Как создавалась вазовская символика
И на каждой из литья Стеньки Разина ладья"Иногда в дружеской компании с вазовцами я задаю провокационный вопрос: "Всем известно, что первые вазовские модели имеют фиатовское или, скажем так, русско-итальянское происхождение. А можете вы назвать позицию, по которой ФИАТ не смог дать нам своего решения?" Обычно следует удивление, но тименно так случилось с документацией по решетке радиатора для "Жигулей", которая поступила в Тольятти с "дыркой". Не мог же ФИАТ поставить туда свою эмблему. Наших же предложений не было. Время близилось к запуску, и когда из Турина пришел очередной телекс, главный конструктор В.С.Соловьев вызвал нас, первых вазовских дизайнеров: "Давайте срочно ваши предложения".
Начальником вазовской дизайнерской службы был тогда Ю.В.Данилов. У меня до сих пор сохранились те первые проработки. Задача на самом деле оказалась непростой. Было много споров. Неудивительно, требовалась не просто выразительная "картинка", надо было уяснить себе философию этого знака.
Поиск шел в разных направлениях. Вариантов пятнадцать-двадцать было рождено, некоторые достаточно интересны. Не было только среди них единственно убедительного. Искомую идею привез из столицы А.С.Декаленков, работавший тогда в Московской дирекции. Это было несколько набросков в обыкновенной ученической тетради. И среди них тот, что превратился затем в известную всем старорусскую ладью, с читаемой одновременно буквой "В" - Волга, Волжский, ВАЗ. Этот эскизик А.С. Декаленкова и дал толчок".
(Из воспоминаний конструктора-дизайнера В.И.Пашко)
"Подготовленную документацию отправили на ФИАТ(изготавливать товарный знак в Тольятти тогда не представлялось возможным). В январе 1970 года из Турина была получена первая пробная партия вазовских товарных знаков, около 30 штук. Увы, вся она была забракована по очень простой причине – буква "Я" оказалась почему-то перевернутой (в виде латинской буквы "R"). Этот знак немедленно стал раритетом и весь без остатка, (брак!) разошелся по частным коллекциям.
В Турин был отправлен соответствующий телекс, знак был откорректирован и в течение всего 1970 года автомобили ВАЗ-2101 шли именно с ним.
В дальнейшем надпись "Тольятти" со знака исчезла. По двум основным причинам. Выяснилось, что по законам геральдики символика товарного знака никоим образом не должна привязываться к географическому положению завода-изготовителя. Но самым интересным оказался второй аспект. Воспротивились соотвествующие "компетентные органы". Было заявлено, - вы дешифруете место расположения завода. Как будто всему миру не было уж известно, в каком городе находится этот новый советско-итальянский автомобильный задод".
(Из воспоминаний конструктора Г.А.Ляхова)
Источник: А.Шаврин, "На волне памяти", Книга первая.
Рекомендуемый контент