделения производства комплектующих из автомобилестроительных предприятий. Поэтому отечественные автомобилестроители в основном остаются вертикально интегрированными, а индустрия специализированных поставщиков автомобильных компонентов находится в стадии развития. При этом она еще не имеет выраженной ярусной структуры, характерной для высокоразвитого автомобильного бизнеса. Тем не менее, в последние годы доля комплектующих, производимых на автозаводах, уменьшается по мере того, как формируется независимая индустрия поставщиков.

В настоящее время в России около 200 отечественных предприятий поставляют более 6 тыс. наименований комплектующих. Проблема, требующая решения, состоит в том, что слишком часто качество продукции местных поставщиков оставляет желать много лучшего. Как показывает сравнение показателей качества на основе анализа в 2002 и 2003 годах, имеется общая тенденция к улучшению, но достижение мирового уровня качества отраслью в целом потребует еще очень значительных усилий от большинства предприятий отрасли Рис. 3. Анализ показателя PPM по поставщикам .

Тем не менее уже в настоящее время в российской индустрии поставщиков существует и быстро расширяется сегмент предприятий, способных отвечать мировым стандартам. Ситуация улучшалась по мере того как международные компании – производители автомобильных компонентов наращивали свое присутствие в России. Пока количество таких проектов лежит в пределах полутора – двух десятков, но многие из них оказались весьма успешными Рис.4. Автомобильные компоненты, изготавливаемые на совместных предприятиях в России для автомобилей ВАЗ. ОАО "АВТОВАЗ" охотно привлекает эти предприятия в качестве своих поставщиков. Ассортимент комплектующих, поставляемых этими предприятиями ОАО "АВТОВАЗ", расширяется.

Как показывает опыт, однажды став поставщиками ОАО "АВТОВАЗ", передовые предприятия расширяют свою долю поставок, что способствует их быстрому росту Рис.5. Поставщики с иностранным капиталом: объемы поставок на ОАО "АВТОВАЗ".

Мне хотелось бы привести пример ООО "ФДО Автомобильные компоненты" (ФДО АК), который интересен в том отношении, что и работа данного поставщика и система наших отношений вполне отвечают мировым стандартам. Основным собственником предприятия (75%) является компания SiemensVDO Automotive AG. ФДО АК поставляет комбинации приборов для автомобилей семейства "Лада". Доля рынка на ОАО "АВТОВАЗ" - более 60%. ФДО АК является также активным участником проекта "Калина", уже подготовило специализированное производство комбинаций приборов для "Калины".

Другой пример преуспевающего поставщика – российско-хорватское предприятие ЗАО "ПХР" в Самарской области. Предприятие поставляет изделия из пластмассы. Основным потребителем является ОАО "АВТОВАЗ" – 94% всей продукции предприятия. ЗАО "ПХР" входит также в число поставщиков российского завода Форда.

Мы все знаем, что обучение происходит быстрее всего на конкретных примерах, пилотных проектах. И мы имеем сегодня такие проекты в российской индустрии автокомпонентов. В ближайшее время мы ожидаем, как дальнейшего наращивания производства уже работающими заводами, так и появления новых проектов. Мы рассчитываем на то, что те, кто сегодня отстает, будут быстро учиться и догонять. Я надеюсь, что эти факты вселяют оптимизм во всех нас.

В конце 2002 года фирма Ernst Young провела исследование отношения международных поставщиков автомобильных компонентов к российскому рынку. Большинство респондентов исследования к тому времени уже имели опыт продаж или производства в России.

Вот некоторые из выводов проведенного исследования, которые представляют интерес в контексте настоящей конференции:
- Ни одна из компаний, однажды пришедших на российский рынок, в последующем не ушла с рынка и не снизила активность.
- На тот момент 29% респондентов уже инвестировали в Россию в течение более одного года.
- 89% полагают, что ключевым фактором российского рынка является цена автомобиля. Вместе с тем, 25% считают, что стоимость запасных частей и компонентов все в большей степени становится решающим фактором.
- 63% респондентов считают, что мотивирующим фактором для развития бизнеса в России является привлекательность российского рынка. При этом наличие хорошо подготовленных и недорогих кадров было существенным фактором в пользу принятия 37% инвестиционных решений.
- 46% полагают, что СП ведущих российских и международных компаний автомобильной отрасли станут локомотивами дальнейшего развития российского автомобилестроения.

