Не только ошипованные шины

Зимой большинство автомобилистов устанавливают на автомобили шины с зимним рисунком протектора, без шипов или ошипованные. Кто-то не представляет себе движение в гололед без шипов, кто-то, наоборот, считает их применение совершенно необязательным.
Сравнивать ошипованные и неошипованные шины без указания конкретных моделей, без привязки к стилю езды и конкретному автомобилю нельзя — слишком много деталей, играющих на дороге очень важную роль. По этой причине мы ограничимся общими соображениями, из которых начинающие водители сами сделают соответствующие выводы.
Шины для езды по зимним дорогам нужно выбирать с высоким профилем и небольшой шириной. Ширина шины влияет на надежность сцепления с дорогой — чем шире покрышка, тем меньше удельное давление колеса на покрытие, а значит, хуже сцепление его с дорогой. Поэтому важно постоянно следить за давлением в шинах, не допуская его снижения и увеличения пятна контакта колеса с дорогой. Долго искать самые узкие шины не имеет смысла — они выпускаются определенных типоразмеров, и для конкретной машины выбирать придется из двух-трех размеров, не больше.
Высокий профиль шины увеличивает ее продольную эластичность, повышает способность сглаживать внезапные боковые удары без потери контакта с дорогой. Низкопрофильная резина, как правило, жестче и потому легче срывается в занос.
Чем хороши неошипованные покрышки? Качественная зимняя шина из так называемой “соленой” резины в любых условиях не уступает хорошей ошипованной. Во-первых, она более комфортна и не гудит на чистом асфальте. Во-вторых, неошипованная покрышка ровнее работает на разных типах дорожных покрытий. Самое главное — она не провоцирует водителя на превышение скорости, так как он постоянно помнит о возможности срыва колес в занос и ведет себя на дороге осторожнее.
Ошипованные шины на зимних дорогах делают автомобиль более устойчивым, управляемым. Они позволяют двигаться по скользким дорогам с более высокой скоростью, не нарушая требований безопасности, лучше удерживают машину на заданной траектории. У начинающих водителей может возникнуть ощущение, даже уверенность в абсолютном контроле над автомобилем при любом состоянии дорожного полотна. Уверяю вас, что это ощущение ошибочно.
Ошипованные шины обладают определенным коварством: они провоцируют водителя на превышение скорости. Например, на льду он уверенно контролирует машину, но затем при изменении дорожных условий происходит резкое изменение сцепления колес с дорогой, что приводит к срыву в занос. Шипы хорошо работают на голом льду, чуть похуже — на ледяной крошке, но еще хуже они ведут себя на чистом асфальте. Здесь сцепление ошипованного колеса с дорогой можно сравнить со сцеплением обычной резины со льдом — управляемость автомобиля падает до минимума. Если на такой дороге еще и затормозить так, что колеса пойдут юзом, шипы превратятся в полозья коньков, на которых машина помчится еще быстрее, но без желания и участия водителя. Тормозной путь на асфальтобетонном покрытии у автомобиля с ошипованными шинами на 20% больше, чем с неошипованными.
При торможении на дороге, покрытой льдом, тормозной путь автомобиля на ошипованных шинах уменьшается на 20—25% по сравнению с обычными. На укатанном снегу их преимущество составляет всего 5—10%, а на рыхлом снегу тормозной путь шипованных и нешипованных шин почти одинаков.
При разгоне по ледяной поверхности, укатанному и даже рыхлому снегу ошипованные шины имеют небольшое преимущество. При движении на закруглениях малого радиуса, расположенных на спуске, подъеме или имеющих значительный поперечный уклон, при невысоких скоростях шипы дают преимущество, обеспечивая более уверенное прохождение поворота.
Установкой на автомобиль только двух шипованных колес эффекта не добиться — кроме ошибочного представления, что вы подготовились к зиме.
Подготовка автомобиля к зимним дорогам не может ограничиваться установкой специальных шин. Они, даже самые совершенные, не обеспечат нужного сцепления при неисправных амортизаторах или подвеске. Необходимо провести целый комплекс мероприятий и устранить выявленные неисправности. В условиях гололеда повышаются требования, предъявляемые к амортизаторам. Они должны обеспечивать постоянный контакт колеса с дорогой, без чего эффективность работы любой шины невелика. Неисправный амортизатор сведет на нет все преимущества самой хорошей зимней резины, не даст ей возможности полностью включиться в работу и оказаться полезной настолько, насколько рассчитывает водитель.
Необходима тщательная диагностика и регулировка систем питания и электрооборудования двигателя. Зимой он должен работать без провалов и рывков, которые провоцируют срыв колес из-за резкого изменения усилия на них. Рулевое колесо должно поворачиваться из одного крайнего положения в другое без заеданий. Руль должен быть жестким за счет геометрии подвески, а не из-за неисправности механизма. В противном случае трудно будет уловить момент срыва передней оси и своевременно на него среагировать. Углы установки колес перед зимним сезоном нужно проверять обязательно — малейшее отклонение влияет на управляемость машины, что особенно заметно на скользкой дороге.
Правильно подготовив автомобиль к эксплуатации зимой, нужно помнить, что для уверенного вождения по скользким дорогам необходима еще и правильная оценка дорожных условий, умелое применение приемов управления, неуклонное выполнение правил дорожного движения.

Михаил Баринов,
Биржа плюс Авто







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.