Принцип банана

Игорь Найденов.


На прошлой неделе предложено вновь повысить пошлины на подержанные иномарки. Для владельцев "ВАЗа" и его поставщиков такое решение - полная победа. Для миллионов российских автолюбителей - ограничение их права на выбор.
Открывая совместное предприятие "GM-AVTOVAZ", руководители ВАЗа надеялись, что "General Motors" научит российский автопром, как надо работать. Пока получается наоборот: российский автопром учит американцев, как работать не надо.



Владимир Николаевич работает бандитом. В автоцентре Тольятти он скупает для перепродажи "Жигули" у работников АВТОВАЗа, которым машины положены со скидкой. Недавно его восьмилетняя дочь спросила, какая у него профессия. На следующий день он сменил кожаную куртку на двубортный костюм и попросил начальство центра завести ему трудовую книжку. Скупка автомобилей пошла энергичнее - Владимира Николаевича перестал бояться клиент.



Я милую узнаю по штрих-коду

Тольятти цивилизуется. Малиновые пиджаки ушли с ВАЗа, уступив место "красным крышам" - милицейским то есть. Вместо бандитских бирок на сходящие с конвейера автомобили ставят штрих-код фирмы-дилера. Частных покупателей уже не "бомбят" у Жигулевского моря. Как о мезозое, вспоминают здесь космонавтов и другой знаменитый народ, который вместе с их новыми машинами приходилось отбивать у дорожных рэкетиров. Почему "не бомбят"? "Бомбисты зарегистрировали фирмы, - отвечают на заводе, - а рэкет заложили в продажную стоимость автомобиля".


У города была бы и вовсе безупречная репутация, если бы не ТВ. Каналы то и дело крутят фильм из цикла "Криминальная Россия" о жестоких бандитских войнах, которые шли здесь несколько лет назад. Менеджеры ВАЗа говорят, что в показе "пугача" заинтересованы московские продавцы: покупатель должен быть убежден, что, поехав на Волгу за дешевой машиной, он рискует жизнью.


Так или иначе на окультуривание Тольятти указывают особые приметы. Главной из них принято считать приход на Волжский завод корпорации "General Motors" и открытие СП "GM-AVTOVAZ".



Дернуть за веревочку

СП настроено занять существенный сектор российского авторынка. 23 сентября прошлого года с его конвейера сошел первый автомобиль под маркой "Шевроле-Нива", разработанный на базе модели ВАЗ-2121. Пока предприятие выпускает 20 автомобилей в день. В 2005 году планируется произвести 75 тысяч таких машин. Про СП в Тольятти говорят всякое.


Председатель совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" Владимир Каданников рассчитывает, что американцы научат нас трудиться: "На СП уже сейчас работает много молодых русских специалистов, и потом они перенесут полученный опыт на АВТОВАЗ, ту культуру и ноу-хау, которые приняты в знаменитых зарубежных автомобильных корпорациях".


Любопытно, как молодые русские это будут делать. Говорят, что между Владимиром Каданниковым и гендиректором ЗАО "GM-AVTOVAZ" Джоном Милонасом заключен негласный договор: на ВАЗ специалистов с СП не брать.

У проходной СП на этот счет мнения нет. Рабочие молчат. Или твердят про какую-то подписку о неразглашении. В городе, однако, мне удается разговорить одного слесаря-сборщика. Раньше Петр Тимофеевич работал на ВАЗе, легко прошел конкурс, объявленный "GM-AVTOVAZ".


- Украсть пока ничего не удается, но кое-какие ноу-хау уже есть, - говорит он, машинально потирая руки. Люди утверждают, что у Петра Тимофеевича они золотые.


В "GM-AVTOVAZ" не скрывают, что цеха предприятия оборудованы камерами наблюдения, а бригадиры прячут дорогостоящую электронику в сейфах и после смены отчитываются о ее сохранности.


Олегу Данилину - 34. Потомственный автозаводец. Сейчас - начальник участка ОАО "Автоцентр Тольятти ВАЗ". Получил приглашение работать на СП в равноценной должности с зарплатой, втрое превышающей нынешнюю.


Отказался. Объясняет так:


- Почему я должен пахать на американцев, которые присвоили нашу машину? На ней ведь все вазовское, даже замок зажигания от "десятки". Если ты начал на ВАЗе с нуля и у тебя есть мозги, то рано или поздно ты станешь начальником цеха. Тебя продвинут. А на "GM" ты просто придаток технологии.


- В основе деятельности завода, - говорит директор СП по связям с общественностью Владимир Дербенев, - лежит система ресурсосберегающего производства. Каждая вещь должна находиться на своем месте и подаваться в строго определенное время.


