"Красная пчела" и "Пуля" - преображение "сто шестой"
Две "маски" в аломИстория с Золушкой повторилась. Только на этот раз их было две – две "маски" в алом, промелькнувшие инкогнито. Мы заметили их на полигоне среди автомобилей сопровождения во время "бала" вазовских моделей для прессы. А когда начались тест драйвы, на одном из загадочных автомобилей прокатились VIP-гости.
Дизайн обеих моделей необычный, "цепляющий" взгляд. Есть в них шик и стильность. Мы заглянули в салон одной из них – "Red Bee", то есть "Красной пчелы"…
- Скажите, это тюнинговая модель? – интересуюсь у водителя.
- Нет, это не тюнинг, если вы имеете в виду "навешивание" декоративных пластиковых деталей, - отвечает инженер-испытатель управления дорожных испытаний и доводки автомобилей НТЦ Владимир Пчелин. – Это полностью эксклюзивный автомобиль на базе ВАЗ-21106. Так случилось, что сегодня моя "Пчела" впервые выехала (вылетела?) в свет. Она, как и второй автомобиль ("Bullet", или "Пуля"), создавались почти полтора года.
- Кем, если не секрет?
- Людьми, увлеченными автомобилями. Нас объединила "неизлечимая болезнь" - любовь к автомобилям.
Выдающийся автомобиль
Сюжет интриговал. Было любопытно узнать историю "Пчелы" и "Пули". Вернее, "Пули-2", как уточнил Владимир Костяков, начальник бюро УДИДА НТЦ. (Его предыдущий эксклюзивный автомобиль ВАЗ-2108 тоже был назван "Пулей"). Далее Костяков рассказал об обеих:
- В прошлой жизни это были одни из первых образцов ВАЗ-21106, изготовленные в ДТР для ресурсных испытаний. Это – "боевые" автомобили, выдержавшие пробег на грунтовых дорогах, "булыжнике" вазовского трека, скоростной дороге подмосковного автополигона НАМИ и полный цикл коррозионных испытаний в камере солевого тумана… Всего – почти 130 тысяч километров пробега по дорогам Самарской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Московской областей, жарким степям Калмыкии, Астрахани и Казахстана, горным серпантинам Урала, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Узбекистана.
А затем была полная, до "голого" кузова, разборка – вплоть до того, что на автомобиле не осталось ни одного винта, болта, самореза или гайки. Все было снято. На одном из автомобилей доже стекла срезаны… И – тщательный анализ каждого агрегата, узла, детали. В результате – информация, необходимая для совершенствования конструкции автомобиля.
Эти же образцы по завершении исследований должны были "умереть". Но получилось так, что нам представилась счастливая возможность их возродить, дать им вторую жизнь.
- Почему же "сто шестые"? Можно ведь было "возрождать" автомобили попроще, да и не после таких жестких испытаний?
- Наше управление, испытатели-"дорожники", работало с автомобилями ВАЗ-21106 с самого начала всего проекта. Мы поняли этот автомобиль, узнали его слабые и сильные стороны. Все специалисты, в том числе и мы с Владимиром Пчелиным (который был ведущим испытателем по теме), оценивают "сто шестую" как выдающийся автомобиль по ездовым свойствам. Мало автомобилей, в том числе и среди иномарок, которые при сопоставимых размерах и массе имели бы такие динамические характеристики, устойчивость, управляемость…
Многие считают, что единственное отличие "сто шестой" от "десятки" – это могучий "опелевский" силовой агрегат. Да, конечно, это – главное, но автомобиль имеет подвеску принципиально отличающуюся от 2110. Колесная база, колея, размерность колес и шин увеличены. В некоторых комплектациях устанавливается гидроусилитель руля и тормоза повышенной эффективности, в том числе задние – дисковые. По комплексу ездовых свойств это редкий автомобиль, особенно для тех, кто склонен к драйверским амбициям и активному управлению автомобилем. Это не просто автомобиль с двухлитровым мотором, каких на рынке семейных седанов очень много, это – "младший брат" спортивного автомобиля ВАЗ-21107.
Он далеко не прост. Не каждый потребитель может в полной мере оценить всю прелесть "106-го" автомобиля. Тем более что стоимость его несколько высоковата для нашего рынка, обслуживание – более трудоемкое и дорогостоящее. Нам же было просто жалко расставаться с таким замечательными автомобилями после испытаний. Мы решили, что было бы неплохо, не трогая основу, придать им новые, индивидуальные стилистические черты. И реализовать весь потенциал этого автомобиля.
Я точно могу сказать, когда возникло острейшее желание сделать из "106-й" нечто. Мы были в командировке в Узбекистане на южных испытаниях. Рядышком стояли "Нексия" и наши "106-е". Мы убедились, что "Нексия" как автомобиль – ничто по сравнению с ВАЗ-21106. Но вот по элементарным вещам – зазорам по кузовным деталям, качеству прилегания фонарей, бамперов, крыльев – "106-я" выглядела как ласковая, все умеющая, но ободранная Золушка рядом с бестолковыми, но аккуратно причесанными и чисто одетыми сестрами. Возникло желание – сделать Золушке "бальный наряд" и показать ее истинную красоту.
- Как началось преображение "сто шестых"?
