ЗАЗ 965: Нестареющий мотив

Так можно сказать о многих автомобилях мира, ставших легендой. Но сердцу украинского автолюбителя ближе и роднее ЗАЗ-965, или, как его называют в народе – «горбатый «Запорожец».

История модели

Сегодня перед украинскими автомобилестроителями остро стоит проблема создания народного автомобиля. А ведь в принципе такой автомобиль уже существует. И не надо далеко ходить, вот он, перед нами.

В основу появившегося в октябре 1960 года ЗАЗ-965 легли конструктивные особенности и форму итальянского Fiat-600. Автомобиль имел несущий двухдверный кузов, рассчитанный на четырех человек, V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, расположенный сзади, независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры двигателя и коробки передач.

Ровно через два года, в октябре 1962 года, модель претерпела небольшую модернизацию. Изменения коснулись внешности автомобиля, немного «подрос» кузов. Рабочий объем двигателя увеличился с 746 до 887 куб. см, соответственно с 23 до 27 л.с. (при 4000 об./мин) возросла и мощность. Максимальная скорость составила 90 км/ч, а расход топлива – 5,5 л/100 км. Полное название модели стало звучать как «Запорожец-965А» (представленный экземпляр как раз из их числа).

Несмотря на свой возраст, ЗАЗ-965 до сих пор пользуется любовью и уважением отечественных автомобилистов и предоставляет огромное поле деятельности для реставраторов и тюнингистов. Кто-то «наворачивает» эти небольшие машинки при помощи разнообразных современных агрегатов и аэродинамических обвесов, а кто-то по крупицам восстанавливает оригинал. Но и в том, и в другом случае неизменным остается одно – полная узнаваемость так полюбившегося за эти годы облика «горбатого».

Действительно, стоит взглянуть на формы и пропорции созданного более сорока лет назад кузова, как сразу теплеет на душе. Современная окраска не только не скрывает, а наоборот, подчеркивает эти плавные изгибы и нестареющие линии. В общий стиль автомобиля удачно вписались даже хромированные насадки на выхлопные трубы.

Салон

Широко распахивающаяся дверь позволяет легко проникнуть в салон, который сразу переносит нас в далекие шестидесятые.

Отвечающие за управление светом и стеклоочистителями одинаковые ручки, как и сигнальные лампы, растянулись по металлической передней панели. Тоненький обод руля большого диаметра позволяет легко считывать с приборного щитка лаконичную информацию: помимо скорости движения, водитель может узнать только количество бензина в баке, температуру масла и включены ли фары и «повороты».

Задние сиденья «горбатого» не балуют простором и уютом. Человек среднего роста уже упирается головой в потолок и обхватывает ногами передние сиденья. Зато процесс посадки на второй ряд в «Запорожце» даже легче и удобнее, чем на некоторых современных автомобилях.

Капот и багажник открываются из салона. Причем кнопка, отпирающая замок капота (напомним, что он у «Запорожца» сзади), расположена на средней стойке со стороны дверного проема, и воспользоваться ею можно только открыв дверь. Это исключает несанкционированное открывание капота на ходу.

Представленный в статье автомобиль – не выставочный образец, а вполне работоспособный экземпляр. Поэтому владелец, не нарушая общей стилистики внутреннего убранства, внес некоторые изменения в конструкцию машины и интерьер.

Для облагораживания салона сиденья, потолок и карты дверей обтянули натуральной кожей, а пол застелен плотным ковролином, что к тому же улучшило шумоизоляцию. Зная о проблемах с работой печки «965-го», штатную систему отопления заменили автономным отопителем фирмы «Герук». Картину адаптации «Запорожца» к повседневной жизни завершила установка более удобной ручки коробки переключения передач и магнитолы с СВ-xtqyl;thjv.

Оптимизация конструкции

Наиболее распространенное решение проблемы перегрева V-образного двигателя «Запорожца» – установка дополнительных воздухозаборников большой площади. Но таким образом нарушается гармония внешнего вида. Поэтому в нашем конкретном случае применили систему принудительной подачи воздуха через штатный воздухозаборник. Как только мотор нагревается до 80оС, включается установленный в крыле вентилятор, который и нагнетает дополнительную порцию воздуха, охлаждающего мотор.

Итог

Большой дорожный просвет, гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес (на них приходится 60% общей массы) обеспечивают «965-му» неплохую проходимость. Но слабая динамика, высокий уровень шума и маленький багажник (100 л) делают повседневную эксплуатацию автомобиля непрактичной по сегодняшним меркам. Такой автомобиль можно иметь для души. Чтобы, покатавшись на нем несколько часов, получить заряд бодрости и энергии.

 ЗАЗ-965А (1960 г.) Общие данные Тип кузова купе Дверей/мест 2/4 Габариты Д/Ш/В, мм 3330/1395/1450 База, мм 2023 Колея пер./задн., мм 1150/1160 Клиренс, мм 175 Масса снаряженная/полная, кг 610/965 Объем багажника, л 100 Объем бака, л 30 Двигатель Тип бенз. карб. Расп. и к-во цил./кл. на цил. V4/2 Объем, см куб. 887 Мощность, кВт(л. с.)/об/мин 19,8 (27)/4000 Макс. кр. мом. Нм/об/мин н.д.* Трансмиссия Тип привода задний КПП мех. Ходовая часть Тормоза передние/задние барабан./барабан. Подвеска передняя/задняя незав./незав. Гидроусилитель -- Шины 13 Эксплуатационные показатели Максимальная скорость, км/ч 90 Разгон 0-100 км/ч, с невозможен Средний расх., л/100 км 5,5 Периодичность ТО 2000 Стоимость ТО н.д. *н.д. – нет данных Плюсы Минусы Симпатичная внешность Легкая посадка на задние сиденья Высокая проходимость Маленький багажник Слабый мотор

Егор Медведев
Фото Андрея Яцуляка

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.