Все детали расположены в сборочном цехе СП на расстоянии вытянутой руки от рабочего. Если они заканчиваются, рабочему достаточно дернуть за цепочку, чтобы прозвучала мелодия - сигнал для автопогрузчика. Каждой детали соответствует своя мелодия.



"Некондиция" на марше


Есть такой штамп: стерильно, как в операционной. Это - про "GM-AVTOVAZ". Белые сорочки, отутюженные брюки и джемперы с эмблемой компании, в которых работают как на конвейере, так и за столами офис-менеджеров. Общая для всего персонала форма - часть корпоративной политики компании "GM", которая тиражируется на ее предприятиях и призвана создать атмосферу большой семьи. Все здесь обедают бесплатно, в общей столовой. Праздники справляют вместе, с семьями - руководители и рабочие. Сотрудники, не занятые на производстве, включая директоров направлений, обязаны 100 часов в году отработать на конвейере.


Сейчас на предприятии трудятся чуть более 200 человек, из них 11 иностранцев. Каждый претендент на вакансию СП проходит восьмичасовой тест. 12 обозревателей оценивают соискателя по семи критериям и восьмибалльной шкале. Выдержавшим конкурс обещают две привилегии: стабильную зарплату, которая, правда, не должна превышать ВАЗовский аналог более чем на двадцать процентов, и цивилизованный труд.


В Тольятти есть уникальный в своем роде магазин автозапчастей, где можно по договоренности с нужным человеком купить родную вазовскую деталь - внимание! - по цене дефектной. Магазин называется "Некондиция".


- Ничего, скоро и американцы узнают про наш принцип банана, - не без удовольствия заметил продавец "Некондиции", когда я рассказал ему о проблемах СП.


- Это что-то техническое?


- Кулинарное. Автомобиль дозревает у потребителя...



Тестовое оборудование на СП едва ли не дороже всего завода. Есть тесты, проверяющие сход-развал, регулирующие работу фар. Дождевальный тест испытывает машину на герметичность. Другой - на шумоизоляцию. В заключение автомобиль покрывают воском, как импортное яблоко. Все хорошо - одно непонятно: почему СП на свой автомобиль дает только год гарантии - при том, что АВТОВАЗ предоставляет два года на всю свою продукцию?


Первую "Шевроле-Ниву" купил губернатор Самарской области Константин Титов. Покупку вернули на завод с полдороги из-за дефекта в коробке передач. Соскочила внутренняя шайба. На СП же претензии переадресовывают к ВАЗу: "Это их поставка, мы же в коробку не залезаем".



Наш адрес - Советский Союз


В Тольятти я поселился в небольшой гостинице. Евроремонт, турецкая фурнитура. Вместе с ключом дают скрепку. Объясняют, что без скрепки ванную комнату не открыть. "Что вы хотите - Россия", - успокаивают меня горничные.


Родной менталитет в Тольятти поминает каждый. Что это такое, толком никто не знает. На "родном", несовместном с американцами ВАЗе его многие путают с менингитом. Поэтому прибегают к эвфемизмам.


- Молотком забитый болт лучше, чем отверткой завинченный гвоздь, - цедит бригадир наладчиков Петр Николаевич. Он пришел посмотреть на старт традиционного ралли "Жигули" у Дворца спорта.


- Что вы имеете в виду?


- Нам недавно приказали по вторникам в бригадах собрания проводить. По качеству. За двадцать минут до обеда завод встает и начинает травить анекдоты. Лучше бы десяток машин лишних собрали...


Петр Николаевич оглядывается - зарычал движок "Опеля". Это его земляки стартовали на "девятке".


На ВАЗе взялись за качество. Вдоль конвейеров развешаны плакаты: "Выполнил работу - проверь качество", "Совесть - лучший контролер", и все в таком духе. Полтора километра агитпропа.


Саша работает на заводе восьмой год, на погрузчике, в корпусе вспомогательных цехов. Зарплата - вокруг пяти тысяч. Цепь - вокруг шеи. Золотая, толщиной с большой палец мужской ноги. Говорит, что зимой завод всегда встает.


- Это хорошо: кому отдохнуть дают, а мне подхалтурить. В автоцентре перебрать двигатель стоит 18 тысяч, а я в гараже за 10 сделаю...



Игра в дефекты


На ВАЗе - ни намека на застой. Сборочные нитки движутся в обычном режиме. Завод работает в две смены по шесть часов. Но в феврале вернется к прежнему восьмичасовому графику. Площадки готовой продукции заполнены на 70 процентов. О затоваривании и ноябрьской остановке никто не вспоминает. Все говорят, что зимнее снижение продаж - сезонное явление: "Люди ждали Нового года, чтобы в документах на машину можно было поставить цифру 2003".