ОАО "АВТОВАЗ" - крупнейшее предприятие российского машиностроения по объему реализации продукции. В 2002 году произведено более 700 тыс. автомобилей, из которых около 100 тыс. отправлены на экспорт. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, наша компания остается крупнейшим производителем автомобилей в России и главным действующим лицом на внутреннем рынке. Мы намерены продолжать в том же духе. На 18 ноября 2004 года запланирован выпуск первого автомобиля семейства ВАЗ 1118 "КАЛИНА". Этот автомобиль продолжает цепочку изменения модельного ряда. Автомобиль предназначен для среднего класса покупателя и будет обладать потребительскими свойствами на уровне мировых требований. Параллельно с КАЛИНОЙ будет запущен проект более дорогого автомобиля ВАЗ 2170, который расширит ценовой диапазон выпускаемых автомобилей. Освоение этого семейства намечается на 2005 год. К 2010 году мы планируем полностью заменить модельный ряд. Чтобы удержать эту позицию, многое придется изменить, и мы двигаемся навстречу этим изменениям.

Сознавая свою ответственность как лидера российского автомобилестроения, ОАО "АВТОВАЗ" предпринимает инициативы, направленные на укрепление российской автомобильной отрасли через сотрудничество с лидерами мирового автомобилестроения. Мы понимаем, что живем в век альянсов, сотрудничества и подходов, сочетающих кооперацию и конкуренцию. Наши конструкторы, инженеры и управленцы хотят, чтобы наша компания была частью глобального автомобильного мира.

Мы открыты для сотрудничества в международных проектах и готовы работать, так сказать, крепко взявшись за руки с нашими партнерами: мы втягиваем вас в российский рынок, вы вытягиваете нас на международный рынок. Наше Правительство четко определило свою позицию по данному вопросу: когда оно говорит о российском автопроме, оно имеет в виду российский Форд, российский ДжиЭм, российский Рено и т.д. Нам придется серьезно поработать, чтобы российский АВТОВАЗ оставался лидером этого списка, но мы к этому готовы. Это мы, создавая "ДжиЭм-АВТОВАЗ", прокладывали путь для других инвесторов. Теперь мы хотим сделать свой вклад в развитие индустрии поставок.

СТРАТЕГИЯ ОАО "АВТОВАЗ" ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

В настоящее время для нас одновременно актуальны две стратегии:

1. Выделять из предприятия производства компонентов, больший процент комплектующих получать от поставщиков, сокращать число наименований производимых на собственной базе, концентрировать основные производственные мощности на кузовах, двигателях, трансмиссиях Рис. 6. Стратегия выноса производства комплектующих.

2. Выстраивать интегрированные цепи поставок, налаживать долговременные партнерские отношения с поставщиками, создавать общие системы управления качеством.

Важно для нас в реструктуризации компании синхронизировать её с реструктуризацией отрасли в целом. Привести ее к многоуровневой структуре, способной обеспечивать поставки узлов, систем и агрегатов. Есть два пути, ведущие к созданию индустрии поставщиков мирового класса: во-первых, поднимать производство традиционных комплектующих до высших стандартов; во-вторых, мотивировать поставщиков мирового класса размещать их производства в стране, - особенно для инновационных продуктов. Эту работу предстоит выполнять шаг за шагом, через улучшение отбора поставщиков и развитие отношений с ними.

Улучшение отбора поставщиков
Основные требования к поставщикам:
- сокращение сроков разработки и освоения изделий;
- приверженность улучшению качества;
- сотрудничество в управлении затратами;
- инновационный подход к разработке новых изделий.

Критерии отбора для тендеров включают в себя результаты технологических аудитов и аудитов качества. Предпочтение отдается тому поставщику, который обладает более прогрессивными технологиями, использует современные комплектующие и материалы для повышения качества автомобиля и снижения себестоимости комплектующих.

Сертификация поставщиков

Внедрение общих единых требований к системам качества поставщиков исключит затраты на контроль со стороны фирмы-производителя и обеспечит соответствие требованиям международных технических условий.

Я не останавливаюсь на деталях, поскольку тема качества станет предметом обсуждения за круглым столом.

Развитие отношений с поставщиками
Основные принципы:
- прозрачное планирование по всей цепи производства и поставок;
- развитие долговременных отношений;
- развитие интерактивных коммуникаций;
- создание команд специалистов ОАО "АВТОВАЗ" для постоянной работы с ключевыми поставщиками, в т.ч. при разработке новых моделей;
- развитие интегрированной системы управления качеством, соответствующей стандартам ИСО 9001:2000 и ИСО/ТУ 16949.

Основные направления:

1. Поставка конструктивных модулей.
На смену поставкам отдельных деталей или мелких узлов приходит участие поставщика в разработке и освоении новых интегрированных узлов. Поставщики привлекаются к разработке новых моделей автомобилей с самой ранней стадии и несут ответственность за функциональный узел или комплект изделий. В дальнейшем своевременное изготовление и доставку готовых к сборке систем и агрегатов должны обеспечивать поставщики первого уровня.

