В.Н. Поляков: портрет на фоне ВАЗа
3 марта 2008 года исполнилось 93 года со дня рождения первого генерального директора Волжского автомобильного завода, почетного гражданина города Тольятти и Самарской области и просто удивительного человека Виктора Николаевича Полякова. Его имя неразрывно связано с рождением и становлением большого комплекса Волжского автомобильного завода, что само по себе стало уникальным событием – по срокам, темпам строительства, освоения производственных мощностей и дальнейшего развития.За пуск Волжского автомобильного завода и большой вклад в развитие машиностроения Указом Президиума Верховного Совета СССР В. Н. Полякову присвоено в 1971 году почетное звание "Герой Социалистического Труда". Имя Виктора Николаевича Полякова занесено в Книгу Почета ОАО "АВТОВАЗ".
Он был внешне скучным человеком. Он не рассказывал анекдотов, не веселил застолье, не плясал и не пел. Его могли назвать "сухарем", и это было справедливо. Он был аскетом, живя в то время, когда начальник его уровня обрастал привилегиями и обрядами начальственной жизни.
С Виктором Николаевичем Поляковым непосредственно связано то, что мы называем вазовским стилем работы.
В.Н. Поляков взрастил и воспитал не одно поколение вазовцев, многие из которых и сегодня продолжают общее Дело и с благодарностью вспоминают о Викторе Николаевиче.
Коллектив специалистов, сформированный, заряженный им, сумел на протяжении более четырех десятилетий сохранить, поддержать его принципы нацеленности на результат, даже в труднейшей обстановке девяностых годов обеспечить работоспособность огромного предприятия, не только устойчивость, но и его развитие.
Чтобы сохранить, донести до потомков бесценное достояние его личности, по возможности показать феномен этой личности и стиля работы, мы обратились к воспоминаниям тех, кому повезло знать Виктора Николаевича Полякова лично, кому выдался шанс поработать с ним, перенять его опыт. Вот что повествуют о нем его коллеги, соратники в книге "В.Н. Поляков глазами современников":
Алексей Васильевич Николаев - бывший президент-генеральный директор ОАО ""АВТОВАЗ"":
…Идем с Поляковым по цеху. И вдруг он увидел лежащие на полу несколько валов и шестерен – кто-то из разгильдяев оставил. Остановился, плечом немного задергал (верный признак его раздражения). Я и теперь могу дословно те слова повторить:
- Вы, товарищ Николаев, вообще зубообработкой занимались когда-нибудь в жизни?
- Занимался.
- Не верю. Вы на ФИАТе были?
- Был.
- Вы такое видели хоть раз там?
Но я же не мог сказать, что там такое видел.
- Нет, Виктор Николаевич.
И он мне прочел короткую лекцию, как надо с шерстернями обращаться и какие все это может иметь последствия. И не только по этим отдельным деталям, но и по стилю работы всего цеха.
Подобные "вливания" многие на нашем заводе могут вспомнить. Никто на это не обижался, понимали уже, что ВАЗ с порядка начинается.
Александр Александрович Ежевский - бывший министр сельскохозяйственного машиностроения СССР:
Что бы там ни говорили, Волжский автомобильный, при всем его значении для нашей страны, это - прежде всего памятник Виктору Николаевичу Полякову. Когда во время строительства ВАЗа я бывал там, видел, насколько строг, требователен он был к строителям, монтажникам. Иногда даже обижались на него. Тот же П.С. Непорожний не раз сетовал: ""Чего это Поляков все время ко мне придирается?"" А он прав был. Потому что требовал высокого качества. И от оборудования, поставляемого к монтажу, и от отделки зданий, и от качества жилья... Он решал в комплексе вопросы производственные и социальные - вопросы культуры, бытового обслуживания. И требовал, чтобы все это делалось с высшим качеством. И не просто с жесткой, но иной раз с жестокой настойчивостью. И нужен был его железный характер, его высочайшая принципиальность, чтобы отстоять свои убеждения, то, что считал нужным для завода и города. Да, его, случалось, обвиняли в удорожании сметной стоимости строительства, чуть ли не в излишествах. Но жизнь показала, что он был полностью прав. Это тот самый случай, когда, по пословице, скупой платит дважды, а то и трижды.
