ВАЗ-21103 - из личного опыта эксплуатации
Как никто, люблю запах нового авто
Как доподлинно известно автолюбителям, вместе с запахами новенького отечественного автомобиля, приходят и неведомые ранее проблемы. Уже после первых трех тысяч километров пробега вертелась в голове полушутливая рифма, выражавшая суть наших отношений на тот "брачный "период:
На исходе медового месяца
я решил уже было...повеситься!
Так достала она меня своими мелкими интригами. Ну вылитая Джина из "Санта Барбары "!"103 я " не первая ласточка ВАЗа в моей жизни. Помню свою первую золотистую "трешку ". Быстрая, как ветер, тихая, как кошка, надежная и преданная, как породистая собака. Неплохо уживались со мной поочередно "011 ","06 " ,"08 " и "Нива ". Но с каждым новым приобретением характер у вазовских красавиц становился все нетерпимее, все мелочнее. А мне чем старше, тем больше хочется помоднее да помоложе. Хотел и получил...
Сквозь зубную боль вспоминаю: на первой тысяче километров пути напрочь отказались мигать поворотники, забарахлило реле фар, щетки стекло очистителя пугали своим скрежетом пассажиров, но не чистили стекло, потек ручеек тосола в патрубок радиатора, рассыпался на глазах крепеж защиты поддона картера, беспричинно "бунтовал" датчик износа передних колодок, не дождавшись первого ТО, упал уровень масла в картере двигателя, о чем поведал сигнал на блоке индикации...
Вроде все это мелочи для отечественного автомобиля, но прежние модели ВАЗа мне таких хлопот на первой тысяче, помнится, не доставляли.
Что делать?! Жить дальше или развод и девичья фамилия?
А может, еще поднабраться терпения, поизучать, попробовать понять ее, в конце концов?
Вместе со специалистами фирмы "Ока Лада "кропотливо изучаю ее пылкое "сердце ", все тонкости подхода к новому вазовскому двигателю "2112 ", вплоть до приемчиков "умасливания "... Мало этого, сводил ее к "автопсихологу"(на инструментальный контроль)и опять вздрогнул от ее врожденных по роков. Люфт в рулевом механизме в 1,5 раза выше допустимого по ГОСТу, тормоза "кривят ", фары "косят"...Времени своего на доводку "десятки" жалко. Как бы его списать на производителя, привыкшего возвеличивать свои трудозатраты и поплевывать на затраты потребителя?
Видимо, оценив мое упрямство и терпение, моя ненаглядная своими явно несовершенными электронными мозгами наконец то стала понимать, "че те надо "...До восьмой тысячи километров притихла и возила исправно.
Наступили теплые денечки, и в ней, как в молодой и игривой женщине по весне, проснулись какие то эротические фантазии. Она стала впрыскивать топливо не только в цилиндры двигателя, а прямо в пассажирский салон, дурманя голову мне и попутчикам. Сначала я грешил на близость бензоколонок и встречные бензовозы, но запах бензина был все сильнее и резал нюх даже на лесной дороге, где, по логике, должно пахнуть хвоей да черемухой. Покупал-то автомобиль, а не цистерну с горючим! Тратить время на пресечение сервисной станции не захотелось, и я принялся сам изучать ее "кровеносную систему". Вот под задним сиденьем лючок, за ним бензонасос. Никаких следов подтекания, испарения топлива не вижу и не чувствую. Прохожу по всей магистрали топливоподачи до рампы с форсунками. Ничего. Иду обратно, по пути слива остатков в бензобак. Все герметично. По ходу креплю, подтягиваю. Пробная поездка, и снова впрыск в нос...Это уже издевательство. Достаю только что купленную книгу по обслуживанию "десятых"моделей, вожу пальцем по схеме топливоподачи. Стоп! Вот еще одна веточка, призванная возвращать пары топлива в бензобак, на конце которой стоит загадочный сепаратор. Где он стоит? Нашел его в нише заднего левого колеса, а его вентиляционная трубка вделана в лонжерон кузова, в котором масса незакрытых технологических отверстий...Что же вы, конструкторы ВАЗа? Забыли золотое правило нашего образа жизни! Расчет-то надо делать "на дурака ", на то, чего у нас в избытке, в отличие от хороших дорог. Рассчитывали на идеальное качество сепаратора, а получили "идеальную душегубку".
На девятой тысяче километров не выдержал шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка. Словно ножом отрезало на хомуте в районе тройника. Случилось это далеко от дома, и за рулем сидела дочь. Хорошо, нашелся рядом толковый парень, натянул остаток шланга, закрепил, долил из лужи воды...
На десятой тысяче километров стали заметно хуже включаться скорости. "Ведет" сцепление. Отрегулировали, но задняя скорость как "хрустела "с самого начала, так и сейчас на "захарке" включается.
