Цвет - настроение жизни, или Какого цвета аура "Лады"?
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты, - гласит народная мудрость.Цвет автомобиля тоже может рассказать о многом: сознательно или нет, но мы выбираем именно тот, который более созвучен нашему мировосприятию, нашему внутреннему самоощущению, энергетикой которого хотелось бы пропитаться. Приверженцы синей гаммы и ее оттенков - люди спокойные, довольные и умиротворенные. Синий цвет несет ощущение верности, крепости отношений. Красные тона выражают жизненную силу, волю к победе и стремление получать результаты. Любовь к оттенкам зеленого цвета говорит о постоянстве воззрений, упорстве и целеустремленности. Люди, предпочитающие фиолетовую гамму, хотят очаровывать и восхищать других, их душу переполняют фантазии и мечты. Серый цвет - символ свободы, некой отстраненности и независимости. Черный и белый - это демонстративность и решительность, желание полного контроля над окружающими. Во всем мире цветовые предпочтения покупателей автомобилей ежегодно определяются специализированными исследовательскими центрами, работающими при всех автомобильных концернах. Согласно их данным, к концу ХХ века сложились следующие общие мировые тенденции:
30% общемирового выпуска автомобилей имеют серый цвет или его оттенки;
17% занимают белые и синие оттенки;
11% от общего объема выпуска автомобилей окрашиваются в зеленый цвет.
Небезынтересно проследить, как выглядит картина окраски по странам (возьмем только ведущие тона).
Германия: серый - 26%, голубой - 25%, черный - 18%. Цвет немецкого автомобиля всегда очень сдержанный, чаще темный или серебристый. Здесь четко проявляется немецкий консерватизм и умеренность во всем. К тому же автомобили дорогих марок не терпят яркости и всегда находятся в жестких цветовых рамках. Франция: серый - 34%, голубой - 23%, белый - 15%. В Испании и Италии лидерами являются эти же оттенки, в Великобритании к ним присоединяется еще и зеленый. Общий характерный расклад для Европы: 31% серого, 23% голубого и 12% зеленого. Белый цвет в общемировую картину добавляют Азиатские и Восточные рынки. Например, в Индии 46% автомобилей имеют белую окраску - оказывают влияние климатические особенности. В Японии и Корее белых автомобилей около 26%, серых - до 46%. На российском рынке, основу которого составляет цветовая палитра автомобилей ВАЗ, четко прослеживается тенденция к высветлению гаммы. Цветовая гамма автомобилей ВАЗ уже давно не включает "светофорную" тематику 90-х годов, когда приоритетными были синий, желтый, красный и белый цвета. Тенденция современности заключается в оттеночности, размытости, переходности цвета, в уходе от чистоты и резкости. Ведь именно оттенки цвета, безумные, нетрадиционные цветовые переходы и переливы могут удовлетворить стремление русской души к чудесным перевоплощениям, к неброской неожиданности, иногда к яркой выразительности или незаметной скромности. Выбор цветовой гаммы - составная часть большой работы по созданию общего интерьера автомобиля. Бюро цвета ДТР АО "АВТОВАЗ", возглавляемое Ириной Юдахиной, - это команда специалистов-профессионалов, призванных оформить и преподнести творение огромного завода. Разработка интерьера автомобиля начинается сразу после принятия решения о создании новой модели. В то время как дизайнеры еще трудятся над пластилиновыми и деревянными макетами, в бюро цвета уже творится виртуальный план внутреннего убранства. Деятельность бюро развивается в нескольких направлениях: параллельно ведутся разработки по пластмассовым деталям и их тиснениям, по подбору обивочных материалов и тканей, по эмалям и цветовой гамме кузова. В процессе создания интерьера первоначальным является определение общей системы цвета салона, что выражается в цветовом решении базового элемента интерьера - панели приборов. После ее утверждения начинается подбор ткани сидений, вставок в дверях и обивки салона. Огромную роль в сочетании пластмассовых и кожаных деталей играет размер и вид тиснения. Образцы и пробные экземпляры с вариантами тиснений поставляются на АО "АВТОВАЗ" как из России, так и из-за рубежа. Дизайнеры очень внимательно относятся к этим предложениям - достаточно сложно отобрать действительно то, что удовлетворяет необходимым требованиям. Неслучайно большинство видов тиснений по уникальным собственным разработкам специалистов бюро цвета изготавливаются непосредственно в ДТР.