Инна Михайловна Лукьянова – бывший ведущий специалист "АВТОпромимпорта":
… Собираемся в Москву. Мы с Еленой Павловной (женой Виктора Николаевича) давно готовы, а Полякова все нет; у него же график до последней минуты расписан. Наконец, появляется Николай Петрович, водитель его. Быстрее, быстрее – летим в Сызрань. Поляков, чувствуем, весь еще в мыслях о работе.
Едва поспеваем к поезду, влетаем в купе, чуть отдышались, и вдруг – на его лице лукавая улыбка: "Елена Павловна, а где же ваши пирожки?" Совершенно другой человек. Пили чай, шутили, проговорили до ночи. Утром встали, уже Москва скоро, и передо мной уже опять другой человек: весь в делах, в заботах о том, что нужно решить за день. И нет, чтобы с вокзала домой заехать. Водителю – "Меня в министерство, а потом их доставишь, куда укажут". То же самое и с самолетом: прилетит утренним рейсом и сразу на работу.
Георгий Константинович Мирзоев - бывший главный конструктор АВТОВАЗа: ...главным было то, что Поляков никогда не связывал инициативу, не навязывал своего мнения. Оппонировал, не соглашался с тобой - да, это случалось. Но не отбивал руки. Он ценил людей, которые входили в его команду, которые заряжались его энтузиазмом и дальше превращали эту энергию во что-то реальное. Каждый раз, когда он высказывал какие-то неожиданные идеи, то очень, по-моему, следил: как ты будешь реагировать, зарядишься ли этим энтузиазмом, предпочтешь идти обычным, наторенным путем или будешь готов в числе первых подняться в атаку.
Петр Макарович Кацура - бывший директор по экономике ВАЗа:
В моем представлении Виктор Николаевич был и остается до сих пор знаковой личностью не только как широко образованный инженер и видный организатор промышленного производства. При всей взыскательности по работе его отличали большие человеческие качества, бережное отношение к своим соратникам, непоказная доброжелательность, исключительная скромность.
В этот же день 3 марта 2008 года отметил свое 53-летие нынешний директор АВТОВАЗа Борис Алешин. Удивительное совпадение. В свое время именно Поляков "встал у руля" Волжского автозавода в период больших перемен в советской промышленности и стал легендой. Так и Борис Алешин пришел на АВТОВАЗ на закате старой эпохи и вначале нового этапа развития автогиганта и всего автопрома: буквально несколько дней назад в Москве был подписан, наверное, самый важный с момента создания Волжского автозавода документ о стратегическом партнерстве с французским автоконцерном Renault. Это "крутой" поворот в вазовской истории. И сегодня во главе завода стоит руководитель, который уже проявил ряд качеств, присущих Полякову.
Виктор Николаевич Поляков всегда старался лично посещать все сложные участки сначала строительства, а в дальнейшем и производства Волжского автозавода, непосредственно общался с работниками на местах, вникал во все проблемы завода. Это была хорошая традиция. Такое же отношение к заводу продемонстрировал и Борис Алешин, с первых дней руководства АВТОВАЗом начав посещения производств. Сегодня на заводе, как и при Полякове в свое время, много внимания уделяется социальной поддержке трудового коллектива и повышению зарплат.
Подобные совпадения, пересечение двух эпох, двух личностей – Полякова и Алешина – позволяют рассчитывать на возвращение былой славы АВТОВАЗа. Будем надеяться, что с успехами завода в тольяттинцев вернется уверенность в собственных силах и та особая, всегда присущая им гордость.
Илона Березий
В статье использованы материалы книги ""В.Н. Поляков глазами современников"".
Рекомендуемый контент