За рулем: интервью с Джоном Милонасом
ДЖОН МИЛОНАС: "Я СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР"Джон Милонас (John Mylonas)
Родился на Кипре (по национальности – грек). Имеет три высших образования (инженер и бизнес-администратор): Tottenham Technical Polytechnic (1968), Kingston University (1971), Granfield University (1973). Карьеру в General Motors начал в 1976 году, работал в корпорации на различных должностях в Великобритании и Германии.
Руководил строительством и пуском заводов по сборке Opel Astra и по производству моторов в Венгрии, возглавлял строительство сборочного завода в Польше.
С 1999 года – директор по производству GM в России и СНГ;
с 2001 года – генеральный директор СП ЗАО "Джи-Эм–АвтоВАЗ".
В 2003 году лауреат Гран-при "За рулем" в номинации "Прорыв года". Женат, имеет четверых детей.
В кабинете генерального директора СП "GM – АвтоВАЗ", кроме всего, висят два больших перекидных календаря. В тот день – 26 мая – один из них показывал, что до запуска модели "Шевроле-Нива" с импортным силовым агрегатом осталось 40 дней, другой – что через 119 суток с конвейера сойдет первая "Шевроле-Вива". В этой предпусковой обстановке Джон Милонас дал эксклюзивное интервью главному редактору ЗР Петру Меньших.
– Господин Милонас, вы – первый директор первого успешно работающего СП в российском автопроме…
– Мне просто повезло!
– Только что-то я пока не вижу других "везунчиков" у вас за спиной…
– Это пока…
– Но, все-таки, пять лет единственный – это не тяжело?
– Нет, это даже очень бодрит! И очень интересно – быть первым, хотя и проблем хватает. Но я люблю свою работу. Было две вещи, которые я хотел и умел делать в жизни: играть в футбол и строить автомобили. Одной из них я занимаюсь профессионально, и мне за это неплохо платят… Значит, повезло, и я сделал правильный выбор.
– А где вам больше всего нравилось жить и работать – в Америке, Германии, Греции, России?
– Я давно уже представляюсь, как "русский грек". Если серьезно, то середина всего мира, средоточие всего хорошего, пуп Земли для меня – это Кипр. Когда мне хорошо, когда мне плохо, я еду в ту маленькую деревню, где родился. И людям, которые меня знают, безразлично, где я работаю и чего добился в жизни. Они радуются: "Янис приехал!". И мне это приятно.
– А не спрашивают, что вы делаете в этой далекой холодной России?
– Всегда спрашивают, что за люди в той стране, где ты работаешь. Так было, когда я жил в Венгрии, Португалии, Англии. Но Россия – другое. К России иное отношение, потому что у нас, во-первых, одна и та же религия, а во-вторых, мы веками считали вашу страну своей защитницей.
– Я слышал, что вы почему-то не любите слово "завтра"…
– Это слово мне не нравится ни здесь, в России, ни в других странах. Я даже не люблю его по-гречески – "аврио"… Если на переговорах говорят "завтра", это часто означает "никогда". Если можно что-то сделать сегодня или еще вчера, нужно делать!
– Но это же физически очень трудно – постоянно быть в напряжении, в состоянии стресса… Как вам это удается? Посоветуйте – я тоже не люблю "завтра"…
– Стресс – необходимое состояние. Небольшой стресс делает тебя более активным, более энергичным, более эффективным. Я всегда говорю своим сотрудникам: ни разу еще не встречал человека, который бы умер от тяжелого труда. Когда наступает предел – он сам останавливается.
НЕ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА
– Я вчера объехал площадки трех дилеров – везде стоят "шеви-нивы". И здесь, на территории завода, даже на газонах стоят непроданные машины. Это для вас стресс?
– Это нормально, все идет по плану. Сегодня у нас на площадках скопилось 2800 автомобилей, но к концу месяца их останется не больше 1900. Для нормальной работы нам нужен определенный запас, чтобы обеспечить дилеров, – не менее 1080 автомобилей. Впереди у нас и праздники, и летние каникулы, и зимние (дважды в год мы закрываем завод на две недели), поэтому я спокоен. 22 декабря – последний рабочий день в году, а у меня как раз и день рождения. Вы мне позвоните, и я скажу, сколько автомобилей в запасе. Хотел бы иметь примерно 700–800, но будет 600.
– Вы объявили, что в этом году выпустите 55 тысяч автомобилей…
– Именно столько и выпустим.
– Ваш завод – это завод одной модели, как "Роллс-Ройс"?
– Я управлял заводами, где на одном конвейере производилось и три модели. И наш завод в Тольятти способен выпускать при работе в четыре смены до 102 тыс. автомобилей в год трех моделей – если этого потребует рынок.
