ВАЗ: ВАЗов станет меньше?

С 30 июля вводится специальная пошлина в размере 31,7% на новые российские автомобили с объемом двигателя 1,0-1,5 л.

С 30 июля вводится специальная пошлина в размере 31,7% на новые российские автомобили с объемом двигателя 1,0-1,5 л.Решение ввести предварительную специальную пошлину на российские автомобили было принято Межведомственной комиссией по международной торговле при Министерстве экономики и вопросам европейской интеграции Украины (далее – МВК) 12 июля и опубликовано в «Урядовом курьере» 17.07.2002. Введение дополнительной пошлины стало результатом расследования, инициированного ассоциацией «Укравтопром» еще 11 января 2002 года. В заявлении, поступившем из этой организации, объединяющей украинских автопроизводителей и сборщиков автомобилей, утверждается, что в 2000 году из-за увеличения импорта российских легковых автомобилей с двигателями объемом от 1,0 до 1,5 литра убытки отечественных автопроизводителей выросли на 39%. Другие заинтересованные лица (импортеры российских автомобилей и представители российской стороны) заверяют, что угрозы украинскому автопрому со стороны импорта ВАЗов сегодня не существует.

Автопрому угрожают?

В результате расследования МВК установила, что данные заявителя «содержат достаточно доказательств того, что увеличение объемов импорта в Украину причинило значительный вред и грозит нанесением существенного вреда национальному товаропроизводителю» (цитата из Решения). Кроме того, комиссия определила, что «промедление с введением предварительных специальных мер наносит значительный вред национальному товаропроизводителю». В результате МВК приняла решение продлить срок проведения специального расследования до 8 декабря 2002 года и применить предварительные меры к импорту новых легковушек из России. В период с 30 июля по 2 декабря 2002 года на российские легковые автомобили, включая грузо-пассажирские, фургоны и гоночные с объемом двигателя 1000-1500 см куб., вводится предварительная специальная пошлина в размере 31,7% от таможенной стоимости машины. Данная пошлина взимается независимо от других законных налогов (то есть акцизный сбор и НДС уплачиваются, а ввозная пошлина, согласно Договору о свободной торговле между Украиной и Российской Федерацией – нет). МВК зафиксировала в документе поручения: Министерству экономики – продолжить расследование относительно импорта российских автомобилей и составить отчет о его результатах; Гостаможслужбе – выдать нормативные акты для обеспечения исполнения решения. Кроме того, Минэкономики поручено провести консультации с российским Министерством экономического развития и торговли по добровольному ограничению поставок данного вида автомобилей. Если в процессе переговоров с россиянами будет достигнуто их согласие ограничить импорт ВАЗов, дополнительную пошлину отменят досрочно.

Цены вырастут

Последствия данного решения для украинского рынка новых автомобилей достаточно предсказуемы. Повышение пошлин коснется всех ВАЗов, а также легковой и грузо-пассажирской модификаций Иж «Ода». Некоторые автомобили с уплатой данной пошлины завозить в Украину станет невыгодно. Ведь сборка ВАЗ-2104, -07, -09 и -099 налажена на Луцком автозаводе. «Классика» может комплектоваться двигателями объемом 1,6 л, а на такие модификации действие решения МВК не распространяется. Не подорожает и «Нива», а также минивэн на ее базе «Надежда» – эти автомобили комплектуются двигателями рабочим объемом 1,7 л. Наиболее существенно подорожают ВАЗы «десятого» семейства: если импортировать эти машины с уплатой 31,7% пошлины, их стоимость возрастет на $1000-1500. Понятно, что количество желающих покупать ВАЗы по таким ценам резко уменьшится, зато увеличится спрос на автомобили-конкуренты – Daewoo Lanos, ЗАЗ-Daewoo «Сенс», Dacia SupeRNova. Впрочем, дилеры могут снижать затраты на импорт оформляя ввоз на физических лиц. В этом случае цены повысятся максимум на $200-300. При этом спрос снизится незначительно или сохранится на прежнем уровне (скажется ожидание квотирования импорта ВАЗовских машин). Хотя при такой схеме импорта покупатели, скорее всего, будут лишены гарантийного обслуживания. Надежды на то, что до начала действия пошлины (30 июля) автотрейдеры завезут в Украину достаточное для продаж на протяжении 4 месяцев количество машин, ничтожны: согласно установленной практике, украинские автоимпортеры ВАЗа заказывают автомобили и вносят предоплату за месяц до их поставки с завода. Поэтому до конца июля могут быть ввезены только машины, «залежавшиеся» на складах российских или зарубежных дилеров.

Возможно, что дополнительная пошлина в размере 31,7% так и не будет введена. Об этом заявил Премьер-министр Украины Анатолий Кинах, сообщает «Интерфакс-Украина». «Я очень надеюсь, – говорит глава украинского правительства, – что до начала действия этих мер (пошлин) мы вместе с российским правительством найдем оптимальные решения (предполагающие взаимную отмену ограничительных мер на украинcкую и российскую продукцию), которые позволят нам эффективно сотрудничать на принципах равноправного и взаимовыгодного партнерства, не создавая проблем и искусственных барьеров для субъектов экономики обеих стран. Нам крайне необходимо выработать систему упреждающих мер в случаях, когда та или иная продукция украинских или российских предприятий создает конкуренцию, опасную для национальных производителей».

