ГАЗ 20: «Волга» для журналиста

Оксана волновалась как никогда. Она ежеминутно смотрела на часы, поправляла прическу, проверяла, не забыто ли что-нибудь важное, – словом, вела себя, как и подобает тому, кто делает что-то впервые. Это было тем более странно, что ничего нового, казалось бы, Оксане не предстояло делать. Все как всегда – нужно встретить и пару дней сопровождать зарубежного гостя. Обычно это были инженеры, ученые или политики; сейчас – журналист, корреспондент центрального печатного органа польской коммунистической партии, газеты «Трибуна Люду» Ежи Войцеховски.

В общем-то, миссия несложная. Однако загвоздка была в том, что Оксане впервые довелось выполнять ее в одиночку. Обычно с ней был как минимум водитель, зачастую владевший иностранными языками не хуже, чем она – так сказать, для дополнительного контроля. Но к польскому гостю отнеслись с большим доверием и сопровождающего не выделили. Как догадывалась Оксана, руководители решили убить сразу двух зайцев – с одной стороны, продемонстрировать иностранцу, что в СССР к нему относятся радушно и доверительно; с другой – наглядно подтвердить тот факт, что советские женщины свободны и равноправны. Дескать, смотри – и за рулем они сами ездят, и образование получают такое же, как и мужчины, и вообще, никакого угнетения; не то что на прогнившем Западе!

Другой проблемой было то, что этот… как его… Войцеховски (ох, не забыть бы в нужный момент фамилию!) – поляк, а Оксана могла сказать по-польски только «дзень добры», «пшепрашам» и «до видзенья». Английский и немецкий она знала в совершенстве – все-таки пять лет в Киевском институте иностранных языков! А вот с польским не сложилось.

Как выяснилось при встрече, Ежи совершенно свободно и практически без акцента изъясняется по-русски. «Мой отец воевал вместе с вами против фашизма, – легко объяснил он этот факт, – и с детства привил мне уважение к вашей стране и вашему языку».

Легкая заминка возникла возле машины – увидев новенькую «Волгу», Ежи выказал желание лично сесть за руль.

– Нет, что Вы, что Вы! – решительно запротестовала Оксана. – Не положено, я поведу машину сама.

– Жаль, – вздохнул Ежи. – Я очень увлекаюсь автомобилями и с удовольствием хотел бы пробовать управлять вашей новинкой… Или это я неграмотно сказал?

– Ничего-ничего, все в порядке, – поспешила успокоить гостя Оксана. – У Вас отличный русский.

– Ну давайте, я хотя бы сфотографирую Вас возле этой красавицы-«Волги», – попросил Ежи. На этот раз Оксана возражать не стала: ничего секретного в этой машине все равно не было и быть не могло.

По дороге в гостиницу, а затем на ВДНХ (Ежи непременно хотел посмотреть выставку достижений советского народного хозяйства) разговор продолжал вертеться вокруг «двадцать первой». Оксана с удивлением обнаружила, что польский гость действительно здорово разбирается в советских машинах, однако и сама не упустила возможности блеснуть познаниями в этой области.

– В принципе, она не очень отличается от «Волги» первого поколения, – рассказывала девушка. – В основном, изменения коснулись только внешности. Вся передняя часть – и решетка, и фары – сделана совсем по-другому. А внутри мало что изменилось – вот только приемник новый да появился омыватель ветрового стекла. Ну и шины бескамерные – тоже совсем новая штука…

На ВДНХ они провели остаток дня. Ежи, как и предполагала Оксана, продемонстрировал недюжинные познания в различных областях науки и техники – журналист как-никак! – и разговор был интересен для обоих. Большую часть времени они провели в технических павильонах «Машиностроение», «Транспорт», «Угольная промышленность», однако и сельскому хозяйству внимания было уделено немало. Похоже, Ежи остался доволен увиденным – по крайней мере, свой фотоаппарат он не прятал в футляр ни на минуту. Отсняв добрых полдюжины пленок и исписав мелким почерком четверть блокнота, польский гость и к вечеру не выказывал никаких признаков усталости. Однако выставка уже закрывалась, нужно было направляться в гостиницу и хорошенько отдохнуть – ближайшие два дня обещали быть не менее напряженными…