– Это что, теория?
– Нет. Сейчас уже выпускается "Шевроле-Нива" двух модификаций (базовая и улучшенная), есть у нас "Нива" с двигателем семейства FАМ-1 – через 40 дней мы начинаем пилотную сборку, а через 50 – запустим в производство. Чуть позже появится и "Шевроле-Вива". Вы будете удивлены качеством сборки этого автомобиля. Могу гарантировать – это будет лучшее качество в России!
– В нашей прессе муссируются слухи о строительстве завода двигателей "Опель" в Тольятти, о какой-то третьей модели, которую вы планируете запустить в производство…
– Я не могу прессе запретить делать какие-то заявления. Но от себя скажу: без комментариев!
Для начала надо запустить производство "Вивы", а потом уже обсуждать следующие шаги. Хотя понятно: любая компания, которая намерена развивать свой бизнес, разрабатывает самые разные проекты. Скажите, могу ли я расширить бизнес, имея только "Ниву"? Я всегда говорю: мы в России для того, чтобы остаться. Мы – российская компания, где только восемь иностранцев, а остальные 1100 – россияне. Я хочу до конца своей жизни работать здесь и стараться, чтобы страна процветала и росла. Так вот мое мнение: всему российскому автопрому необходим двигатель, и мы рассматривали уже несколько проектов сборки силовых агрегатов в Тольятти. Но окончательного не существует. Пока. Я не знаю, когда это произойдет и произойдет ли вообще. Но могу пообещать вам, что предоставлю информацию, как только мне станет известно что-то реальное. То же и о "третьей модели". Мы хотим, чтобы она у нас была. Скажу честно: сейчас рассматриваю примерно 12 вариантов – они могут материализоваться, но точно так же могут и не случиться вовсе. Все зависит от рынка. Единственное, что давно понятно – этот завод вполне справится с третьей моделью.
– Пожалуйста, несколько подробнее о двух новых машинах – "Шевроле-Нива" с двигателем "Опель" и "Шевроле-Вива".
– "Нива" FАМ-1 – это абсолютно новый автомобиль. В чем слабость российского автопрома? В первую очередь, в качестве изготовления механических узлов. Так вот, когда мы решили улучшить "Ниву", начали именно с них (хотя и внешне она тоже изменится). Вседорожник укомплектован новым двигателем – это "Опель" объемом 1,8 л, новой трансмиссией Aisin (эту японскую трансмиссию "Джи-Эм" использует на многих моделях). Абсолютно новая раздаточная коробка – она будет производиться в России. Часть деталей берем у местных поставщиков (АвтоВАЗа, ЗМЗ и др.), часть – у иностранных. Будем устанавливать систему АBS, новый 10-дюймовый усилитель тормозов, преднатяжители ремней безопасности, две подушки... Конструкция кузова была значительно улучшена с точки зрения безопасности – вам об этом известно. Мы получили четыре звезды по EuroNCAP – это честные звезды. Кроме того, есть изменения в подвеске, мостах, повысился комфорт. В "базе", естественно, и кондиционер. Так что новая "Нива" в целом – это хороший продукт, и не только для российских дорог. А цена будет ниже, чем у конкурентов.
– Я увижу вашу новую "Ниву" на выставке в Париже?
– Нет. И скажу, почему: у нас еще не согласована система дистрибуции по Европе.
– Два слова о "Виве". Чем она будет отличаться от известной нам предыдущей модели "Астры"? Можно ли их будет различить на улице?
– Это другой автомобиль. В профиль они, конечно, похожи, но если смотреть спереди или сзади – "Шевроле". Передок выглядит по-новому; мы хотели выдержать его в одном ключе с "Шевроле-Нивой", чтобы видно было – они родственники… И сзади автомобиль тоже смотрится иначе. Кроме того, изменится интерьер, станет другим салон. По безопасности автомобиль соответствует четырем звездам по европейскому стандарту EuroNCAP. Если говорить о технике, то "Шевроле-Вива" – продвинутый автомобиль. Он был хорошо спроектирован, в течение пяти лет его собирали на нескольких заводах и отработали все технологии. Это самый лучший автомобиль, который мне известен, если иметь в виду производство и сборку; он очень подходит для российских дорог. В этом году будет собрано 456 автомобилей (столько же, сколько в первый год было выпущено "нив"). Эта партия прежде всего предназначена для демонстрации дилерам, которые будут собирать заказы. Выполнять их начнут уже в январе-феврале. Вначале (примерно первая тысяча машин) около 90% комплектующих будут поставлять из-за границы; план СП – довести в течение года локализацию комплектующих до 43%, а за три года – до 90%.