Надо сказать, что в настоящее время ситуация с обивочными материалами принципиально иная, нежели 5-10 лет назад, когда существовал лишь один вид ткани для обивки автомобиля - капровелюр. Поэтому автомобили тогда имели ограниченное число вариантов обивки. Сейчас же существует 14 основных видов обивочного материала, в том числе: твид, велюр, гобелен и бархат всевозможных сочетаний и фактур. Практически под любой цвет кузова можно подобрать свой вариант интерьера. Если основными поставщиками обивочных материалов и тканей являются российские предприятия, то по окрасочным эмалям бюро цвета активно сотрудничает и с зарубежными производителями. С интересом рассматриваются все нововведения фирмы PPG-Helios, одного из мировых лидеров в производстве автоэмалей. Ее последняя разработка - эмаль со стеклянным пигментом, дающая очень блестящую, сверкающую поверхность, уже применена в окраске выставочной модели. Пока еще только в выставочном варианте находится эмаль с так называемым "flop"-эффектом: в состав ее пигмента входит перламутр, который под разными углами зрения придает цвету автомобиля разные оттенки. Подобной эмалью был окрашен концепт-кар "Peter Turbo", который экспонировался на Парижском международном автосалоне в 2000 году. Похожего эффекта дизайнеры попытались достичь в цвете "ниагара" цветовой гаммы 2001 года. Еще раньше тот же эффект присутствовал в эмали "мираж". В 2000-2001 гг. в окраске автомобилей серийного производства используются более 30 цветов. Специалисты бюро цвета ежегодно разрабатывают и пополняют цветовую гамму, чтобы расширить выбор для потребителя.
Цветовая гамма АО "АВТОВАЗ" 2001 года включает 14 цветов: 8 металлизированных (*) и 6 пастельных эмалей. К синей тематике можно отнести "рапсодию*" - цвет ночного южного неба, "балтику" - цвет темного, холодного северного моря, и "океан" - цвет загадочных океанской и космической глубин.
Зеленую линию продолжают "мурена" - несколько агрессивный, внушительный цвет, "изумруд*" - более нежный и мягкий, универсальный и очень практичный "папирус*" - близкий к жесткости стали, но смягченный живым природным серо-зеленым оттенком.
Гамму красных возглавляет непобедимый, насыщенный "триумф*" - цвет лидера. Далее следует относительно выдержанный, хотя несколько высокомерный "гранат", похожий на пурпур королевских мантий. Завершающим в тройке красных стоит "баклажан" - это некий компромисс между "океаном" и "гранатом", живое воплощение базальтовых скал с проблесками внутреннего огня.
Черно-белое направление и его производные представлены несколько шире. Рассмотрим их по нарастающей. Сначала - "снежно-белый", за ним - "нептун*" - зеркальный цвет прозрачной холодной воды, в которой отражается светлое осеннее неба. Далее - "снежная королева*" - цвет серебряного, немного затененного инея. "Нептун*" - мерцающий темно-серый цвет, "чароит*" - царственный, переливающийся светло-черный.
А теперь обратимся к абсолютно новым цветам дополнительной гаммы, которые должны появиться в течение 2001 года. Итак, новых цветов будет шесть.
"Амулет*" - развивает зеленый цикл гаммы, насыщенный, яркий, характерный цвет тропических джунглей. Он похож на популярный ранее цвет "грин".
"Магия*" - появилась в ответ на запросы дилеров о создании металлизированной эмали близкой к "баклажану". Данный цвет поистине является магическим, он входит в фиолетовую гамму, очень напоминает цвет темных фиалок, ассоциируется с чем-то сказочным, волшебным и таинственным.
"Мулен-Руж" - пастельный фиолетовый, более темный, чем "магия*", но неметаллизированный.
"Виктория*" - похож на "триумф*", только более яркий, солнечный и радостный. Настоящий летний цвет.
"Ниагара*" - это цвет-хамелеон. На первый взгляд выглядит светло-стальным, но обладает потрясающей возможностью принимать все оттенки от холодно-голубого до рыже-желтого. Именно этому цвету предсказывают необыкновенную популярность.
"Серебристая Ива*" - очень светлый, серый с зеленым отливом, бледный русалочий цвет. Покоряет своей скромностью, утонченностью и изысканностью.
Таким образом, очевидно, что даже самый привередливый вкус будет удовлетворен, любое настроение будет создано, любой характер будет вставлен в достойную оправу. В жизни всегда присутствуют элементы, которые нас оттеняют, подчеркивают и преподносят. Чаще всего одним из таких элементов становится автомобиль. Цветовая палитра автомобилей ВАЗ, как никакая другая, стремится давать возможность отразить то, что и должно стоять на первом плане. Потому что цвет вокруг нас - это и есть настроение всей нашей жизни.
Журнал "АИМ-Пресс" Номер:2001-#2
Раздел: МАРКЕТИНГ-МИКС
Татьяна Владимирова
Рекомендуемый контент