Основатель ВАЗа скончался в Турине - Автомобильный справочник





Основатель ВАЗа скончался в Турине

Газета.ру
Текст: Дмитрий Киселев

В Турине на 82-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался Джованни Аньелли, один из основателей и почетный президент FIAT. Именно он, пожизненный сенатор Итальянской республики, владелец футбольного клуба "Ювентус", стоял у истоков крупнейшего российского автомобильного завода – ВАЗа.

Джованни (Джанни) Аньелли родился 12 марта 1921 года в местечке Вилла Перозо недалеко от Турина в семье итальянских буржуа. Его дед, Джованни Аньелли-старший, стоял у истоков компании FIAT. Именно он 1 июля 1899 года подписал договор о создании FIAT (Fabrica Italiana di Automobili Torino) с эксцентричным итальянским дворянином Эммануэле Бричеразио ди Карчерано, искавшим инвесторов для создания завода по производству автомобилей. Помимо Джанни, как его называли родители, в семье было еще шестеро детей. В 1935 году отец Джованни погиб в авиакатастрофе, а еще через 10 лет в автомобильной аварии погибла его мать. Воспитанием Аньелли занялся его дед, оказавший значительное влияние на всю дальнейшую жизнь Джованни. Юность его была тесно связана с армией – после школы он пошел в кавалерийское училище Пинероло, которое оканчивали его дед и отец, а во время второй мировой войны Джованни воевал в войсках Муссолини, а затем – на стороне союзников.

Будучи отпрыском знатного семейства, Джованни Аньелли привык пользоваться всеми благами, которые давало ему его происхождение. Виллы на берегу моря, верховая езда и горные лыжи, общение с игроками футбольной команды "Ювентус", принадлежавшей семье Аньелли, – вот что составляло жизнь Джованни. Позже Аньелли женился на Марелле Караччиоло ди Кастаньето, неаполитанской принцессе и наполовину американке, что, однако, не помешало ему завоевать репутацию плэйбоя, любителя развлечений и искателя приключений.

В возрасте 45 лет Джованни вступил во владение "Фиатом". Именно под его руководством FIAT стал огромной промышленной и финансовой империей, своего рода "государством в государстве", в котором всегда действовали свои собственные правила и законы. И хотя из-за этого фиатовский конгломерат часто критиковали за отсутствие "системы сдержек и противовесов" безграничной власти семейства Аньелли, жесткое руководство, безусловно, приносило свои положительные плоды. Помимо автомобилей в сферу интересов FIAT вошли телекоммуникации, аэрокосмические технологии, страхование, средства массовой информации и т.д. В 1987 году Джованни Аньелли основал "Giovanni Agnelli and Co.", с помощью которой он хотел еще больше усилить контроль семьи Аньелли над "Фиатом", а также снять все вопросы по поводу того, кто будет его наследником, – Джованни хотел, чтобы компанией управлял его сын Эдуардо, хотя более вероятными кандидатами считались другие члены семьи Аньелли.

Джованни Аньелли играл весьма заметную роль в политической жизни Италии, из-за чего FIAT нередко обвиняли в навязывании своей воли правительству. Аньелли удавалось сохранять свое политическое влияние даже в условиях смены правящей партии. Аньелли поддерживал тесные отношения с Генри Киссинджером, Рональдом Рейганом и даже Муаммаром Каддафи. Под его руководством FIAT участвовал в американской космической программе. Аньелли был пожизненным сенатором Итальянской республики. Аньелли считался убежденным сторонником развития тесных взаимовыгодных связей Италии с Россией. Он стоял у истоков создания Волжского автомобильного завода, который был построен с помощью итальянских специалистов. Узнав о постройке в СССР нового автозавода (решение было принято в декабре 1965 года), FIAT предложил техническую помощь, и уже вскоре воздушный лайнер доставил в Москву три автомобиля FIAT124, признанный в 1965 году "моделью года". Они напрямую обратились к Брежневу, показали ему автомобиль в Кремле и добились его согласия заключить договор с "Фиатом". На том совещании в Кремле присутствовал и Аньелли.

Фирма предложила СССР очень благоприятные условия по созданию нового завода: конструкцию, технологию, заключение договоров со смежниками, закупку технологического оборудования и техническую помощь в течение 10 лет. Но при условии, что автомобиль будет с классическим приводом на задние колеса и обязательно "Фиатом-124", который, правда, собирались снимать с производства. Фиат был очень доволен и шел навстречу любым нашим претензиям, соглашался на любые изменения в модели "124", который превратился в выпускавшуюся более 15 лет "копейку" – ВАЗ-2101. А выпускающаяся и по сей день ВАЗ-2106 тоже имеет итальянские корни. Это FIAT 124 Speciale образца 1972 года.

За долгие годы FIAT стал одним из национальных символов Италии, а Джованни Аньелли, оставивший пост президента в 1996 году и пробывший во главе компании более 30 лет, – едва ли не национальным героем. Сейчас, когда итальянский автогигант переживает едва ли не худший период за всю свою историю, его смерть воспринимается в Италии особенно тяжелой утратой. Скончался Аньелли в Турине после тяжелой и продолжительной болезни.
24 ЯНВАРЯ 18:03









Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.