– Могу я купить для испытаний в редакции "Виву" из первой партии?
– Считайте, что мы уже об этом договорились!
"МИСТЕР 50%"
– Я слышал, что вас здесь за глаза называют "Джон – 50 процентов". Вы знаете об этом?
– Нет, не слышал. Но могу догадываться, почему. Во всем мире, когда предлагают какой-то товар или услугу, всегда просят чуть больше, чем это стоит. Я уверен, в таком случае в России всегда можно сделать скидку в 50%. Когда ко мне приходит российский поставщик и предлагает свою цену детали, я знаю, что это стоит ровно вполовину меньше.
– В кабинетах руководителей АвтоВАЗа я слышал такое: "Сегодня был Милонас, был о-о-очень трудный разговор". С кем вам трудно на ВАЗе договариваться?
– Не очень трудно, потому что большинство руководителей АвтоВАЗа из инженеров, люди организованные, с ними легко. Чаще всего я общаюсь с г-ном Вильчиком и г-ном Степановым. Конечно, может, иногда и доставляю им головную боль. Я русский грек и немножко понимаю здешних людей. Бывает, когда упираюсь до конца, а бывает, что приходится уступать. Ничего страшного. Лучше, конечно, когда обе стороны выигрывают. Но так не всегда получается.
– А вот разговоры о возобновлении производства старой "Нивы" с помощью МАПа. Это что – вазовская хитрость?
– По этому поводу я пока ни с кем не встречался. Знаю одно: у АвтоВАЗа есть определенные мощности по выпуску комплектующих для "Нивы", но по мере увеличения производства "Шевроле" количество ВАЗ-2121 должно сокращаться. Естественно, есть еще какие-то регионы в стране, которые не охвачены дилерами "Джи-Эм", но люди, которые там живут, имеют право на то, чтобы купить вседорожник. И если это будет осуществляться за счет старой "Нивы" – пожалуйста. Проблема только в том, чтобы совместить интересы двух производств и всем хватало комплектующих.
ПРИМЕР ДЛЯ НЕПОДРАЖАНИЯ
– Вы сделали СП, успешное и уже прибыльное. Почему же, на ваш взгляд, в России не возникло множества подобных предприятий?
– Уже возникают: мы помогаем создавать СП здесь, в Самарском регионе. Есть простое объяснение, почему они не появились раньше: в прошлом году у нас были очень низкие объемы производства, а в этом они удвоились. Но есть и другие сложности: чтобы создать СП, необходимо получить огромное количество разрешений и согласований, и бизнесмены откладывают свое решение. Чтобы создать вот это СП, нужно было получить 127 заключений и согласований и еще 111 – для открытия завода. Я благодарен господам Каданникову, Вильчику, Степанову – только благодаря их усилиям мы смогли получить все бумаги довольно быстро. Теперь наши поставщики готовы прийти сюда, потому что уже мы им помогаем. Вот пришли "Теннеко", "Делфай", "Лир"… У нас есть целый список компаний, которые собираются открыть с нашей помощью производство в Тольятти. Нам надо заниматься локализацией и не только для себя, а чтобы потом можно было поставлять детали в Европу. К примеру, компания "Делфай" на своем СП в Тольятти будет делать жгуты проводов для "Шевроле-Вивы". Почему бы не поставлять такие же для заводов "Опель" во всем мире, если качество соответствует стандартам "Джи-Эм"? Ведь цена за счет стоимости рабочей силы может быть привлекательной. Это будет очень хороший бизнес для России.
– Руководство "Джи-Эм" теперь относится к России иначе, чем пять лет назад?
– И я, став на пять лет старше, ко многому отношусь иначе.
– Но разочарований нет?
– Насколько я знаю, наш президент Рик Вагонер возлагает большие надежды на Россию. Он был очень рад достигнутым результатам. Хотя нам предстоит сделать еще очень много вместе с нашими партнерами по СП. Вот сейчас работаем над созданием свободного таможенного склада. Это очень важно, поскольку в ближайшее время начинаем экспортировать "Шевроле-Ниву".
– Последний вопрос. Я слышал, вы хотите очистить от грязи берега Волги. Хватит ли на это времени и сил?
– Я не говорил о всех берегах Волги! Я только сказал, что очень плохо, когда есть такой прекрасный берег реки, такой красивый и… такой грязный. Я живу в поселке недалеко от Тольятти и всем, кто приезжает к нам в гости, с гордостью показываю, какие тут чудесные места. И хочу вместе с нашими сотрудниками-добровольцами расчистить участок берега реки, чтобы стало еще лучше.
За рулем, 2004
Рекомендуемый контент