"LEXUS" НА БАТАРЕЙКАХ

На российский рынок выходит гибридный внедорожник

Несколько лет назад компания "Toyota" первой наладила серийное производство автомобиля с гибридным источником движения. Модель называлась "Prius". Теперь японцы - опять же первыми - создали гибридный внедорожник. В "Lexus RX400h" традиционный двигатель внутреннего сгорания работает в единой связке с двумя электромоторами. Через несколько недель это чудо высоких технологий начнет официально продаваться в России. На первый взгляд, для отечественного автомобилиста новый люкс-внедорожник, главные достоинства которого заключаются, казалось бы, в экономичности и пониженной токсичности выхлопа, не так уж привлекателен. Многие ли покупатели иномарок задумываются об экологии, когда вокруг безнаказанно разъезжают тысячи чадящих машин времен СССР? И разве волнует экономия топлива человека, выложившего за джип $70.000?..

Корреспондент "Клаксона", побывавший на презентации новинки в Греции, попытался представить, насколько хорошо ездить за рулем "RX400h" по улицам Москвы, и пришел к неожиданным выводам.

ЗАПАДНЫЕ страны в последние десятилетия привыкли жить "экологично" и жертвовать многим ради сохранения окружающей среды. Жесткие нормы регламентируют деятельность промышленных предприятий и выхлоп автомобилей, да и сами граждане соблюдают неписаные энергосберегающие и "зеленые" законы. Пожив однажды неделю в Германии, я был удивлен многими непривычными для нас, но общепринятыми у немцев правилами. Например, в коттеджах автономная система отопления, работающая на специальном керосине, поделена на зоны: скажем, пока обитатели дома находятся в гостиной, кухонный калорифер принято выключать, чтобы не работал впустую. За ночь температура там может опуститься до уличной. В санузле отопления вообще не предусмотрено. И знакомые немцы уверяли, что дело не в дороговизне "отопительного" керосина (он вполне доступен), а в отношении к природным ресурсам.

Отправляясь на встречу с гибридным "Лексусом", я готовился к подобным "жертвам", которые, казалось, заведомо обусловлены конструкцией автомобиля. Не внушала оптимизма и интеллектуальная система управления гибридной силовой установкой, которая "натаскана" при любой удобной возможности глушить мощный бензиновый V6 и ехать на двух электромоторах. Означает ли это провалы тяги? Заторможенную реакцию на газ? Флегматичный темперамент?..

Очень странно трогаться с места в тишине, не слыша звук мотора.

Спринтер из партии "зеленых"

ПРИ ПОВОРОТЕ ключа в замке зажигания "Lexus" не издает никаких звуков. Довольно непривычно начинать движение в полной тишине. Перевожу селектор вариатора (на "гибрид" ставится только такая трансмиссия) в положение "Drive", и машина начинает бесшумно катиться. Сейчас работают только электродвигатели: один вращает передние колеса, второй - задние.

Стоило чуть сильнее придавить газ, как под капотом заработал обычный мотор и внедорожник резво устремился вперед. При этом настойчивое рычание V6 явно говорило о том, что двигатель работает на максимальных оборотах. Я по привычке бросил взгляд на тахометр и... оторопел: стрелка уперлась в крайнее положение, указывая на отметку "200 кВт". Значит, в данный момент автомобиль тянут 272 "лошади". Да, вместо тахометра на приборной панели "RX400h" стоит указатель мощности (к сожалению, на шкале нет оцифровки в лошадиных силах - показания надо умножать на 1,36). Что ж, появление такого прибора вполне логично, ведь три двигателя взаимодействуют по довольно сложной схеме, и водителю стоит знать лишь их суммарную отдачу.

Чтобы придать салону спортивный дух, деревянные вставки заменили на панели "под алюминий".

Принцип работы гибридной силовой установки наглядно показан на информационном экране в центральной консоли. На передние колеса может поступать тяга как от обычного мотора, так и от переднего электродвигателя. Задние же колеса вращает только второй электромотор. Оба электродвигателя питаются от мощного аккумулятора. Автоматика сама определяет, как задействовать гибридную силовую установку. Например, трогание с места и движение на малых скоростях происходит только на электрической тяге. Ведь именно при трогании обычные автомобили выбрасывают наибольшее количество вредных веществ.

Во время энергичного разгона задействуются все три двигателя и соответственно режим "4х4". При езде с постоянной скоростью используется только передний привод от двух моторов: V6 и электрического. А при торможении электродвигатели переключаются в "обратный" режим, превращаясь в генераторы. Они создают дополнительное замедление, при этом энергия торможения не расходуется зря, а превращается в электрическую и подзаряжает аккумулятор. На экране водитель не просто видит, как включаются и выключаются моторы. Ему показаны потоки энергии: куда пошла тяга, как расходуется, когда идет восстановление заряда батареи.

Схема на дисплее информирует о том, какие моторы в данный момент работают и как расходуется энергия аккумулятора.

У российского автомобилиста неизбежно возникает вопрос: а если аккумулятор сядет? Целиком и полностью? Автомобиль превратится в памятник гибридному "RX"? Нет. Вы можете спокойно отправляться в путь на одном лишь бензиновом V6. Как водитель обычного "RX".