Дальнейшее развитие событий во многом зависит от позиций России и «АвтоВАЗа». А реакция россиян пока настораживает. «Вопросы последующих экономических взаимоотношений теперь будут решаться на уровне правительств наших государств. Одним из возможных действий «АвтоВАЗа» в сложившейся ситуации может быть соизмеримое повышение цен на сборочные комплекты для Луцкого автозавода», – говорит заместитель директора по техническому обслуживанию автомобилей АО «АвтоВАЗ» Анатолий Афанасьев (по данным пресс-центра ВАЗа). Если россияне сделают этот шаг, украинский рынок для них будет окончательно потерян, и виноваты в этом будут только они сами.

Кстати, некоторые украинские торговцы в связи с ажиотажем вокруг решения МВК уже подняли цены на ВАЗы. И пока у них нет недостатка в клиентах. Хотя реальное повышение цен и дестабилизация рынка с введением дополнительной пошлины могут оказаться меньшими, чем на волне сегодняшнего ажиотажного спроса.

 МНЕНИЕ   

Владимир Черников
Директор «Укрпроминвест-Авто»

– Мы категорически против введения каких-либо мер по ограничению импорта российских автомобилей. Ведь 43% проданных концерном ВАЗов – российского производства, а 57% – украинского. Причем в Украине выпускается только 4 модели, остальные (больше десяти) импортируются из России. Концерну невыгодно терять такую значительную часть рынка. К тому же, по нашему мнению, основную угрозу для украинского производителя составляют не 40 тысяч продаваемых ежегодно новых ВАЗов, а 180 тысяч подержанных иномарок. Данная мера не поможет производителям: ее действие распространяется только на юридических лиц, и ВАЗы могут ввозиться физических. Тем самым будет подорван цивилизованный рынок, который не так давно сформировался.

Впрочем, окончательно ситуация определится после разъяснения правил взимания пошлины: относится ли эта мера только к субъекту внешнеэкономической деятельности, как это должно быть согласно Закону «О применении специальных мер по импорту в Украину», или к товару, как это записано в решении Комиссии. Впрочем, в любом случае «Укрпроминвест» понесет убытки: ведь из-за повышения цен спрос на ВАЗы существенно снизится или отложится (покупатели будут ждать окончания действия данной меры). В связи с этим нарушится график поставок российских автомобилей, согласованный с «АвтоВАЗом». Из-за использования обходных путей импорта, чем будут заниматься «серые» дилеры, снизится рентабельность продаж концерна «Укрпроминвест» и других крупных операторов рынка, работающих легально. Итогом введения пошлины станет существенное повышение цен на ВАЗовскую продукцию для украинских покупателей. Таким образом, я вижу исключительно негативные последствия данного решения Комиссии.

Полагаю, что настоящей причиной введения спецпошлины являются санкции России на ввоз отдельных украинских товаров. Ведь согласно процедуре расследования, решение о каких-либо предварительных мерах по заявлению «Укравтопрома» должно было приниматься еще в апреле 2002 года. Поэтому, когда данная проблема стала политической, мнения заинтересованных сторон не учитывались.


 МНЕНИЕ   

Наталья Колесник
Заместитель директора ИАГ «AUTO-Consulting»

По результатам полугодия 2002 года продажи легковых автомобилей данной группы составили свыше 25 тыс. штук. «AUTO-Consulting» прогнозирует во время действия запретительных пошлин сокращение продаж этих легковых машин на 50%. Повышение цен на эти автомобили будет неоднородным: на ВАЗы луцкой сборки специальные меры не подействуют. Но потребуются дополнительные рекламные усилия, чтобы разъяснить покупателю особенности ценовой политики и поставок автомобилей. Цена на импортируемые из России готовые автомобили возрастет, но не более чем на 17-19%. Существенные убытки импортеров и дилеров в Украине неизбежны. Вокруг ВАЗов будет создан нездоровый ажиотаж, отложенный покупательский спрос на эту марку повлечет повышение цен в сегменте подержанных автомобилей.

Как следствие, ожидается рост продаж продукции «АвтоЗАЗ-Daewoo». Значительно активизируется рынок подержанных автомобилей. Следует учесть жесткие ограничения на импорт подержанных автомобилей в Украину и низкий уровень предложения в ценовом сегменте автомобилей до $6000, в связи с чем повышение активности ожидается в перепродажах б/у автомобилей, уже эксплуатирующихся в стране, и соответственный рост цен.

Несомненно, вырастут объемы продаж в низших ценовых диапазонах автомобилей иностранного производства. Но и в этом сегменте не все благополучно: рост курса евро приводит к повышению цен, что постепенно поднимает нижнюю планку цены на эти автомобили до уровня $10000.

После окончания срока действия специальных мер рынок, разумеется, будет компенсироваться резким ростом темпов продаж. Тем не менее, до конца 2002 года ожидается значительная дестабилизация, которая может привести к существенному переделу рынка легковых автомобилей в Украине.

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.