Эволюция "десятки": 1985 - 2001 - ... - Автомобильный справочник





Эволюция "десятки": 1985 - 2001 - ...

В 2001 году производство автомобилей "десятого" семейства, наконец-то, выходит на проектный уровень - будет изготовлено 222 тысячи автомобилей. Это -отличный повод вспомнить историю создания модели ВАЗ-2110, подвести некоторые итоги и даже заглянуть в будущее. И лучшего собеседника, чем "крестный отец" "десятки", не сыскать. На вопросы нашего корреспондента Александра КОСТЯНОВА отвечает главный конструктор проекта ВАЗ-2110 Валерий Павлович КОЗЕНКОВ.

Корр.:
Валерий Павлович, 2001-й год является для автомобилей "десятого" семейства знаковым - именно в этом году их производство выходит на проектный уровень. Как ВАЗ шел к этому, что достигнуто на нынешний день и что планируется сделать в новом веке?
В.К.:
Для "десятки" каждый год был знаковым. Сначала мы боролись за запуск в производство первого ВАЗ-2110. С большим трудом осваивали выпуск его модификаций с впрысковыми двигателями 21102 и 21103. Долго бились с "одиннадцатой" моделью и все-таки "вытащили" ее. Прошлый год был годом "двенадцатой" модели: осваивали комплектацию "Евро-3". В это трудно поверить, но система, обеспечивающая уровень токсичности в соответствии с "Евро-3", на порядок сложнее систем, соответствующих требованиям "Евро-2".
Корр.:
Какие автомобили подготовлены под нормы "Евро-3"? В.К.: Это все машины "десятого" семейства с впрысковыми моторами, как 8-клапанными 2111, так и 16-клапанными 2112. На проектную мощность мы вышли в конце 2000 года. Сейчас решаем основные задачи: повышение качества, полный уход от обходных технологий производства некоторых деталей, совершенствование конструкции, расширение уровня комплектации. Фирма "Евро-Альянс" успешно начала установку кондиционеров на автомобили "десятого" семейства. Замечу, установка проводится по конструкторской документации ВАЗа и с сохранением заводской гарантии. В перспективе - освоение модификаций с усилителем рулевого управления, антиблокировочной системой тормозов, надувной подушкой безопасности в рулевом колесе.
Корр.:
Вернемся к истории создания "десятки". Когда на ВАЗе впервые была произнесена цифра "2110", и какая идея в нее вкладывалась?
Первый макет автомобиля ВАЗ-21099, который имел первоначальное название ВАЗ-2110
В.К.:
Первый раз цифра "2110" была произнесена на ВАЗе в середине восьмидесятых годов. Тогда под этой моделью подразумевался автомобиль, который сейчас называется ВАЗ-21099. Было ясно, что седан на базе "Самары" выйдет гораздо позже хэтчбеков. Изначально планировалось, что "десятка" будет отличаться не только трехобъемным кузовом, но и подвергнется легкой модернизации. Для решения данной задачи сформировали специальную рабочую группу. Меня назначили ведущим конструктором. Народ подобрался молодой, горячий и очень "зубастый". Несмотря на то, что нас нещадно критиковали, мы постоянно вырывались за поставленные перед нами рамки. Нам хотелось сделать как можно больше, вырваться как можно дальше. Объем наших предложений значительно превысил представления о модернизации. Руководство вынуждено было принять судьбоносное для "десятки" решение - сделать ее новой, самостоятельной моделью.
В 1987 году "девяносто девятая" (правда, этот индекс появился позднее) и "десятка" были "разведены". Вскоре объявили конкурс. К работе приступили три группы дизайнеров, каждая представляла свое видение новой вазовской модели. В конкурсе победила группа Владимира ЯРЦЕВА. Конечно, с высоты нынешнего положения тот проект выглядит несколько наивно, но его отличали новизна и смелость. Предусматривалось не только увеличение внешних размеров, но и колесной базы. Увеличилась высота автомобиля, несмотря на то, что это вызывало соответствующий рост суммарной силы аэродинамического сопротивления. Это оказалось абсолютно верным направлением. Обратите внимание: каждая новая модель становится крупнее предыдущей. Об этом свидетельствует история разработки и производства автомобиля Ford Escort и соотношение размеров Golf I и Golf IV. Мы сознательно увеличили размеры "десятки" - она должна была соответствовать более высоким потребительским качествам. Салон новой модели необходимо было сделать максимально комфортабельным. Мы тщательно и кропотливо начали "копать" в этом направлении. Вот, скажем, пол для автомобиля "Самара" штампуется корытообразно с большими радиусами в зоне ног пассажиров заднего сиденья, что с точки зрения технологии удобнее. Мы настояли на том, чтобы убрать этот радиус, опустить углы для проноса ноги при входе-выходе. Для ног пассажиров добавилось десять миллиметров дополнительного пространства. И так во всем. Мало что сделано только в угоду технологии. На "десятке", впервые в истории ВАЗа, решения почти всегда принимались в пользу человека, в пользу потребителя. Весь мир так работает. По окончании конкурса дизайнеров началось предметное проектирование ВАЗ-2110. Следующий этап - создание посадочного макета. Мы не стремились сделать коробку просто для сидения. Мы пошли другим путем. Взяли один из первых образцов "десятки", разработали специальные механизмы, которые давали большую степень свободы по перемещениям сидений вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, по углу наклона подушки. Педальный блок удобно смещался вдоль продольной оси машины. Огромный диапазон регулировки предусмотрели для рулевого колеса. Специалисты по эргономике несколько раз "прогнали" группу экспертов, от низкорослых до самых высоких. Каждый человек, совершив несколько поездок, выбрал себе удобное положение сиденья и органов управления. Также требовалось найти