Если верить экрану, режимы работы силовой установки постоянно меняются, однако на ходу это практически не ощущается - настолько плавно двигается автомобиль. Да, реакции на газ немного заторможены, но, выжав педаль до пола, можно получить очень солидное ускорение. Куда более солидное, чем на традиционном "Lexus RX300" с бензиновым мотором! Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, "гибрид" построен не на основе европейской трехлитровой модификации, а на базе американской версии с мотором 3,3 л (она продается под обозначением "RX330"). Во-вторых, свою лепту вносят электромоторы. В итоге "RX400h" на 66 л.с. мощнее обычного "RX300" - 272 силы против 204.

Как ни парадоксально, вести гибридный "RX400h" быстро, с энергичными ускорениями, куда приятнее, нежели бензиновый "RX300". Ведь новый внедорожник готов стремительно начать разгон с любой скорости - этому благоприятствуют характеристики электродвигателей: они развивают максимальный крутящий момент во всем диапазоне оборотов. Тойотовцы приводят интересный пример на основе заводских испытаний. Скажем, вы едете по шоссе со скоростью 80 км/ч, а для обгона ему надо ускориться до 120 км/ч. "Гибриду" для такого рывка требуется 150 м, тогда как бензиновому "RX300" необходимо около 200...

"Гибрид" разгоняется намного энергичнее бензинового "RX300"/

Неудивительно, что в России японцы планируют продвигать гибридный "Lexus" по-особенному. Экономии топлива и "экологичности" особое внимание уделяться не будет. Ожидается, что этот "асфальтовый" люксовый внедорожник придется по вкусу сравнительно молодым покупателям (от 35 лет), интересующимся высокими технологиями и выбирающим эту модификацию за лучшую динамику.

Отнюдь не чудо экономичности

СВЕРНУВ с широкого шоссе на дорогу, тянувшуюся вдоль побережья Эгейского моря, я был вынужден резко сбросить темп. Петляющая вдоль скал трасса едва позволяла держать 60 км/ч. После нескольких виражей, в которых машина пугающе кренилась и скрипела резиной, начинаю ехать еще медленнее. Несмотря на динамику, достойную спортивного внедорожника - разгон с места до 100 км/ч занимает 7,6 с, - "Lexus RX400h" нельзя воспринимать как спортивный внедорожник. Стюарт Маккала, директор "Lexus Europe", подчеркивает, что перед создателями "RX400h" вообще не стояла задача как-либо улучшить управляемость по сравнению c "RX300". Объясняется это просто: данные маркетинговых исследований показали, что покупатели этих машин не готовы жертвовать комфортностью подвески и плавностью хода в угоду спортивным повадкам. А сибаритствующие американцы так вовсе требуют еще более мягких пружин и амортизаторов! Для Нового Света именно такой "смягченный" вариант и будет производиться.

Гибридная силовая установка требует более интенсивного охлаждения, поэтому в бампере появился широкий вырез.

Внедрение технологий будущего, к сожалению, никак не отразилось на внешности автомобиля. Точнее, дизайнеры все же приложили некоторые усилия, чтобы отчасти освежить облик джипа, но все равно гибридному "Лексусу" суждено затеряться в ряду стандартных машин: изменения экстерьера незначительны. Надо быть знатоком, чтобы обратить внимание на то, что передние "противотуманки" стали круглыми, а не вытянутыми, как раньше; что на решетке радиатора появились горизонтальные линии в дополнение к вертикальным. А в переднем бампере значительно расширился воздухозаборник - это решение продиктовано повышенной теплоотдачей моторов. Новации в задней светотехнике ограничились появлением светодиодных габаритных огней. В салоне деревянная отделка уступила место более "спортивной" алюминиевой.

Что касается экономичности... "RX400h" потребяет минимум бензина только при аккуратной езде, желательно с равномерной скоростью. По заверениям японцев, средний расход топлива составляет 8,1 л/100 км. Бортовой компьютер моей машины на финише показал, что расход бензина за поездку составил 15,3 л/100 км. Это, конечно, великолепный показатель для 272-сильного внедорожника, но отнюдь не чудо экономичности.

В России гибридный "Lexus RX400h" будет стоить на $11.000 дороже, чем бензиновый "RX300" в максимальной комплектации. Правда, дебютант отличается не только передовой силовой установкой с тремя моторами, но и несколькими новыми опциями. В центральной консоли установлен 7-дюймовый информационный дисплей с сенсорной функцией (вы управляете им, касаясь виртуальных "клавиш" на экране). На крышке багажника появилась камера заднего вида (на бензиновом "RX" такая в принципе тоже есть, но в Россию версии с "видеопарктроником" не поставляются). Машина получила электроусилитель рулевого управления вместо гидроусилителя. А главное - "RX400h" оснащен системой VDIM, помогающей предотвращать аварии. Эта автоматика недавно дебютировала на седане бизнес-класса "Lexus GS430". Ее суть в том, что АБС, антипробуксовочная система, система стабилизации курса и усилитель руля работают как единое целое и подчиняются общему центру управления. Оценивая показания десятков датчиков, электроника способна заранее предугадывать возможность потери управления и действовать на опережение. Самое любопытное, что VDIM может выправить траекторию легким подруливанием - при этом водитель ничего не почувствует на руле! Разумеется, чтобы погасить скольжение, система способна "играть" тягой и выборочно подтормаживать колеса. Таким образом, по числу передовых решений "RX400h" можно считать одним из самых выдающихся автомобилей на сегодняшний день.

Сзади узнать новую модификацию можно только по светодиодным габаритным огням.// Клаксон






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.