"АвтоВАЗ" показал, на что способен
Вчера руководство "АвтоВАЗа" заявило, что в этом году у автозавода впервые будет чистая прибыль. И впервые с 1993 г. часть из нее будет направлена на выплату дивидендов. Аналитики считают, что руководство завода может пойти на такой шаг в надежде, что это облегчит процесс поиска инвесторов для предприятия.Дивиденды "АвтоВАЗ" выплачивал единственный раз - в 1993 г. при преобразовании в акционерное общество. С тех пор "АвтоВАЗ" ни разу не заканчивал год с прибылью, а значит, было не до дивидендов. Причина не в том, что торговля "девятками" и "восьмерками" - дело невыгодное, просто завод накапливал много кредиторской и безнадежной дебиторской задолженности, а потом был вынужден покрывать их из прибыли. В итоге завод постоянно показывал акционерам убытки. Например, в прошлом году "АвтоВАЗ" получил прибыль около 10 млрд руб. , но после вычета ряда расходов и списания безнадежной дебиторской задолженности чистый убыток "АвтоВАЗа" составил 3,8 млрд руб.
Однако в этом году ситуация изменилась самым волшебным образом. В III квартале чистая прибыль "АвтоВАЗа" составила 4,4 млрд руб. Как заявил вчера первый вице-президент "АвтоВАЗа" Николай Ляченков, по итогам этого года "АвтоВАЗ" рассчитывает получить чистую прибыль в размере 7 млрд руб.
Аналитики "Тройки Диалог " и UFG Андрей Кормилицин и Юлия Жданова считают этот прогноз вполне реальным, но при этом Кормилицин отмечает, что "цифра в $240 млн находится в верхнем, наиболее оптимистичном диапазоне ожиданий". Они отмечают, что завод в этом году работал с хорошей рентабельностью, увеличивал производство (в прошлом году выпустил 705 000 машин, в этом планирует около 760 000) и стал "более предсказуемым". Раньше, по словам Ждановой, автозавод показывал данные о прибыли, а потом "тайком списывал ее".
Однако полной прозрачности "АвтоВАЗ" пока не демонстрирует. Например, на заводе не смогли сказать, какая именно часть будет потрачена на выплату дивидендов. Между тем Кормилицин считает, что сейчас весь рынок ждет именно этой информации. Юлия Жданова полагает, что на дивиденды акционерам может быть истрачено 10% от 7 млрд руб. - т. е. более $20 млн.
"АвтоВАЗ" не случайно решил показать чистую прибыль именно в этом году. Необходимые заводу инвестиции превышают $1 млрд. Только на запуск нового автомобиля класса В семейства "Калина" (запланирован в серийное производство в 2005 г. ) требуется $850 млн. $350 млн из них должны составить собственные средства завода, остальное - средства инвесторов. "Сейчас "АвтоВАЗ" может быть заинтересован в увеличении капитализации, что может облегчить поиск инвесторов и кредиторов, - говорит Кормилицин. - А известие о выплате дивидендов сказывается на росте котировок". Ранее в интервью "Ведомостям" председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников говорил, что компания планирует выпустить новые акции для продажи стратегическому инвестору, после того как государство аннулирует бывший у него в залоге контрольный пакет. Если планы "АвтоВАЗа" не изменились, он сейчас должен "раскручивать" собственные акции.
Действительно, капитализация "АвтоВАЗа" в этом году растет как на дрожжах: в начале года обыкновенная акция стоила $1,6, привилегированная - $0,6, а по результатам вчерашних торгов в РТС - $15,9 и $9 соответственно. Кормилицин видит этому несколько объяснений. Увеличение прибыли и запуск совместного проекта с GM снижают оценку риска инвестирования в бумаги автозавода в глазах сторонних инвесторов. Кроме того, он не исключает, что бумаги "АвтоВАЗа" скупают сами менеджеры, сейчас контролирующие предприятие, с тем чтобы сохранить этот контроль и после будущих эмиссий.
Мария Рожкова
Ведомости
06 декабря 2001
Рекомендуемый контент