От десяти до пятнадцати тысяч избранница моя дала мне глотнуть свободушки. Только ремешок генератора немного подтянул да долил стакан масла в картер двигателя. Долил и покаялся. На табло индикации заморгал прожорливый датчик:"Залей еще, залей еще..." И плевать ему, что я долил, а не отлил. Явно неадекватные реакции у всей этой мудреной системы. Кажется мне, что разработчики "десятки "пошли по ложному пути слежения за всем и вся. Зачем куча пугающих душу автолюбителя датчиков? Зачем громадные траты на разработку этой системы, освоение ее производства? Не лучше ли было потратить средства на качественную шатунно-поршневую группу, чтоб хотя бы первые 20 тысяч километров не доливать масло в картер от ТО до ТО? Не лучше ли было пару лампочек стоп сигнала сделать так надежно, чтоб с гарантией лет пять не сгорали? Чтоб шланги системы охлаждения не рвались на первых шагах, термостат не клинил...
Как в сравнительном порядке пободались две "десятки"…
Сын, порулив на моей "103 й ", срочно продал свою "Волгу ", возжелав что-то подобное. Я порекомендовал ему не "103 ю ", а "102 ю "модель. На трассе они мне почти не уступали, а дешевле тысяч на 10-15. Сам выбрал ему автомобиль голубоватого оттенка с простым впрыском, и довольно удачно. Двигатель работал гораздо мягче, чем у моей, отчего в салоне бы локомфортнее. Разгон ровный, без натуги. Но это субъективные ощущения. И решили мы с ним, когда обе красавицы прикатаются, погонять в укромном уголке. Выбираем километровый отрезок пути и стартуем. Сначала проходим дистанцию с первой передачи и последовательно включаем остальные. Старт с одной линии, затем на скорости 60 80 км/ч моя чуть-чуть уходит вперед, опередив в итоге на какие то 20 метров. При старте со второй передачи "102 я "даже вначале чуть поджала мою, и только опять на скорости 60 80 км/ч я сумел немного оторваться, вжав педаль акселератора до предела в коврик. В итоге получил метров 10 преимущества на финише. Чтобы свести фактор личного опыта до минимума, меняемся автомобилями. Картина повторяется:"103 я "чуть-чуть впереди на предельных оборотах. Сын остался доволен своей, а я нет. Куда девалась двадцати-процентная прибавка в мощности у более современного двигателя моей "103 й "? За что я отдал лишние деньги, за которые можно купить еще один двигатель в запас?! Ясно, что в серьезной доводке под новый двигатель нуждается передаточное отношение КП, система выхлопа отработанных газов, новая конструкция крепления силового агрегата, вибрация которого особенно ощутима при движении задним ходом. Я писал уже о том, что на конвейере вазовцы очень щадяще настраивают блок электроники управления двигателем, но чтоб так снивелировать прибавку мощности этого я не ожидал. Вопросы, сплошные вопросы, а нужны ответы...
br>Второе ТО. Специалисты этой фирмы уже привыкли к моей тактике задавать вопросы. В этот раз я особо ощутил, что противоречия витают не только между потребителем и производителем. Они не менее остры между производителем и системой сервисного и гарантийного обслуживания ВАЗа. Простой пример - злополучный шланг системы охлаждения. Прошу мастера снять хомутик, в районе которого срезало шланг. Провожу пальцем по его внутренней поверхности и чуть не обрезаюсь до крови. Кромка остра, как бритва. Именно она надрезала шланг, а вибрация и температурные колебания довершили процесс разрушения. Сбегал я быстренько в магазин и купил все четыре хомутика от фирмы Norma, а снятые хочу послать в подарок директору ВАЗа по качеству. Пусть денечка три поносит на пальчике вместо обручального кольца! Бракованный хомутик тянет за собой не только неприятности в пути, замену шланга, но и, как правило, замену охлаждающей жидкости.
Кстати. Конструкторы ВАЗа! Вы ни разу не пробовали сливать из "103 й " кипящий тосол?! Попробуйте хоть остывший слить. Пробки слива на блоке и радиаторе расположены крайне неудобно. Каждый раз надо снимать защиту снизу моторного отсека, затем вместо пробки в блоке надо ввернуть в отверстие, извергающее горячий тосол, штуцер со шлангом. А чтобы открутить пробковый кран на радиаторе, руку надо изогнуть...в кости. Прежде чем слить таким образом тосол, мастер высыпал под машину два ведра опилок. А какими словами он вас поминал наша газета таких выражений не печатает
Представил рекламацию на явно бракованный сепаратор. Что, вы думаете, мне ответили? Технические службы ВАЗа прислали на свои СТО свеженькую депешу, смысл которой в том, что в случае обнаружения на автомобиле некачественного сепаратора брак устранять путем извлечения вентиляционной трубки оного из лонжеронов кузова!!! Гениально просто...и без затрат! Я до депеши это сделал, иначе бы уже не жил. Интересно, во время экологического пробега автомобилей ВАЗ 2112 от Москвы до Тольятти в те рекордные 4,2 литра на 100 км пути входят или не входят пары бензина, что сепаратор выбрасывает в атмосферу? Когда пары бензина впрыскиваются в салон, это становится проблемой потребителя и немного производителя, а когда они летят в атмосферу это чьи проблемы? Может, экологи оценят по достоинству "гениальность" специалистов ВАЗа?
