ГАЗ 69: Королева полей

«У щастя людського
Два рівних є крила –
Троянди й виноград,
Красиве та корисне…»

…Женя закрыла томик Максима Рыльского и задумалась. Розы и виноград… Красиво сказано, конечно. Только у нее, Евгении Таманцевой, сейчас в голове никаких роз – одна лишь кукуруза. Вот уже два года по всему Советскому Союзу продолжается начатая Никитой Сергеевичем Хрущевым «кукурузная» кампания, и Женя, выпускница Киевской сельхозакадемии, принимает в ней самое активное участие.

Собственно говоря, за то, что Женя оказалась в сельхозакадемии, она должна была «благодарить» своего отца, подполковника Таманцева. Кадровый военный, прошедший войну без единой царапины, больше всего на свете он хотел, чтобы дочь пошла по его стопам. Конечно, в танковых войсках, как отец, служить все равно бы не удалось, однако карьера медицинского работника была предначертана ей с детства. Но вот беда – у самой Жени, как говорится, душа не лежала к профессии врача. После долгих препирательств и «семейных советов» отец в сердцах махнул рукой и сказал: «Выбирай, что хочешь». И Женя, опять-таки «в сердцах», выбрала сельхозакадемию…

С другой стороны, если подумать, отцу она все же многим обязана. Например, водительские курсы при ДОСААФ Женя закончила именно по его настоянию – а вот ведь как они пригодились ей сейчас! Молодой агроном Таманцева была единственной женщиной, которой председатель колхоза доверял свой «газик». И Женя оправдывала его доверие – ни разу за время ее поездок с машиной ничего не случалось.

«Кукуруза, кукуруза… Королева полей…», – подумала девушка и, спрятав книжку, взялась за руль. Сегодня ей предстояло объехать еще четыре поля – причем сделать это хотелось как можно быстрее. Вечером в колхоз должны были привезти новинку советского кинопроката – комедию «Самогонщики» с блистательным трио Никулин – Вицин – Моргунов. Пропустить хорошее кино никак не хотелось, поэтому надо было спешить.

Дорога становилась все хуже, Женя подключила передний мост и перешла на пониженную передачу. Девушка гордилась своим умением управляться с раздаточной коробкой – немногие ее сверстники, не говоря уже о сверстницах, вообще знали, что это такое. Однако Жене повезло – учиться вождению на курсах ей довелось на полноприводном ГАЗ-63, и представление о том, что такое пониженная передача, у нее имелось. А уж освоить работу раздаточной коробки оказалось несложно, да и председатель помог…

Солнце клонилось к закату, когда Женя наконец добралась до последнего, самого дальнего поля. По всем приметам, урожай обещал быть хорошим, и это не могло не радовать. Девушка очень надеялась, что именно их колхоз станет победителем областного соцсоревнования – ведь тогда, может быть, ее, Евгению Таманцеву, пошлют на сельскохозяйственную выставку в Москву. А там, в столице, ей, возможно, удастся встретить Гагарина! Это было ее самой заветной мечтой – хоть краешком глаза увидеть человека, первым побывавшего в космосе, его добрые глаза, замечательную улыбку…

Воодушевленная такими мыслями, Женя поспешила домой, в ставший уже почти родным колхоз. Чтобы сократить путь, она поехала напрямик, через лесок, разделявший поля. «Газик» бодро преодолевал ухабы и склоны, а порой даже и небольшие ручьи – спасибо полному приводу! Не прошло и сорока минут, как вдалеке показалась водонапорная башня – дом был уже совсем рядом…

 ГАЗ-69 (1953-1973) Общие данные Тип кузова кабриолет Дверей/мест 2/8 Габариты Д/Ш/В, мм 3850/1850/2030 База, мм 2300 Колея передн./задн., мм 1440/1440 Клиренс, мм 210 Масса снаряженная/полная, кг 1525/2175 Грузоподъемность, кг 500* Объем бака, л 75 Двигатель Тип бенз. карб. Расп. и к-во цил./кл. на цил. R4/2 Объем, см куб. 2120 Мощность, кВт(л.с.) при об/мин 38(52)3600 Макс. кр. мом., Нм при об/мин 123/2000 Трансмиссия Тип привода полный КПП мех. 3-ст. Ходовая часть Тормоза передние/задние бараб./бараб. Подвеска передняя/задняя завис./завис. Шины 6,50-16 Эксплуатационные показатели Максимальная скорость, км/ч 90 Контр. расх. л/100 км 14,0 Стоимость н.д. * С водителем и пассажиром
«Труженик» – юбиляр

Летом 1941 года на Горьковском автозаводе был освоен первый советский полноприводный внедорожник ГАЗ-64. Этот автомобиль, как и заменивший его в 1943 году ГАЗ-67 (67Б), к концу войны окончательно устарел. Переход завода на производство принципиально новых грузовых и легковых автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-М20 «Победа», находившихся на более высоком техническом уровне по сравнению с довоенными машинами, заставил горьковских конструкторов готовить замену ГАЗ-67, ведь потребность в подобном легковом автомобиле-тягаче сохранялась.

Первые наброски будущей машины Г. М. Вассерман (1913–1972), один из ведущих конструкторов ГАЗа, начал делать еще в 1944 году. В основу нового вездехода была положена иная, по сравнению с ГАЗ-67, концепция – использование «легкового» силового агрегата от М20 с высокооборотистым и экономичным, но относительно низкомоментным двигателем и трехступенчатой коробкой передач. Силовой диапазон последней расширили за счет 2-ступенчатого демультипликатора в раздаточной коробке.

В 1946 году было получено государственное техническое задание на проектирование полноприводного легкового автомобиля высокой проходимости с индексом 69, а позднее под названием «Труженик» (подразумевалось не только армейское, но и гражданское его назначение).

25 августа 1953 года первые ГАЗ-69 сошли с конвейера, а 7 ноября они уже участвовали в военном параде в Москве. Автомобиль существовал в двух вариантах: 2-дверном 8-местном и пятидверном 5-местном (ГАЗ-69А). До конца 1953 года было выпущено 1302 машины. Весной 1954 года первые партии «тружеников» отправили на целинные земли для обслуживания работников сельского хозяйства.

По решению правительства с конца 1954 года производство ГАЗ-69 начали переводить на Ульяновский автозавод. В декабре были собраны первые шесть экземпляров. С 1953 по 1956 год горьковчане выпустили 16382 ГАЗ-69 и 20543 ГАЗ-69А.

Выпуск ГАЗ-69 ульяновцы полностью освоили в 1956 году. Для развития этого направления на завод была направлена группа высококвалифицированных инженерно-технических работников во главе с главным конструктором П. И. Музюкиным – активным разработчиком многих вездеходов ГАЗ.

С 1956 года ГАЗ-69 начали успешно экспортировать за границу (в 56 стран), где он быстро приобрел популярность, особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Было налажено производство в Румынии и Китае.

В процессе производства машину постоянно совершенствовали. В 60-е годы внедрили передний мост с отключением ступиц колес и усиленными подшипниками, более надежный дифференциал с четырьмя сателлитами, установили развитые шкворневые узлы, улучшили уплотнения карданов, доработали тормоза.

ГАЗ-69 производился вплоть до 1973 года, когда были выпущены последние 275 машин. Всего же за 20 лет ГАЗом и УАЗом было произведено 634285 ГАЗ-69 всех модификаций.

Владимир Некрасов
В съемках принимали участие: автомобиль ГАЗ-69. Марина Зейдер, стилист Анастасия Яворская, фотограф Юрий Нестеров

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.