Один из самых тяжелых участков первой нитки, где собирают "классику", - установка двигателей и трансмиссии. Бригада играет в кости.


- Видишь, шпилька пошла, - говорит бригадир. - Дефектная по резьбе. Если я заявлю о ней, мне ОТК писульку принесет и запишет дефект на счет бригады. Мы вылетим из нормативов, 60 человек останутся без премии. Лучше я эту шпильку пропущу.


- А если и другие пропустят?


- Не боись... Дефектчик паклей замотает и завернет. Пакля сгниет. Через 100 километров. Шпильку, конечно, придется сваривать.


Бригадир выкидывает два-два. Матерится.


- У меня вон расширительный бачок лопнул, антифриз вытек. Месяц только проездил. А на станцию не пробиться, очередь по гарантии бешеная. Пришлось машину на фирму ставить, бачок покупать за 120 рублей. Козлы.


Бригадир кипятится. При Советах он ездил по обмену в Италию, работал на "Фиате". Знает, что некондиционную машину должен сопровождать специальный человек - по всей технологической цепочке до цеха устранения дефектов; что заметивших дефект нужно поощрять...


Выпадает шесть-три.


- Вообще сейчас стало легче. Раньше мне, как начальнику и коммунисту, надо было воспитывать всех этих алкашей, воров и лодырей - исподлобья смотрит на бригаду, - на поруки брать, их работу делать. А теперь любого ошкурю...


Еще совсем недавно в отделе кадров ВАЗа стояли очереди. Теперь пусто. Ходят слухи о сокращениях. Штрафников выгоняют сразу. Люди стали держаться за место.


Бригадир с первой нитки на велосипеде поехал в конец конвейера. Повез на площадку доводки карточку разрешения.


Карточка разрешения - недоразумение советского автопрома. Менеджеры ВАЗа говорят, что надо расстрелять тех, кто придумал эту бумагу, но упразднить ее почему-то не могут.


Смысл в общих чертах такой. На завод приходит партия некондиционных комплектующих - неизвестно как, но благополучно миновавших входной контроль. Других "комплектов" у мастера нет, а план давать надо. Приходится писать разрешение на использование деталей с дефектами, чтобы потом, уже на выходе автомобиля, их устранить. Все устранить невозможно. Скажем, если на конвейере применяют точечную сварку, то при доводке - полуавтоматическую, менее качественную.


Каждые 22 секунды из ворот АВТОВАЗА выезжает новый автомобиль, каждый четвертый автомобиль возвращается на завод для обмена.


Впрочем, три ведь не возвращаются. Сержант-гаишник Дима, вовлеченный мною в дискуссию о качестве "Жигулей", все твердил, что не его ума это дело. Тем временем мимо "на красный" пролетел "Мерседес". Дима не спеша сел в свою "семерку", завелся, а через пять минут так же не спеша под конвоем пригнал нарушителя к посту...


Шукур Тушдиев, директор производства ОАО "Автоцентр Тольятти ВАЗ", не пошел на церемонию открытия "GM-AVTOVAZ" из-за обиды на американцев: в стилизованной бабочке - эмблеме "GM" - различает крест, поставленный на "Ниве". "Шевроле-Ниву", однако же, купил за восемь тысяч и нахваливает. Справедливости ради надо сказать, что с тольяттинскими ухабами она справляется идеально. Другое дело, что вскоре после покупки хозяину пришлось менять полуось, доводить амортизаторы.



Спасибо, что не обанкротили


Амортизаторы ВАЗу поставляет Скопинский автоагрегатный завод. На его проходной простота нравов соседствует с широтой мысли. "Проход через проходную ОАО "СААЗ" разрешить только с целлофановыми пакетами, дамскими и мужскими сумочками, размер которых не превышает 40х30". Это - приказ гендиректора. А рядом другой плакат: "Трудовых успехов вам, автоагрегатчики!"


Двое агрегатчиков с утра уже успели опохмелиться: тяжело и сосредоточенно дышат. Я - к ним, узнать про качество. Они мне: "Не мешай легкие проветривать, а то ОМОН на завод не пустит". Даю им по жвачке; они, не благодаря, скрываются за турникетами.


Скопин находится в двух часах езды от Рязани. Городок застрял где-то в 70-х годах прошлого столетия. Наверное, потому, что время здесь течет по-особенному. Вот плакат, посвященный 61-й годовщине освобождения города от фашистов. А там - другой, посвященный уже 60-й. Бомжи на Вечном огне пекут картошку. Церковь на Комсомольской улице. Дворец культуры не уступает Парфенону ни в размерах, ни в разрушениях. Деревянные улицы названы в честь основоположников. А если попадется на табличке посторонняя фамилия - Федор Полетаев, например, - то рядом будет висеть доска, объясняющая, кто это такой.