- Значительных переделок по кузову или шасси практически не было. Анализ агрегатов, узлов и деталей после испытаний показал очень неплохое их состояние. Пожалуй, основным было – очистить, продуть от накопившейся степной пыли закрытые полости кузова. Ну и тщательно (благо, что кузова были абсолютно "голые") провести антикоррозийную его обработку – ведь автомобили многократно принимали солевые "купания" в лабораториях исследовательского центра ДТР. Единственное – были существенно доработаны передние лонжероны в связи с предполагаемой установкой противотуманных фар большого размера. Да еще и тщательно отрихтованы сами кузова.
И началась кропотливая, трудоемкая работа по "пошиву Золушкиного бального платья".
"Made in…” своими руками
- Изначально мы стремились "индивидуализировать" внешность автомобилей. Кроме того, уйти от некоторой безликости нынешнего серийного образца 21106. Хотелось вернуться к знаменитой "желтой акуле", но с помощью более современных пластических решений. Брутальность, жесткость, сила "106-го" автомобиля – вот основные акценты дизайна. Естественно, все это должно было "ладно сидеть".
Это был длительный и дорогостоящий процесс. Первоначальные наивные попытки "просто подклеить и подмазать" безнадежно провалились. Надо было все делать всерьез.
…Например, задний бампер на "Bullet" – это восемь позиций дополнительной оснастки. Кроме того, сами бамперы оказались шире автомобилей на 20 мм, поэтому их пополам разрезали, вырезали лишнее и встык склеили. Ради качественного прилегания деталей все работы с эпоксидной смолой производились непосредственно на кузовах автомобилей.
Даже сложно перечислить все технологические проблемы, связанные с изготовлением единичных образцов автомобилей без оснастки. Ведь все это должно быть не макетным, не на показ, а пригодным для повседневной эксплуатации автомобилей. Понять это может только тот, кто сам однажды прошел по этому пути. Личного времени у нас не было – на это уходили все вечера, выходные и отпуска.
Невозможно переоценить помощь, которую нам оказали Андрей Рузанов – член Союза дизайнеров, один из авторов проекта ВАЗ-2110, знаменитый специалист, уникально сочетающий эстетику автомобиля с функциональностью аэродинамики, Павел Переведенцев – технолог, известный специалист по эпоксидным моделям, Олег Ковров – опытнейший модельщик по пластилину, Сергей Дорохов – инженер-конструктор.
Отдельно хочется выразить признательность нашим семьям, которые полтора года терпели наше отсутствие дома и почти полное "переключение" семейных бюджетов на постройку автомобилей.
Найди десять отличий
- При определенном внешнем сходстве у автомобилей нет ни одной одинаковой наружной детали. Впору устраивать конкурс "Найди десять отличий" – а их, разумеется, намного больше. Вообще, и образ автомобилей – тоже разный. "Пчела" – намного мягче по пластике, а "Пуля" – поострее, это более агрессивный автомобиль.
Существенные отличия и под капотом. Каркас кузова и шасси остались без изменений у обоих автомобилей. Но на автомобиле "Bullet" – стандартный 106-й" опелевский" двигатель, а автомобиль “Red Bee" имеет мотор (объемом 1,7 л) на базе вазовского 16-клапанника. Изготовлен он самостоятельно Владимиром Пчелиным. Это чуть ли не первый автомобиль в такой "экономной" комплектации.
Пик популярности "106-го" автомобиля, во многом имевший имиджевые причины, уже прошел, но сегодня есть предпосылки к возобновлению широкого производства этого автомобиля. Быть может, наши эксклюзивные модели вдохновят изготовителей (к примеру "Лада-Тул") на некоторый рестайлинг автомобиля и придание ему новых потребительских свойств. И возрожденный автомобиль найдет своего потребителя.
- Что предлагает рынок для "эксклюзива"?
- Рынок для "постройки" эксклюзивных автомобилей в Тольятти пока не сложился. Это касается качества рихтовки, изготовления пластмассовых деталей и всего прочего… Основным критерием качества практически у всех специалистов является: "чтоб не хуже, чем с конвейера". А должно быть – лучше! Поэтому сегодня в Тольятти почти невозможно построить суперавтомобиль. Или это будет стоить очень больших денег, или… все придется делать самому. Надеемся, что с ростом уровня жизни спрос на эксклюзивные модели, а значит, и предложение качественных услуг будут расти.
Ну а нам пришлось все делать самим
- Откуда такой необычный цвет?
- То, что автомобили будут красными, мы решили еще два года назад. Однако долго пришлось искать краску нужного оттенка – чистого, ярко-красного цвета – цвета активности и жизни. Это оказалось неожиданно сложно. Искали в основном в Москве, а нашли неожиданно в Тольятти. Краска – "немешанная", чистый колер. Автомобили покрашены по разным технологиям. И неизменное внимание, которое они вызывают на дороге, говорит о том, что цвет мы выбрали точно.
- Какова обычно реакция людей, которые видят ваши автомобили впервые?
- Теряются в догадках, что ж это такое? Толи "Альфа Ромео", то ли "Пежо", а может, "Субару". А когда видят вазовские фары, удивляются: "Так это – "десятка"?!"
Я уже ездил в Челябинск – и "Пуля" там произвела фурор. Люди говорили: "Могут же на ВАЗе делать суперавтомобили!" Это было приятно.
Надеюсь, мы показали, что, если приложить знания и "умелые ручки", вазовский автомобиль может получиться ничуть не хуже, чем качественная дорогая модель.
Работа над нашими автомобилями еще не закончена – как по экстерьеру и интерьеру, так и по ездовым свойствам. Если любишь автомобили, нельзя их построить – и успокоиться. Будем их совершенствовать.
Диана Стуканова
"Волжский автостроитель"
Рекомендуемый контент