Сергей Сычев: Ресурсы АВТОВАЗА практически неограниченны
Самой актуальной темой для тольяттинцев остается ситуация вокруг ВАЗа, что вполне естественно и объяснимо. Паника первых дней проходит, но вопросы у горожан остаются. Наша работа — задавать эти вопросы компетентным лицам. Что мы и делаем. Ситуацию комментирует генеральный директор ОАО "АВТОВАЗагрегат" Сергей Сычев.— Сергей Александрович, тольяттинцев сейчас больше всего волнует ситуация, сложившаяся вокруг ОАО "АВТОВАЗ". Затоваривание, временная остановка конвейера — все это, скажем так, повергло в уныние не только заводчан, но и значительную часть тольяттинцев. На ваш взляд, чего больше в данной ситуации — внутризаводских факторов или макроэкономических?
— Последние четыре года АВТОВАЗ работал стабильно, не проводя никаких рискованных экспериментов. Следовательно, столь резкое ухудшение ситуации на рынке — результат внешних факторов. Перечислять эти факторы не имеет смысла, о них уже достаточно сказано. Другой вопрос, что из-за стечения ряда обстоятельств заводу пришлось столкнуться с очень жесткой конкуренцией, причем столкнуться несколько раньше, чем на это рассчитывало руководство завода. Но конкуренция в автомобильном бизнесе будет все яростнее и, чтобы сохранить свои позиции, АВТОВАЗу жизненно необходимо принимать кардинальные меры.
— На ваш взгляд, в чем эти меры должны выражаться?
— Здесь придумывать ничего не надо. Все известно. Прежде всего — качество. Не секрет, что запросы российского потребителя растут быстрее, чем качество продукции. Потребитель уже не желает мириться даже с мелкими недоработками и недостатками. Второй момент — сокращение издержек, причем резкое. Третье — расширение присутствия на рынке. Но все это возможно лишь при условии понимания всеми, вплоть до рабочего, что главное лицо в этом процессе — Его Величество Потребитель. Кстати, это относится не только к АВТОВАЗу, но и к большинству российских производителей, в том числе и к АВТОВАЗагрегату.
— Итак, самый насущный вопрос — вопрос качества. По вашему мнению, на каком уровне возникает эта проблема? В чем ее корни? Это вопрос технологий (например, морально устаревшее или изношенное оборудование) или это вопрос общей культуры производства в России?
— Главный фактор улучшения качества — человеческий, и уже потом технология. Здесь главная проблема. За последние несколько десятилетий в силу известных обстоятельств не прививались навыки качественной работы. Создавались "системы" качества, а при "системе" никто не несет персональной ответственности. Например, на АВТОВАЗагрегате до 90 процентов выявленного брака — исполнительский. Психология такова: "Я дал "штуки", обеспечил главный конвейер, а там — трава не расти!" Так что брак — это наша старая "традиция". Ее и надо выжигать каленым железом.
— Сергей Александрович, поставим вопрос максимально жестко: не приведет ли нынешний кризис к катастрофическим последствиям для АВТОВАЗа?
— Прежде всего нужно понимать, что ресурсы АВТОВАЗа практически неограниченны. Бывали и времена похуже и ситуации посерьезнее. Будут найдены выверенные решения, и все встанет на свои места. Кризисы — неотъемлемая часть рыночной экономики. Вообще любой кризис несет в себе и положительные моменты — мобилизуются все ресурсы, предприятие очищается от "балласта" и, как правило, после кризиса получает новый импульс в развитии. Если долго нет кризиса, его следовало бы выдумать. Так что никакой катастрофы АВТОВАЗа не может быть даже в теории.
— А каково в данной ситуации положение "АВТОВАЗагрегата" как поставщика АВТОВАЗА? Какие ожидаются итоги 2002 года? Какова динамика роста?
— "АВТОВАЗагрегат" простоял чуть меньше, ведь у нас есть и другие потребители помимо АВТОВАЗа, в том числе и вторичный рынок. Правда, мы тоже потеряли в объемах более двухсот миллионов рублей. Но ситуация рабочая и контролируемая. В этом году ожидаем увеличения объемов производства практически на сорок процентов. Вообще за два последних года объем выпускаемой продукции увеличился в три раза и достигнет по итогам 2002 года более семи миллиардов рублей.
— "АВТОВАЗагрегат" справедливо считается предприятием высокой социальной эффективности. За счет чего достигается такой результат? Каковы механизмы стимулирования работников?
— В последнее время наше предприятие признано лучшим и на губернском уровне, и на российском, в том числе и как предприятие высокой социальной эффективности. Это результат работы более чем пятитысячного коллектива завода. Вообще-то мы исповедуем принцип взаимных обязательств "Предприятие — Работник", используя методы материальной заинтересованности. Это и премии за качество, очень приличные премии за повышение профмастерства и так далее. Я уже не говорю о тех социальных гарантиях, которые определены коллективным договором. Кроме того, мы внедрили у себя давно забытое трудовое соревнование и по итогам каждого года кроме материальных стимулов победители помещаются на Доску Почета. Мы и впредь будем только усиливать взаимную ответственность администрации и каждого отдельного работника завода.