С Чеховым тоже есть связь. 120 лет назад здесь шумно проворовался директор Скопинского общественного банка Иван Гаврилыч Рыков, и Антон Палыч написал об этом фельетон. А еще в Скопине есть чеховские дома: их чехи построили.


В Скопинском районе проживает примерно 74 тысячи человек. Район в значительной степени зависит от отчислений СААЗа: там работают 3,5 тысячи человек. А сам агрегатный - от ВАЗа, своего собственника. Когда в прошлом ноябре Волжский автомобильный стало трясти, Скопинский агрегатный затрясло с неменьшей силой: сначала упали поставки, потом наступили вынужденные каникулы. До марта смена на заводе будет длиться 6 часов. Почти наполовину сокращены зарплаты; токари-расточники, к примеру, за декабрь получили по 1600 рублей.


Дверь кабинета начальника отдела труда и заработной платы потыкана ножом. Следы свежие, но неглубокие. В хорошие времена зарплаты на СААЗе выходят достойные, в среднем - четыре с половиной тысячи. Попасть на завод здесь считается удачей, несмотря на то, что он находится в десяти км от города. Другой возможности трудоустроиться нет: стекольный завод еле тянет план, металлургический - давно лежит на боку.


Если на СААЗе собираются давать деньги, то об этом весь город - вкупе с ближними селами - узнает на два дня раньше бухгалтерии. Заводские получили зарплату - значит, оживают рынки и кое-где начинает визжать бензопила. Теперь же на СААЗе ждут сокращений и вспоминают, как несколько лет назад получали зарплату амортизаторами - 27 руб./шт.


Александр живет в селе Чулково, работает на заводе год, учеником электромонтера. Начнутся сокращения, он на очереди первый:


- Уволят - пойду по контракту. Вон, военкомат в 76-ю дивизию ВДВ зовет...


Замгендиректора СААЗа по производству Валерий Луканин считает, что заводу нужно поднимать качество:


- Все технологические операции по комплектующим для "GM-AVTOVAZ" мы выделили и крупно надписали для рабочих...


Гендиректор Александр Мамонтов, напротив, отрицает, что его завод делает что-то специально для тольяттинского СП. Он критикует правительство за отсутствие поддержки отечественного товаропроизводителя и подумывает о создании на заводе совместного предприятия:


- А рабочие пусть спасибо скажут, что завод не обанкротили и зарплату всегда вовремя давали!


Руководству завода есть отчего злиться. По данным Раисы Климоновой, и.о. замглавы муниципального образования "Скопинский район" по экономической реформе, за девять месяцев прошлого года темп роста по объемам выпускаемой продукции составил на СААЗе 9 процентов. Стабильно увеличивался средний размер зарплаты и даже опережал инфляцию. Но остановки конвейеров на АВТОВАЗе свели все успехи скопинского предприятия к нулю.




* * *



На автобусной площадке около проходной СААЗа мерзнет некий ИТР. Говорит, что на ВАЗе хотят невозможного: из некондиционных комплектующих собирать конкурентоспособные автомобили. Жалуется на поставщиков металла, мол, лучший уходит в Китай, а нам остается низкосортный.


Мысль понятная, но к металлургам я не поеду. Они меня на рудники пошлют.

Москва - Тольятти - Скопин



ДОСЬЕ МН

АВТОВАЗ поставляет СП 65 процентов комплектующих. Качество вазовских "комплектов", мягко говоря, не устраивает СП. Поначалу "GM-AVTOVAZ" просто завалило волжский завод штрафами. Теперь будто бы на ВАЗе появились спецагенты, которые из комплектующих выбирают наиболее кондиционный товар - исключительно для СП. Сведущие люди из числа вазовских менеджеров утверждают: чтобы выполнить к концу года план по объемам, на "GM-AVTOVAZ" стали брать в работу и некондицию.
По данным сайта LADAONLINE, в прошлом году на автомобильных и автосборочных предприятиях на территории России произведено примерно 994 тысячи легковых машин, что на 4,5 проц. меньше показателей 2001 года. Лидером остается АВТОВАЗ. С его конвейеров сошли 703 тыс. автомобилей (уменьшение - 8, 46 проц.).


На второе место среди российских производителей вышло ОАО "ИЖмаш-авто" - 78,2 тыс. шт. (увеличение - 63,6 проц.). 48 проц. автомобилей, выпущенных на "ИЖмаше", произведено из машинокомплектов волжского автозавода.


ГАЗ произвел 65,6 тыс. шт. (уменьшение - 18,7 проц.), зато увеличил объем выпуска "Газелей" и "Соболей", выполнив план производства.








Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.