"Эксперт" о СП "GM-АВТОВАЗ": Венчур на колесах
General Motors и АвтоВАЗ начинают совместный выпуск улучшенной версии популярного внедорожника "Нива". Успех проекта будет зависеть от того, удастся ли внедрить на производстве фирменную систему качества GM без значительного удорожания новой моделиДвадцать третьего сентября в Тольятти состоялась церемония открытия совместного предприятия GM-AVTOVAZ, основанного на паритетных началах крупнейшими мировым и отечественным автопроизводителями с участием Европейского банка реконструкции и развития. Уставный капитал предприятия составил 238,2 млн долларов, из которых по 41,5% внесли General Motors с АвтоВАЗом, а 17% - ЕБРР. Доля американской стороны внесена деньгами и оборудованием, российской - интеллектуальной собственностью, инженерными системами, сооружениями. Европейский банк помимо своей доли (40 млн долларов) также выделил кредит на 100 млн долларов.
Инвестированные в проект 338 млн долларов позволили в течение года возвести по соседству с территорией АвтоВАЗа завод площадью 142 тыс. кв. м, включающий цеха сборки неокрашенных кузовов и их финишной сборки, штамповочный и сварочный участки, цех окраски, несколько вспомогательных цехов, экспедицию, административный корпус. Современное оборудование на новом предприятии смонтировано под руководством инженеров из Adam Opel AG.
Напомним, что удовлетворенные в целом конструкцией "Нивы" ВАЗ-2123 американцы несколько лет назад сочли ее перспективной для мирового рынка моделью и решили взять как основу для выпуска недорогих полноприводных внедорожников. Летом прошлого года совместное предприятие было создано. Помимо денег и оборудования GM привнесла туда ряд конструкторских наработок, свою технологию производства и маркетинга, систему менеджмента. АвтоВАЗ же наладил выпуск многих комплектующих, предоставил землю, часть сооружений, а также патенты, свидетельства и торговую марку "Нива". В соответствии с равными долями стороны распределили и руководящие должности (восемь директоров СП - по четыре представителя от каждого из основных учредителей). Правда, генеральным директором все же стал американец Джон Милонас. А сам автомобиль получил название Chevy-Niva и эмблему знаменитой марки Chevrolet.
Предприятие было торжественно открыто (строго в соответствии с графиком), а завершила церемонию показательная продажа трех первых машин по 8 тыс. долларов губернатору Самарской области Константину Титову, мэру Тольятти Николаю Уткину и жене генерального директора СП GM-AVTOVAZ. Первым новинку стронул с места председатель правления корпорации GM Джек Смит.
Затем многочисленные журналисты попытались выяснить некоторые подробности и детали проекта от его руководителей. Однако председатель советов директоров АвтоВАЗа и СП Владимир Каданников едва ли не грубил корреспондентам, а более корректные американцы старались говорить о самом заводе и уходить от ответов на вопросы о финансовых взаимоотношениях сторон, распределении будущих доходов и конкретных планах продаж. Заявили лишь, что производство будет расти постепенно, строго по утвержденному графику (к открытию СП собрано только 16 машин, из них 12 - пилотных), до конца года сделают 456 автомобилей (в основном для доводки технологии и качества), в 2003 году производство составит 35 тыс. штук, в 2004-м - 60 тыс. В 2005 году, когда предприятие выйдет на проектную мощность - 75 тыс. машин в год, каждые четыре минуты с конвейера будут сходить новые автомобили, почти вытеснив с рынка старую "Ниву".
Для продаж Chevy-Niva в России формируется собственная сеть дилеров СП (18 из них уже утверждены). Полностью "штат" продавцов будет укомплектован к концу 2003 года и составит 97 дилеров. Планируется, что две трети из них в равных пропорциях составят нынешние дилеры АвтоВАЗа и компании "Дженерал Моторз СНГ".
Корпорация GM основана в 1908 г. и является крупнейшим мультибрэндовым производителем автомобилей в мире. В GM работает 362 тыс. человек на заводах, расположенных более чем в 30 странах. В 2001 г. компания реализовала свыше 8,5 млн автомобилей, что составило 16,1% общемирового автомобильного рынка.