— Основной задачей предприятия в 2002 году называли внедрение принципиально новых технологий в производстве, создание современных конструкций сидений. На каком этапе находится данная работа, каких результатов удалось достичь? С какими инвесторами велись переговоры?
— На сегодняшний день мы практически готовы к серьезной конструкторской модернизации выпускаемых сидений по механизмам регулирования. Как только согласуем технические условия в НТЦ ВАЗа, будем поставлять улучшенный вариант. Кроме того, законтрактовано современнейшее оборудование по раскройному комплексу, ряд другого технологического оборудования. Практически закончены переговоры с крупнейшими германскими производителями по изготовлению оборудования и внедрению на "АВТОВАЗагрегате" технологий нового поколения сидений. Этот инвестиционный проект оценивается в несколько десятков миллионов долларов. Так что на месте не стоим.
— "АВТОВАЗагрегат" как поставщик ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ". Объемы и номенклатура поставок.
— Сейчас в рамках действующих прямых соглашений с СП "Джи Эм-АВТОВАЗ" мы полностью обеспечиваем это предприятие сиденьями, системами трубопроводов и системами выпуска газов (СВГ). Мы готовы и к увеличению объемов поставок. Кроме того, надеемся и на расширение сотрудничества, тем более что у нас будет что предложить. Короче говоря, мы с оптимизмом смотрим в будущее, несмотря на временные трудности.
— По вашему мнению, нынешняя ситуация как-то скажется на жизни города? Чем могут помочь городские власти?
— Еще раз повторяю — никаких катастрофических последствий не предвидится! Конечно, городская казна недополучит средств, но и жить будем более рационально. Видимо, может перейти в город и часть социальной сферы, что, конечно, не обрадует власти. Тут, я думаю, есть более глубинные вопросы. Необходимо уже сейчас озаботиться созданием новых рабочих мест в городе на перспективу. А это, на мой взгляд, возможно в большей степени через развитие малого бизнеса. Деклараций на тему малого бизнеса хватает. Реальных шагов — нет.
— Как раз сейчас в городе усиленно идут дискуссии по программе развития малого бизнеса и предпринимательства. Вы знакомы с этой программой? И как вы ее оцениваете?
— Насколько я знаю, там столкнулись интересы мэрии и ТПП. Программы эти я не читал и не знаю их, но мне кажется, надо перестать делить, надо создавать.
— Делить — что? Деньги, которые выделяются под эту программу?
— Не только деньги. Это вопрос влияния. Ведь кому будет поручена реализация программы, к тому на поклон и будет ходить малый бизнес.
— И все же, на ваш взгляд, кто должен заниматься этой работой — мэрия или ТПП?
— Хрен редьки не слаще. В любом случае предприниматели должны рассчитывать только на свои силы, а власть должна не мешать!
— Вернемся к такому сложному вопросу как "социалка". Да, возможно в город перейдет часть социальной сферы. Да, это обстоятельство не обрадует власти. Не кажется ли вам, что этот процесс перехода — естественный и даже необходимый? Ведь со времен социализма директор предприятия в России решает массу жизненных проблем, возникающих в коллективе: по жилью, по зарплате, по детским садам, пионерским лагерям и санаториям-профилакториям… Это ведь не только вопрос финансовых затрат, но и затрат умственных, нервных, затрат времени, наконец. А бизнес — это война, требующая максимальной концентрации сил и средств. И отягощенный "социалкой" российский директор изначально находится в неравных условиях со своим западным коллегой, который считает, что "социалка" — не его функция. Его функция — чтобы у работника был интерес получить материальное вознаграждение своего труда и обеспечить соответствующий социальный уровень своей семье. А дальше он уже все реализует сам, в меру своей обеспеченности — и квартиру, и путевку в профилакторий, который сам и выберет, исходя из возможностей и потребностей. Имеет смысл идти по западному пути или какие-то положительные моменты социализм все-таки привнес и отказываться от них рано?
— Вопрос поставлен толково за одним маленьким замечанием. Бизнес — это не война. Бизнес — это прежде всего созидание. Если начинать воевать с конкурентами, то надо отдавать себе отчет в том, что это пустая трата времени. В таких войнах победителей не бывает. Надо просто все делать лучше, чем конкуренты.
Что касаемо сути вопроса, то, конечно, каждый должен заниматься своим делом. Предприятие платить налоги и зарплату работнику, работник добросовестно выполнять работу, а власть обеспечивать максимально комфортное проживание на вверенной ей территории. Так должно быть. Только не забывайте, что у нас до недавнего времени было не государство, а сплошной "собес". Люди делали вид, что работали, а государство делало вид, что платило. Конечно за редким исключением "ударных строек коммунизма".
Смысл идти по наиболее рациональному пути есть прямой. Но делать это приходится осторожно, постепенно. Иначе можно спровоцировать "Русский бунт", который, как известно из классики, "бессмысленный и беспощадный". Шучу, конечно!
Автор: Сергей ГУРЕВИЧ
Источник: Газета "Площадь Свободы"
Рекомендуемый контент