решение по увязке руля и сиденья водителя и уйти от суженного положения "восьмых" сидений. Все эти эксперименты требовали кропотливого труда, которого мы не боялись. После того, как определились с посадкой, началось предметное "вылепливание" архитектуры салона. Мы признались себе в том, что первый вариант внешнего дизайна "десятки", хотя и был очень интересен, не имел достаточного запаса по новизне на перспективу. Есть в автомобильном дизайне один интересный нюанс. В чем проигрывают многие итальянские и французские модели? В том, что дизайнеры стараются "прилепить" им что-нибудь нестандартное. Но возьмите, например, модель Fiat Uno - маленькая, аккуратная коробочка. И Golf - тоже коробочка. Чем выделяется Renault Laguna? Сразу же вспоминаются огромные "ноздри". Кстати, их убрали при первой же модернизации. А вот "коробочки" Uno и Golf являются долгожителями. Искусство дизайнера заключается не в том, чтобы "налепить" на автомобиль невесть что, а собрать воедино элементы, которые могут жить долго, недорого обходятся в производстве, не выпячиваются настолько, чтобы завтра показаться нелепыми. Тот же Volkswagen "Жук" - вроде ничего особенного, а оказался настолько запоминающимся, что сегодня к нему возвращаются. Возвращаются к Citroen 2CV, Mоris Mini Minor, хотя вроде и смотреть не на что. Чем проще, элитарнее автомобиль, тем его "живучесть" выше. Первая "десятка" выглядела просто, но она слишком походила на существующие в то время модели. Новый начальник отдела экстерьера Виктор КРЯЖЕВ, приехавший тогда из Запорожья, предложил, не меняя сложившихся пропорций и интерьера, поискать образ поновее, поинтереснее, но не увлекаться экстравагантностью. Образ автомобиля сложился быстро. Появился очень легкий верх, воздушный. Корпус автомобиля состоял из двух объемов, тяжелого "нижнего" и легкого "верхнего" пояса остекления, на нашем сленге - "фонаря". При этом "фонарь" был врезан в устойчивое, надежное основание нижнего пояса. Мы это решение назвали "лодочка". Помните, были такие женские туфли, к которым пришивался мягкий верх. На этих контрастных объемах строилась вся конструкция автомобиля. Она оказалась очень свежей, неожиданной. Одним словом, попала "в десятку". И начались рабочие будни. В разгаре перестройка, но нам было не до политики. Единственное, что нас интересовало всерьез - встанет ли "десятка" на конвейер. Однако машине повезло - "по дороге" ей встретилось много талантливых и самоотверженных людей, которые выросли на "десятке", стали поистине уникальными специалистами. Признанием наших поисков и усилий явилось третье место "десятки" во всероссийском конкурсе "Лучший отечественный автомобиль столетия", присвоенное ей самими потребителями.
Корр.:
Валерий Павлович, что ждет автомобили "десятого" семейства в наступившем 21 веке?
В.К.:
"Десятое" семейство автомобилей разрабатывалось с учетом полной гаммы комплектаций. Представьте себе, если сегодня автомобиль спроектирован, а завтра потребовалось поставить на него кондиционер. Очень плохо, если это потребует больших переделок, ведь перешивать гораздо сложнее, чем шить. Почему на "десятке" такое просторное подкапотное пространство? Мы знали, что там будут располагаться различные дополнительные системы: кондиционер, усилитель рулевого управления, антиблокировочная система. С учетом такой комплектации подкапотное пространство "десятки" заполняется плотно, как на многих иномарках. Неважно, какой, установят компрессор кондиционера - место для него предусмотрено. Какой бы ни была АБС - для ее использования созданы идеальные условия. Разумеется, сразу освоить весь набор оборудования для полной комплектации невозможно - требуются огромные средства. Освоение новых систем идет постепенно. Иногда, к сожалению, в первую очередь осваивается не то, что сейчас нужно, а более актуальное остается "на потом". Согласитесь, нет смысла держать изделие без использования. Деньги на его разработку уже затрачены, их необходимо возвращать. И тогда в спецкомплектациях появляются устройства, так сказать, "люксового" характера, например, центральная блокировка дверей. Сегодня на ВАЗе прогрессирует сборка автомобилей под заказ. Первый шаг в этом направлении - внедрение комплектаций "стандарт, норма, люкс", рассчитанных на различных потребителей. По результатам опросов, выполненных зарубежными автопроизводителями, порядка 30% потребителей хотят иметь автомобиль каким-либо образом отличающийся от серийного. Из них 25% (то есть 7-8% от общего числа потребителей) желают обладать максимально укомплектованной машиной. Это направление является весьма перспективным. Однако и трудности здесь значительные - по диспетчеризации, по площадям, по поставкам. Чем больше комплектаций, тем тяжелее. Положительно отразится на уровне комплектации автомобилей привлечение сильных тюнинговых фирм. А точнее, не только тех фирм, где имеется дизайнерское ателье, но и других, имеющих развитую производственную базу и квалифицированный персонал. Именно такие фирмы могут не только самостоятельно выполнять работы по дополнительному оснащению автомобилей, но и гарантировать при этом необходимый уровень качества. В любом случае - будущее за разнообразием выпускаемых модификаций, это реальный резерв получения прибыли. Будем активно заниматься модернизацией, в первую очередь - салона.
"Десятка" является знаковым автомобилем ВАЗа. Не случайно многие патриотически-настроенные люди называют ее "Су-27", или, скажем, "Т-34" наших дней. Она появилась в тот момент, когда особенно нужно было поддержать веру русского народа в свои силы. А развивать ее в нужном направлении - самое время.