Продажи машин и запчастей к ним и сервисное обслуживание в других странах возьмут на себя дилеры GM. Кроме европейского перспективными для сбыта этих внедорожников считаются рынки Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. В будущем году предполагается экспортировать 5 тыс. автомобилей (из 35 тыс.), последующие поставки пока не конкретизируются, но в планах СП - довести экспорт до 50% от объемов производства. Машины в экспортной комплектации скорее всего будут оснащены опелевским двигателем и японской трансмиссией.
"Перспективы у проекта в целом (и у автомобиля Chevy-Niva) неплохие. Здесь сочетаются деньги и ноу-хау крупнейшего мирового производителя с хорошей разработкой российских инженеров. Успехи же на российском рынке будут целиком зависеть от того, насколько жестко GM сможет организовать контроль качества и, создав марке репутацию, привлечь местных покупателей. Впрочем, GM очень долго думала и вряд ли ввязалась бы в проект, не имея четких планов его реализации", - отметил в беседе с "Экспертом" финансовый аналитик Brunswick UBS Warburg Владимир Савов.
Сделать для этого предстоит еще очень много. Пока на предприятии производится лишь сборка машин, для которых на соседнем АвтоВАЗе штампуют, сваривают и красят кузова. Окрасочный цех на СП заработает только весной, а сварочное производство еще позже (оно рассчитано также и для будущих перспективных моделей). Невелик и теперешний уровень автоматизации - сегодня на предприятии роботы только вклеивают стекла, позже они будут навешивать двери и выполнять окраску.
Тем не менее гендиректор СП Джон Милонас утверждает, что качество автомобиля для всех рынков будет одинаково высоким. Именно в этом видит он сейчас главную задачу своих 400 сотрудников (это примерно треть от планируемого штата). Часть нынешних работников пришла с опытом ВАЗа, других же "с нуля" готовили по стандартам GM. Внедряется отработанная на других заводах компании система качества, и, как уверяют американцы, она "обеспечит идеальную сборку из отличных комплектующих". Кстати, компоненты Chevy-Niva - почти полностью российские, в основном вазовские (импортные лишь сцепления, вакуумные усилители тормозов и прокладки). Теперь необходимо добиться от всех поставщиков как минимум соответствия стандарту ISO 9000.
К сожалению, практически никаких подробностей о новом автомобиле официально не сообщили. Презентация машины отложена на месяц - до окончательного определения цены и начала продаж. Ясно лишь, что базовая комплектация с инжекторным двигателем объемом 1,7 л, мощностью 80 л. с. и гидроусилителем руля будет стоить в рознице около 8 тыс. долларов. От сотрудников GM все же удалось узнать, что Chevy-Niva существенно отличается от прототипа - "Нивы" ВАЗ-2123. В машину внесено около 800 изменений - от мелких дизайнерских до серьезных конструктивных. Например, кардинально пересмотрена концепция безопасности: появился опелевский педальный узел со складывающимися при ударе педалями, установлена новая рулевая колонка. Заменен также главный тормозный цилиндр, увеличен диаметр диска сцепления. Уже сейчас автомашина соответствует стандарту "Евро-2".
Представители некоторых дилерских фирм, однако, считают, что практически "голая" машина за обозначенную цену может оказаться не слишком привлекательной для российских покупателей, особенно в крупных городах. Добавление же опций может привести к ее удорожанию на 30-60% (что фактически подтвердили и в самом СП). "Можно было совершенствовать конструкцию и дальше, повышать комфорт, но это стала бы другая машина совсем по другой цене, - пояснили на заводе, - а нам для бизнеса нужен автомобиль, который обеспечит массовые продажи, причем в России. У GM уже есть печальный опыт, когда из-за явно завышенной цены пришлось свернуть производство в Елабуге. В Тольятти этих ошибок мы не повторим".
Андрей Безверхов Журнал "Эксперт"
Тольятти-Москва
Рекомендуемый контент