На диагностике двигателя своей "103 й" я рассказал о соревновании с сыном и получил довольно весомые ответы. Во-первых, мне и сыну предложили загрузить в багажник мешков по пять картошки и опять посоревноваться. Во-вторых, мастер нажал несколько раз в пол педаль акселератора, а затем снял красивый экран с двигателя и на целый сантиметр подтянул трос газа, выбрав его слабину. Оказывается, из за этого, вдавливая до упора в коврик педаль, я не до конца открывал заслонку дросселя. А за экраном слабину троса не увидел...Теперь уже мастер более настоятельно советовал продолжить спор с сыном. Что ж! Сезон картофельный в самом разгаре..
На искушенного зрителя – дизайн от потребителя
Я немного поработал над внешним видом своей "103-й".Поставил решетку радиатора от одного из вари антов вазовского "тарзана",на боковины и бамперы наклеил черные шероховатые под кирзу молдинги. Разделив пузатые боковины в пропорции 1:3,они придали автомобилю более стремительный и элегантный вид, а решетка радиатора некую агрессивность. Глядя на нее, вспоминаю, как австралийский рыбак у меня на глазах на спиннинг вытащил из океана маленькую акулу. Только он протянул руку, чтобы вытащить из ее пасти блесну, как та, изогнувшись, сверкая злобным глазом и набором острых зубов, рванула навстречу и чуть не оттяпала ему пальцы. Хоть и не совсем я доволен качеством навешенных прибамбасов, но от "обмылка " в дизайне "десятки " я почти ушел.
И на кой нам ляд…этот Женский взгляд!
Лето 2000 года выдалось донельзя дождливым. Традиционный отдых в лесной деревне с внуками встал под сомнение. На "десятке"и даже на самоделке туда не проехать. Пришлось забрать у дочери Toyota RAV4,а ей оставить "103-ю ". Видели бы вы, как неохотно она расставалась с "японкой".
Дорогие вазовские друзья! Понимаете ли вы необходимость приспособить хотя бы одну модель автомобиля для лучшей половины человечества? Видите ли вы, что большая часть курсантов автошкол это женщины всех возрастов? И они, научившись езде именно на "ВАЗах",затем всеми путями, правдами и неправдами стремятся пересесть на иномарки с автоматической коробкой передач и гидроусилителем руля в первую очередь. Может, в ущерб тем же красивым выставочным картинкам концептов, проектов и прочего сделать, наконец, вазовский автомобиль для женщины? Или вам не нужен постоянный и пре данный потребитель? Однако даже после "Тойоты"дочь попривыкла к "103 -й".Пусть руль вместо гантелей, третья передача в КП вместо автоматической коробки в езде по городу, отчего не успеваю править диски колес. Так не хочется ей перед рельсами постоянно дрыгать длинноходовым рычагом коробки. Да и не женское это дело. Думал я, что по приезде из деревни она сразу отберет у меня "Тойоту".Но не тут то было. Она, бухгалтер по профессии, да и просто хозяйская душа, заметила, что стрелка датчика бензобака у "103 й "движется к нулю гораздо медленнее, чем у "японки ",а бензин не обязательно "95 й ".Накрутила по счетчику за два летних месяца восемь тысяч километров и продолжает дальше...А это значит, как я понимаю, надежда на вас, дорогой ВАЗ, еще жива..
Вместо эпилога о деньгах опять немного…
Наевшись деревенскими дорогами, моя RAV4 захромала на одну ногу. Зашумел, загудел подшипник ступицы заднего колеса. Круиз по магазинам выявил у меня легкий озноб и заикание цена этого подшипника колебалась в районе $170! В двадцать раз больше аналогичного вазовского...И тут мне стало стыдно! Стыдно за мое постоянное ворчание, недовольство и придирки к моей "103 й ".Ведь она мне, как жениху невеста, досталась за самый мизерный калым. И если бы кто то вывел формулу соотношения цены и потребительских качеств автомобилей, уверен :моя красавица в десятку "самых самых" попала бы. И черт с ними, с недоделками и не докрутками...Руки отечественного автолюбителя еще не отвыкли, а по рой и сами просятся к гаечному ключу и отвертке. И отучать его от этой привычки надо, но медленно, поэтапно, потихоньку. Резко удивлять нельзя, что и делает наш дорогой ВАЗ, вместе с которым мы, поклонники его автомобилей, и отмечаем тридцатилетний юбилей первого конвейерного автомобиля. Будем жить и дальше вместе.
Валерий Меньков "Биржа плюс авто "№41 от 11.10.2000 г. Публикуется с небольшими сокращениями по согласованию с редакцией.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ №43 (88),10-16 ноября 2000 года
Рекомендуемый контент