Государство АвтоВАЗ - Автомобильный справочник





Государство АвтоВАЗ

Статья из цикла путешествий Айвана по России. Проект ИД "Коммерсант"
05.03.2002 г.

Государство АвтоВАЗ

    Жизнь города Тольятти самым тесным образом связана с известным на всю Россию Волжским автозаводом. ВАЗ в городе и главный работодатель, и плательщик в бюджет, и генератор деловой активности. И, разумеется, основной потребитель информационных технологий.

Город Тольятти имеет длинную и интересную историю. В 1737 году его основал Василий Татищев, назывался он тогда Ставрополь-на-Волге и выполнял функции крепости. В середине XX века город полностью смыло: при сооружении Волжской (бывшей Куйбышевской) ГЭС он попал в зону затопления. В середине 1950-х Ставрополь перенесли на сушу, а в 1964-м переименовали в Тольятти -- в память о скончавшемся в том году генсекретаре итальянской компартии Пальмиро Тольятти.

С Италией город связывает не только название: в 1970 году при поддержке итальянской компании Fiat здесь был построен легендарный ВАЗ. Для этого пришлось выстроить еще один город -- Новый Тольятти. Административно он хоть и является частью Тольятти, но от старого города отделен территориально и давно уже превзошел его как по размерам, так и по количеству жителей. Сегодня в новом городе проживает 420 тыс. человек, из которых 125 тыс. работают на ВАЗе.

Волжский автозавод огромен и на человека, попадающего сюда впервые, производит сильное впечатление. Местные жители называют его "государством в государстве". Границы этого "государства" охраняют женщины в военной форме и с оружием, недобрым взором осматривающие всех пересекающих проходную. Через территорию завода проходят дороги, по ширине полотна способные составить конкуренцию Садовому кольцу. А по ним передвигаются машины с регистрационными номерами местного изготовления -- вроде "12-12-ВАЗ".

Компьютер для сборки и продажи
Наблюдая за работой завода, невольно вспоминаешь сюжет фильма "Терминатор". По трем длиннющим конвейерным линиям (здесь их называют нитками) медленно ползут корпуса "жигулей", причем все модели вперемежку -- и "классика", и переднеприводные "восьмерки-девятки", и различные модификации "десятки". Копошащиеся у конвейеров люди прилаживают к ним узлы и детали. Настоящий муравейник. Но любопытно то, что всей этой на первый взгляд мало упорядоченной деятельностью управляет большая компьютерная система.

-- Завод работает в очень жестком режиме,-- объясняет директор по информационным системам ВАЗа Владимир Тихонов.-- Каждые 22 секунды с конвейера должен сойти готовый автомобиль. Причем на всех трех нитках одновременно собираются разные модели. Наконец, у нас производится не только сборка: и металлургическое производство (отливка двигателей), и прессовое (изготовление кузовов), и много чего еще -- все происходит здесь, на заводе. Выдержать такой ритм, работая вручную, без использования компьютерных систем, просто немыслимо.

Господин Тихонов сетует, что в мире так давно уже никто не работает: производство узлов и сборка машин, как правило, разведены по разным заводам. И редко где на одном конвейере собираются сразу несколько моделей. Вазовцы и рады бы организовать подобное разделение труда, но в обозримом будущем сделать это вряд ли удастся.

До перестройки так и было. Но потом приказал долго жить СЭВ, а страны соцлагеря поставляли на ВАЗ большое число агрегатов. Только завод оправился от потери поставщиков из Восточной Европы, как распался Союз, в результате чего вазовцы лишились многих поставщиков из бывших советских республик. Иного выхода, кроме как начать производить все самим, у ВАЗа не было. Сейчас автозавод находится в постоянном поиске сторонних подрядчиков, но до западного уровня разделения труда ему еще далеко.

На ВАЗе производят не только машины и узлы к ним -- программное обеспечение для нужд завода тоже создается по большей части собственными силами. Людей для этого хватает -- в дирекции по информационным системам трудится 1,7 тыс. человек. Программное обеспечение они пишут самое разнообразное: это и программы для приготовления формовочных смесей, и приложения для контроля робототехники, программы управления сварочными работами, подвесными толкающими конвейерами... Всего не перечислишь.

Впрочем, "чужими" решениями на ВАЗе тоже не брезгуют. Например, по заказу завода тольяттинская компания "Бизнес Системы" (входит в холдинг TopS BI) создала "Технопортал АО АвтоВАЗ" -- интернет-систему, позволяющую дилерам делать заявки на покупку автомобилей в электронном виде. Выиграл от этого не только завод, но и многомиллионная армия поклонников вазовской продукции: теперь завод планирует свое производство не с потолка, а производит только те машины, на которые поступил заказ -- то есть востребованные рынком.

Компьютер против воровства
Из официальных хроник возникает следующая картина жизни завода: его сотрудники неустанно заботятся о повышении качества выпускаемых автомобилей, и если оно, это качество, еще не достигло совершенства, то виноваты поставщики и смежники, общая экономическая ситуация в стране и прочие объективные обстоятельства. Да, проблемы, конечно, есть, но менеджмент делает все, чтобы их устранять.

Неофициально говорят о другом. Например, что все "железо", которым заполнены прилавки городских авторынков, просто украдено на заводе. Что запчасти и узлы нелегально вывозят с ВАЗа чуть ли не грузовиками, и за оградой завода их ждут перекупщики, которые развозят запчасти по всей России. Говорят, несунов ловят, сажают, но это не помогает: с завода продолжают нести. Уж больно это выгодное дело. "Пока не ввели компьютерный учет автомобилей,-- рассказывали мне местные жители,-- готовые машины угоняли прямо с конвейера. Номер кузова пока еще нигде не значится, поэтому достаточно подделать справку-счет, оформить автомобиль в ГИБДД -- и ты уже честный приобретатель. Компьютерный учет узлов и комплектующих тоже ввели, но воров это не останавливает: рабочий сделал "левую" деталь, по компьютеру ее не провел -- и для завода ее все равно что нет".

Про то, что вывозят грузовиками, рассказчики, наверное, несколько преувеличивают. Все-таки охраняет границы завода не какой-нибудь ЧОП, а сотрудники ВОХРа. Работники ВАЗа, конечно, услугами родного завода пользуются по полной программе. ДТП в Тольятти проблемой не считается: не ты сам, так твой приятель работает в нужном цехе, и добыть необходимую деталь труда не составляет. На заводчан, несущих через проходную бампер или крыло, охрана закрывает глаза. Эта "услуга", можно сказать, входит в социальный пакет -- зарплаты-то на заводе отнюдь не велики. С другой стороны, огромный рынок запчастей, раскинувшийся в поле сбоку от дороги в тольяттинский аэропорт, предназначен явно не для местных жителей. Впрочем, повод для оптимизма есть. Введение автоматизированного учета автомобилей привело к тому, что завод, по крайней мере, перестал терять готовые машины. Вполне вероятно, что когда-нибудь автоматизированный учет всех материальных и финансовых потоков завода позволит поставить надежный заслон на пути расхитителей. И тогда Тольятти станет нормальным европейским городом, а ВАЗ -- заводом европейского уровня, производящим такого же уровня машины.

ID=4511sort=Page=






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.