2. Новый технический уровень традиционных комплектующих
Для обеспечения вывода автомобильных компонентов, производимых в настоящее время на отечественных заводах, на технический уровень, соответствующий современным требованиям, необходимо выполнить значительный объем НИОКР. На ОАО "АВТОВАЗ" имеются инвестиционные предложения по разработке и постановке на производство ряда комплектующих изделий, таких как системы безопасности, компоненты ЭСУД, системы выпуска газов, силовые энергоустановки, системы кондиционирования, системы АБС, металлоизделия (замки дверей, подшипники, амортизаторы), системы топливопроводов. Общий объем инвестиций оценивается в 405 млн. USD.

3. Новые виды комплектующих изделий
Развитие мирового автомобилестроения как в плане законодательных требований, так и в плане удовлетворения запросов потребителей явилось причиной появления принципиально новых комплектующих изделий, которые в настоящее время не производятся в России. Учитывая мировой опыт по новым комплектующим изделиям, наиболее целесообразным представляется лицензирование сборки этих изделий с освоением их производства в России и в дальнейшем создание собственной базы НИОКР. Основные актуальные для нас проекты представлены на Рис. 7. Перспективные проекты освоения комплектующих.

Тема закупок комплектующих и перспективные проекты более подробно будут обсуждаться за круглым столом.

4. Эволюция производства автомобилей на ОАО "АВТОВАЗ"
Планируется выделение неосновных производств с тем, чтобы оставить на ОАО "АВТОВАЗ" разработку и производство лишь тех компонентов, от которых в первую очередь зависит успех новой модели (кузов, двигатель, трансмиссия). С целью освобождения площадей для размещения новых технологических процессов изготовления и сборки автомобилей предусматривается расширение кооперации путем размещения на предприятиях поставщиков производств узлов, заготовок, деталей ныне действующего производства ОАО "АВТОВАЗ" (около 3200 наименований). Такая же политика будет проводиться в отношении производства ряда деталей для нового семейства автомобилей, традиционно изготовлявшихся на ОАО "АВТОВАЗ", например, вынос производства "мелкой штамповки".

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК — КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ПОСТАВОК

Несмотря на ряд успешных проектов, о которых шла речь выше, до настоящего времени присутствие иностранных производителей автомобильных компонентов в России остается довольно ограниченным. В этом году, чтобы облегчить новичкам выход на рынок, АВТОВАЗ принял решение о создании индустриального парка в статусе совместного предприятия ЗАО "Автомобильный индустриальный парк". В числе других партнеров - управляющая компания "Российские автокомпоненты" (RAC), германская компания Ferrostaal, крупнейший акционер ОАО "АВТОВАЗ" - "Всероссийский автомобильный альянс" (AVVA). Председателем правления ЗАО избран Дэвид Херман - бывший вице-президент корпорации General Motors.

Создана совместная рабочая группа из ведущих зарубежных и отечественных специалистов и мы уверены, что ей по силам разрешить пионерскую для России задачу.

Площади индустриального парка будут сдаваться в долгосрочную аренду зарубежным и отечественным производителям автокомпонентов. Для выпуска продукции им нужно будет лишь привезти оборудование, обучить российских работников и состыковать свое производство с "вазовскими" технологиями. Предполагается, что иностранные компании будут открывать совместные или дочерние предприятия, либо свои филиалы. Подписание первых договоров аренды ожидается в ноябре с.г.

Инвестирование в предприятие будет осуществляться в три этапа. На первом этапе будет введено 10 тысяч кв.м. производственных площадей на территории ОАО "АВТОВАЗ". Далее индустриальный парк будет расширяться. Вторая очередь предусматривает расширение до 33 тысяч кв.м., третья – до 87 тысяч кв.м. На начальном этапе индустриальный парк будет использоваться не только для производства новых компонентов, но и для повышения эффективности производства ОАО "АВТОВАЗ" посредством вывода определенной части сборки и производства компонентов за пределы главного конвейера. В настоящее время разрабатываются первоочередные проекты для реализации в индустриальном парке:

- производство комплектующих для нового двигателя и КПП;
- освоение агрегатов и модулей улучшенного качества для существующего модельного ряда автомобилей ВАЗ;
- освоение агрегатов и модулей для сборки перспективной модели на основе новых технологий.

Рис. 8. Перспективные проекты для освоения в индустриальном парке

Автомобильный индустриальный парк со временем обеспечит арендаторов не только производственными зданиями, но и офисами, высокоскоростными средствами связи, таможенным складом, гостиницей и паркингом, службой охраны, предоставит услуги консультантов и переводчиков. Он же возьмет на себя логистику и поддержку продаж, маркетинг, поиск персонала, а также факторинг - финансовые гарантии по оплате заказчиком выпущенной продукции. Общая стоимость проекта оценивается в 60-80 млн. долларов.

Как местные, так и зарубежные поставщики могут расценивать данную информацию, как приглашение к участию.

Надеюсь, что мне удалось представить вдохновляющий ландшафт российского автомобильного рынка.

Благодарю за внимание.
2003-10-22
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"










Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.