 ГАЗ-21И (1959 – 1962) Общие данные Тип кузова седан Дверей/мест 4/5 Габариты Д/Ш/В, мм 4770/1800/1620 База, мм 2700 Колея передн./задн., мм 1410/1420 Клиренс, мм 190 Масса снаряж./полн., кг 1460/1885 Объем бака, л 60 Двигатель Тип бенз. карб. Расп. и к-во цил./кл. на цил. R 4/2 Объем, см куб. 2445 Мощн., кВт(л.с.) при об/мин 53 (72) 4000 Макс. кр. мом., 167 Нм при об/мин 2200 Трансмиссия Тип привода задний КПП мех. 3-ст. Ходовая часть Тормоза передн./задн. бараб./бараб. Подвеска передн./задн. незав./завис. Шины 6,7 – 15 Эксплуатационные показатели Максимальная скорость, км/ч 130 Контр. расх. топл., л/100 км 9,0 Стоимость 5100 рублей
С оленем на капоте

К созданию «Волги» приступили в ноябре 1953-го, год спустя были построены опытные образцы; первые же серийные ГАЗ-21 сошли с конвейера в 1957 году. На моделях первого выпуска облицовка радиатора представляла собой три горизонтальных хромированных бруса. Верхний из них был проложен по капоту, а нижний замыкался по краям указателями поворотов. Композицию венчала пятиконечная звезда. Появление этой облицовки на машинах первой серии – отдельная история. На обязательном показе опытных автомобилей в Кремле оформление не понравилось Г. К. Жукову. На завод из Москвы была «спущена» директива: переделать. Переделали. Звезда маршалу не могла не прийтись по душе. Однако в 1958 году, когда полководец попал в опалу, пришла новая директива аналогичного содержания. К тому времени было выпущено около 31 тысячи «Волг» со звездой».

Модель второй серии получила новую облицовку радиатора с 16-ю вертикальными отверстиями. Были изменены передние указатели поворотов и бамперы. Первоначально «Волга» комплектовалась автоматической КПП. Однако отсутствие качественного масла и квалифицированного сервиса привели к тому, что с 1958 года на «Волгу» стали устанавливать только механическую 3-ступенчатую КПП. Цена ГАЗ-21 в 1961 году составляла 5100 новых рублей.

В 1962 году появляется третье поколение «21-й». С бамперов исчезли «клыки», а сами они стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки, а на капот больше не устанавливали продольный молдинг и фигурку оленя.

В том же году появилась спецмодификация ГАЗ-23 со 160-сильным V8 от «Чайки», «автоматом» и гидроусилителем руля. Эта машина не значится ни в одном популярном каталоге – эксклюзивным заказчиком ГАЗ-23 выступал КГБ. Автомобиль развивал скорость 160 км/ч, а разгон до «сотни» занимал 16 с (против 34 с у ГАЗ-21Л). С 1962 по 1970 год было выпущено 603 экземпляра ГАЗ-23.

В 1965 году Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых. Базовая модель с 75-сильным двигателем получила индекс 21Р, такси – 21Т, универсал – 22В, «скорая» – 22Д. Топ-моделями стали 21УС и 21С. Самая дорогая экспортная модификация 21С (85 л. с.) в 1965 году стоила 6455 руб. Автомобиль с двухцветным кузовом был на 270 руб. дороже.

Последняя «Волга» ГАЗ-21 сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 638875 автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22.

Владимир Некрасов
В съемках принимали участие: автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Оксана Руденко, Андрей Волощенко, стилист Анастасия Яворская, фотограф Юрий Нестеров

Редакция благодарит НВЦ Украины за помощь в подготовке материала и Виктора Созонова за предоставленный автомобиль

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.