История автосалона в Москве "Газета.ру": Чехарда московских автосалонов
Москва – один из немногих городов, ежегодно в конце августа принимающих международные автовыставки. При этом по нечетным годам у нас проходит Автосалон, а по четным – Мотор-Шоу (MIMS). Отличия – не только в названии.Новая история московских автосалонов началась в 1992 году – о тех выставках, что проходили до этого мы уже писали. Тогда в Москве независимо друг от друга открылись сразу три выставки. Первая называлась "Автосалон-92" и проходила в июле в Сокольниках. В ней участвовали 60 фирм из 11 стран. Из "иностранцев" выставлялись Peugeot, Nissan, Skoda, Chevrolet и уже ставший чужеземным РАФ. Вторая выставка под названием "Автоиндустрия-92" прошла в Экспоцентре на Красной Пресне. Самой же представительной стала выставка МIMS – Moscow International Motor Show, которая проходила в августе на ВДНХ. В ней приняли участие 79 фирм из 19 стран. Среди выставленных там автомобилей были Alfa Romeo, Audi, Volvo, Cadillac, Nissan, Mitsubishi, Renault, VW, Ford, FIAT, Honda, Skoda...
В 1993 году в июле в Экспоцентре прошел 1-й Российский автосалон, организованный "АСМ-Холдингом". В нем приняли участие 200 фирм из 26 стран. Впервые москвичи узнали об автомобиле KIA и о зиловском "Бычке". Выставка эта была организована в противовес МИМСу, во второй раз открывшемуся на ВДНХ. Последний оказался не столь представительным – 130 фирм из 23 стран, однако более интересным в плане экспозиции – 239 автомобилей, среди которых были Rolls-Royce и Jaguar, а также болид Ф-1 Williams. А главное,
на МИМСе 93-го впервые прошла мировая премьера – Volvo 850T.
Также москвичам продемонстрировали Nissan Micra, ставший Европейским автомобилем года-93.
В 1994 конкуренция между организаторами MIMS и "Автосалона" закончилась. Договорились, что по четным годам будет проходить выставка, по нечетным – Автосалон с международным статусом. На MIMS, открывшемся на ВВЦ в 1994, было представлено около 300 автомобилей, в том числе 26 – впервые в России. Среди них – обновленные Volvo 960 и Volkswagen Passat, совершенно новые Opel Omega, Renault Laguna, Chrysler Neon, Peugeot 806.
На Московском автосалоне-95 выставились более 360 компаний из 31страны. Среди наиболее интересных экспонатов, представленных российскими предприятиями, были вазовский концепт "Желтая акула" – заряженный седан десятого семейства в эффектной внешней обвеске и стильный родстер Body, изготовленный энтузиастами из небольшой дизайнерской фирмы CARDI.
Выставка MIMS’96 отмечала сразу два юбилея.
Первый юбилей скромный – пять лет московским автовыставкам, второй – куда более значительный: сто лет назад Яковлев и Фрезе представили свой первый в России самодвижущийся экипаж. MIMS-96 собрал на своих стендах более 400 фирм, предприятий и организаций из 33 стран. Увы, новинок на выставке было немного – не все из мировых автогигантов решили почтить MIMS своим присутствием. Зато были весьма интересные экспонаты, такие как, например, гибридная Toyota Prius.
В 1997 году в Москве представляли новую Toyota Corolla, Mercedes A-класса (как раз после нашумевшей истории с его опрокидыванием), новые Daewoo (Nubira и Leganza), красавиц Honda Prelude, BMW Z3 и Peugeot 406 Coupe, заряженную Seat Ibiza Cupra, дешевые "Форды", изготовленные в Белоруссии. А компания Volvo по случаю 850-летия Москвы прямо на автосалоне преподнесла подарок ГАИ – несколько автомобилей S70.
Тогда же россияне впервые услышали о марке "Донинвест", под которой ростовский завод "Красный Аксай" начал собирать Daewoo.
Одной из самых громких премьер моторшоу 1998 года стал Volvo S80. В Москве его показали раньше, чем где бы то ни было, то есть фактически устроили мировую премьеру. ГАЗ продемонстрировал Волгу-3111, а ВАЗ – тогда еще диковинную новую "Ниву" (это уже позже она стала Chevrolet Niva) и концептуальную "Оку-2". Одной из звезд экспозиции стал Mercedes G55 – сработанный ателье AMG внедорожник Gelandewagen, способный выжимать 210 км/ч. Сейчас на московских улицах этот монстр встречается чаще, чем в самой Германии.
Renault с помпой отметила на московской выставке свой 100-летний юбилей. По этому поводу в Москву привезли первый автомобиль Луи Рено — одну из десяти "реплик", построенных по специальному заказу к юбилею.
