"Марш" на Севрном полюсе
На край светаЕсть на планете Земля места, покорение которых причисляет человека к когорте избранных, совершивших нечто, доступное не каждому. Северный полюс - одна из таких магических точек. Пешком, на лыжах и собачьих упряжках, кораблях и самолетах люди стремятся и полюсу, символизирующему верх суровости и неприступности, квинтэссенцию Севера.
Но то, что удается человеку, зачастую оказывается недоступным созданной им технике, поэтому проверка полюсом стала также одним из элементов проверки достижений технической мысли...
История экспедиций автомобильной техники Волжского автомобильного завода на Северный полюс имеет давнюю традицию. Не последнюю роль в их осуществлении сыграло сотрудничество коллектива ВАЗа и Хатангского авиаотряда, имеющего богатейший опыт полетов в условиях Крайнего Севера, включая полеты на полюс. Началось оно в период развивавшихся авиаперевозок грузов для ВАЗа, когда во избежание простоев главных конвейеров комплектующие доставлялись самолетами и вертолетами.
Основная идея высокоширотных экспедиций - проверка работоспособности автомобильной техники в условиях низких температур и реклама продукции и марки АВТОВАЗа.
Всего с участием автомобилей "ВАЗ" было три экспедиции, из них две с участием автомобиля "Марш-1922" "Бронто".
Подготовка автомобиля не заняла много времени, так как в экспедиции должен был участвовать практически серийный автомобиль. В целом же на организационные мероприятия ушло около трех месяцев. В подготовке, кроме подразделений ОАО "АВТОВАЗ": дирекции по техническому развитию, дирекции по корпоративному управлению и собственно "Бронто", принимали участие и ряд рекламных компаний.
Основные изменения, которые были реализованы на этих машинах, - это применение низкотемпературных масел и смазок, что, впрочем, делалось и раньше по просьбам покупателей с Севера.
В этих экспедициях была, испытана работа четырех, топливных баков на общий объем топлива до 150 литров. Опыт оказался положительным, и теперь эта конструкция предлагается покупателям.
Непосредственно экипаж автомобиля состоял из двух работников "Бронто" и одного представителя Хатангского авиаотряда. Главным лицом в экипаже был, конечно, водитель-механик, он же водитель-испытатель ОАО "ПСА "Бронто" Олег Федоров. В качестве штурмана-разведчика экипажа в экспедиции участвовал директор ОАО "ПСА "Бронто" Юрий Зуев, который иногда подменял водителя, а в основном вел разведывательные работы и бортовой журнал. В ходе подготовки к экспедиции они провели несколько тренировок на ледовом покрытии Волги, где испытали методы самовытаскивания и поведения на слабом ледовом покрытии. Надо сказать, что тренировки очень пригодились экипажу в реальных полярных условиях.
Маршрут от Тольятти до острова Средний, что на архипелаге Седова Северной Земли, проходил через город Хатангу, самого северного аэродрома, расположенного на полуострове Таймыр. Этот участок был преодолен на самолете АН-12 Хатангского авиаотряда. Далее последовала переброска на вертолете до 82 градуса 60 минут северной широты непосредственно на ледовую шапку Северного Ледовитого океана, откуда экипажу "Марша" и предстояло добраться до точки Северного полюса своим (на колесах) ходом.
Первые встречи с местными жителями были как восхищенные, так и скептические. Уж они там, на Севере, насмотрелись. Но и они поверили в эту машину, а когда в 1999 году "Марш" остался в Хатанге, он принес им немало пользы.
Вторая машина, после экспедиции к Северному полюсу, была восстановлена до товарного состояния (подкраска, проверка некоторых узлов) и реализована. Сейчас она используется владельцем совсем не в экстремальных целях.
Вспоминая экзотические подробности, Юрий Зуев заметил: "Смешных и страшных историй не было, был просто замечательный поход. А историй, которые происходили с нами, так много, что хватит на книгу. Подобные экспедиции - событие и яркое, и достаточно дорогое. Поэтому сейчас думать об их повторении не приходится, но это не мешает надеяться на будущее".
"Семь Верст", №1, 2003г.
Рекомендуемый контент