График объемов продаж и уровня розничных цен на автомобили ВАЗ-2106 ВАЗ-2110 и их модификаций в 1997-2000гг.


О перспективах "десятого" семейства рассказал главный конструктор АО "АВТОВАЗ" Петр Михайлович ПРУСОВ.


В настоящее время освоено производство всех основных модификаций этого семейства: седана 2110, универсала 2111 и хэтчбека 2112. Но на этом развитие не остановится. В первую очередь, планируется улучшать комплектацию автомобилей. Ведь исполнение "люкс" пока условно - нет, например, антиблокировочной системы тормозов, усилителя рулевого управления, только-только начата установка кондиционера. В скором времени "десятки" исполнения "люкс" будут отличаться от более простых версий не только качеством отделки салона или наличием центральной блокировки замков дверей. В этом году появится электроусилитель рулевого управления, в следующем - антиблокировочная система тормозов и подушка безопасности на месте водителя. Опытно-промышленное производство дирекции по техническому развитию осваивает выпуск тюнинговой версии "десятки". Я надеюсь, что к концу лета 2001-го года эти автомобили появятся в продаже. Недолго осталось ждать появления полноприводных модификаций автомобилей "десятого" семейства. В первую очередь, универсала с приводом на все колеса, который призван занять пустующую нишу между обычными легковыми автомобилями, с одной стороны , "Нивой" и "Тарзаном" - с другой. Будущий так называемый "автомобиль для отдыха" не предназначен для постоянной эксплуатации на бездорожье, однако позволяет его владельцу, решившему отдохнуть на природе, подъехать ближе к берегу реки или к лесу, а также проехать по недостроенному участку дороги к загородному коттеджу. Любителям же динамичной, спортивной езды придется по душе полноприводный хэтчбек ВАЗ-2112 с несколько иными настройками. Я надеюсь, что одно из предприятий Тольятти освоит производство версии "спорт-купе", не заставит себя долго ждать и модификация "родстер". Эти автомобили, по всей видимости, можно ожидать в ближайшие два года.
Корр.:
Какими двигателями будут оснащаться "десятки"?
П.Прусов:
Уже решен вопрос об использовании на машинах "десятого" семейства восьми- и шестнадцатиклапанных двигателей рабочим объемом 1,6 литра. Некоторое время 1,5-литровые и 1,6-литровые моторы будут изготавливаться параллельно, затем двигатели большего объема полностью вытеснят 1,5-литровые. Полноприводные "одиннадцатые" получат 8-клапанные моторы рабочим объемом 1,8 литра, обеспечивающие хорошие тяговые показатели в зоне низких оборотов. А "двенадцатая" с приводом на все колеса будет оснащаться мотором того же объема, но 16-клапанным. Сначала производство таких двигателей освоит ОПП, а через 3-4 года они появятся на конвейере.
Корр:
Что ждет "десятое" семейство в более далекой перспективе?
П.Прусов:
Кроме перечисленного, в ближайшие 2 - 2,5 года будут разработаны автомобили семейства ВАЗ-2110, отвечающие экологическим нормам "Евро-4". В перспективе - серьезная модернизация автомобилей, сходящих с главного конвейера.

Журнал "АИМ-Пресс" Номер:2001-#1
Раздел: Интервью
...история, факты, комментарии, перспективы







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.