Шестая по счету выставка 1999 года (и четвертый по счету автосалон) отличалась активным участием в ней российских производителей. В отсутствие западных конкурентов, многие из которых салон проигнорировали из-за посткризисных последствий, бал правил родной автопром, показавший много интересных машин. ГАЗ представил минивэн "Соболь-Баргузин" с обновленным дизайном и модернизированным интерьером, семейство автомобилей на базе пикапа "Атаман" и уже предсерийные 11-е "Волги".
ВАЗ впервые показал "Калину"; тогда представители завода утверждали, что до постановки на конвейер осталось 2 года.
Рядом с хэчтбеком красовались вариации на тему новой "Нивы" и концептуальный электромобиль "Рапан" с дизайном в духе Луиджи Колани. УАЗ показал джип "Симбир" и минивэн "Симба", а Донинвест представил проект по сборке "Ситроенов-Берлинго". Также салон запомнился очередным проектом народного автомобиля – внешне напоминающим "Оку" "Мишкой".
На следующий год из зарубежных производителей принять участие в MIMS’2000 решились только Renault и Hyundai, а также дилеры фирм Audi и Skoda. Отказ ведущих мировых компаний от участия в выставке был мотивирован тем, что ежегодный Московский автосалон, проходящий в августе, не оправдан с экономической точки зрения. Престиж его несравнимо ниже, чем у проходящих в сентябре попеременно Парижского и Франкфуртского салонов, а значит, нет смысла везти на него последние новинки, кроме того, август – пора отпусков и посетителей не очень много, а главное – плата за аренду выставочных площадей выше, чем на Женевском автосалоне. Кстати, он – единственный из европейских имеет право называться ежегодным.
Было решено считать полноценными московскими автосалонами только те, которые происходят по нечетным годам, и игнорировать остальные.
С тех пор по нечетным годам Москва принимает весь цвет мировой автоиндустрии в рамках Международного автосалона, а по четным годам проходит Московское моторшоу, куда менее представительное. Правда, целый ряд "нарушителей" выставляются и по четным годам. В отсутствие иностранцев на салоне вовсю развернулся российский автопром. ВАЗовцы показали концептуальное купе "Питер-Турбо", запомнившееся своим необычным дизайном, и родстер с убираемой стеклянной крышей на платформе "Калины". Последняя за год, прошедший с момента ее дебюта, приросла еще и седаном. ГАЗ показал внедорожник "Комбат" – реинкарнацию легендарного "козла" и лимузин на базе 3111 и 225-сильную "Жар-птицу" ГАЗ-3111 с двигателем Toyota.
На следующий год все поменялось. На этот раз Москва приняла практически всех известных автопроизводителей. И за обилием мировых новинок продукция российских автозаводов если и не потерялась, то во всяком случае была менее заметна. А посмотреть у иностранцев и в самом деле было на что: роскошный удлиненный Volvo S80 Limousine, Volkswagen Passat W8, Chevrolet TrailBlazer, Opel Astra Coupe, Land Rover Defender Tomb Raider, Mercedes S600 Pullman, Lexus SC430 и, конечно же, главный шоу-стоппер салона – концептуальный родстер BMW Z9. За рулем баварского красавца восседал не кто-нибудь, а сам создатель – шеф-дизайнер BMW Крис Бэнгл, впервые посетивший Москву.
Вместе с Бэнглом в Москву приехали и новейшие "семерки", которые в первую очередь показали не журналистам, а потенциальным заказчикам – на закрытой презентации.
В 2002-м выставочный центр на Красной Пресне опять принимал лишь отечественных производителей и горстку дилеров, отдувавшихся за "заграницу". Тем заметнее стал дебют "новой классики" ВАЗа: универсал ВАЗ-2151 привлекал всеобщее внимание. Будущее этой машины до сих пор более чем туманно – как всегда, на освоение проекта нет денег.
Моторшоу-2002 совпало с празднованием 25-летия "Нивы".
В честь юбилея на Пресне показали один из первых серийных внедорожников ВАЗ-2121, и обычную уже группу поддержки из многочисленных вариаций на нивскую тему. Еще одним интересным экспонатом на вазовском стенде стало купе ВАЗ-21123. ГАЗ показал модернизированную "Волгу" 3110 с бесшкворневой подвеской и "наш ответ Хаммеру" – внедорожник "Тигр". Похожий вездеход по кличке "Бархан" показала небольшая фирма "Ретро-стиль" из Киргизии. Из иностранцев "лично" участвовали лишь Mahindra и Hyundai. Первая привезла джип Scorpio, второй демонстрировал хэтчбек Getz.
В нынешнем году автосалон, открывающийся в понедельник, вновь международный – нас ждет несколько мировых премьер от Mitshubishi, Hyundai, BMW... "Газета.Ru" будет рассказывать о них своим читателям на протяжении всей следующей недели.
22 АВГУСТА 19:43 Дмитрий Киселев, Лев Шугуров Газета.Ru
Рекомендуемый контент