ВАЗ дает добро
Что необходимо сделать владельцу новенького автомобиля в первую очередь? Конечно, наряду с оформлением документов, прохождением первого техосмотра нужно подумать и о предупреждении угона. В автомобиле уже присутствуют штатные противоугонные системы: механическая блокировка замка зажигания и иммобилизатор. Несмотря на это, любой автолюбитель подумает: "Чем больше препятствий встретит на своём пути автоугонщик, тем выше вероятность сохранности моего авто". И установит на автомобиль дополнительную систему охраны.Рынок автомобильных охранных систем очень широк. В различных магазинах и мастерских автолюбителю предложат большой выбор противоугонных комплексов: от производителей с известным брендом до незнакомых новинок как зарубежного, так и отечественного производства. Однако не каждая из предлагаемых сигнализаций сможет обеспечить добротную охрану автомобиля и его безупречную работу.
Уважающая себя фирма, прежде чем запустить в продажу охранную систему, предназначенную для установки на автомобиль "Лада", должна получить разрешение от производителя автомобиля.
Электронные охранные системы
Весомое мнение в одобрении установки охранной сигнализации в автомобиль принадлежит управлению специальных испытаний (УСИ). На сегодняшний день специалистами УСИ выданы положительные результаты по следующим типам электронных охранных систем: "Mongoose IQ-200/250", "Mongoose Base 100/200/300/400/750", "Mongoose AMG-750", "Mongoose TT", "Mongoose QS", "Mongoose Duplex", "Mongoose TWO WAY", "KGB VS-300", "Pantera SLK-25SC", "Alligator L-530", "Red Scorpio SRS 600A", "Centurion-1", "Cesar Omega 436".
Ни одна система, предоставленная на испытания в УСИ, не была одобрена с первого предъявления. Опыт испытателей позволяет обнаружить недостатки системы уже при первичном осмотре. В итоге, давая свои рекомендации по доработке охранной системы, они занимают не последнюю роль в улучшении качества и надёжности её работы.
Испытания
Испытания начинаются с изучения инструкции и технических параметров, заявленных изготовителем или продавцом. В ОАО "АВТОВАЗ" существуют специальные требования на изделия электрики и электроники, которые соответствуют международным стандартам. Требования включают в себя такие характеристики, как: максимальная и минимальная температура эксплуатации, воспринимаемая ударная и вибрационная нагрузки, влажность окружающей среды и эксплуатационная надёжность. А также требования по функционированию системы в составе автомобиля. Целью испытаний является определение соответствия охранной системы предъявляемым требованиям и возможности нормального функционирования совместно со штатным электрооборудованием автомобиля, в том числе и со штатными противоугонными средствами. Также выявляются недопустимые точки разрыва электрических цепей автомобиля в случае срабатывания охранной системы. Нередко цепи блокировки охранной системы подключают к датчикам электронной системы управления двигателем (ЭСУД), к обмоткам реле бензонасоса, стартера и др. Перечисленные цепи диагностируются контроллером ЭСУД, что приводит к накапливанию ошибок и сбоям в работе контроллера. Соответственно владелец автомобиля предъявляет претензии инженеру по гарантии СТО, а виной всему — неквалифицированное подключение охранной системы к цепям автомобиля.
Практически каждая охранная система оснащена иммобилизатором (устройством, которое предотвращает несанкционированный запуск двигателя). Испытателями проверяется такой важный момент, как условия срабатывания иммобилизатора, т.е. включение блокировки работы двигателя, при движении автомобиля. Возникновение такой ситуации чревато аварией на дороге. Согласно требованиям, измеряется уровень и тип звукового сигнала в режиме тревоги, время срабатывания и продолжительность его действия.
Следующим шагом являются стендовые испытания. На них выясняется, соответствуют ли заявленные технические характеристики действительным значениям. Проверяется "правдивость" параметра по защищённости системы от взлома. Охранную систему подвергают воздействию критических температур. Определяется допустимая максимальная и минимальная температура в условиях запуска и работы, в салоне и в моторном отсеке, а также при хранении и транспортировке. Отслеживается надёжность работы при резких сменах температуры: от предельной положительной до отрицательной — немаловажная характеристика с учётом показаний термометров нынешней зимы. Проводится анализ надёжного функционирования сигнализации при воздействии ударных нагрузок, при вибрации, что тоже очень актуально для наших дорог.
Затем охранную систему проверяют на электромагнитную совместимость. В век современных технологий в жизни активно используется масса различных электронных устройств. Практически везде нас окружают линии электропередач. Всё это приводит к тому, что автомобиль почти всегда находится под воздействием внешних электромагнитных полей. В свою очередь, электрика и электроника самого автомобиля также создаёт собственное электромагнитное поле. Исследования дают возможность определить, как сказывается внешнее излучение на работоспособности сигнализации; определить влияние системы охраны на электронную начинку автомобиля; выяснить способность работы сигнализации при воздействии на неё радиопомех от бортовой системы. Положительный результат испытаний на совместимость является гарантией бесперебойной работы и охранной системы, и автомобиля даже в самой сложной обстановке.
При проведении испытаний совместно со специалистами управления проектирования электрооборудования (УПЭ) определяются возможные точки подключения, места для прокладки проводов и установки датчиков. Разрабатываются методы подключения и закрепления проводов. Получив одобрение АВТОВАЗа, охранная система надёжно и безотказно будет служить своему владельцу и охранять от угона его автомобиль, но только в том случае, если устанавливалась она на сертифицированной станции, работники которой обучены и укомплектованы необходимым инструментом. Только тогда сохраняется гарантия на автомобиль и исключается также вероятность возгорания автомобиля, что на сегодняшний день не редкость, из-за неправильного монтажа электропроводки.
Механические противоугонные системы
Наряду с УСИ, испытаниями, но уже не электронных, а механических систем, в ОАО "АВТОВАЗ" занимается управление дорожных испытаний и доводки автомобиля (УДИДА). Оно экзаменовало практически всю продукцию фирмы "ФЛИМ" (г. Тольятти), предназначенную для всего спектра выпускаемой продукции АВТОВАЗа. Также через руки специалистов управления прошёл охранный комплекс "Dragon" московской фирмы "Цербер-М". Он включает в себя противоугонный механизм на рулевое управление и коробку переключения передач. В скором времени закончатся испытания механизма "защиты капота" этой фирмы на модели LADA KALINA. Все испытанные устройства этих фирм получили положительное заключение, которое одобряет их установку на автомобили ВАЗа.
И снова испытания
Как и в случае с сигнализациями, в первую очередь испытатели проводят визуальный контроль противоугонной системы. Оценивается качество изготовления деталей, применяемый материал, эстетический вид конструкции. Это первое определение надежности работы устройства и степени его защиты. Изучается руководство по эксплуатации и установке. Важно, чтобы в инструкции был подробно описан процесс установки и правила пользования. Причём всё это должно быть изложено доступным и понятным языком.
Следующими проверку проходят эргономические показатели охранной системы. Рассматриваются такие параметры, как удобство при блокировке и разблокировке. Определяется допустимый вес съёмных элементов. Оговариваются места хранения и крепление деталей разблокированного устройства. Оцениваются тактильные ощущения при прикосновении к элементам системы. При обнаружении недостатков испытатели выдают рекомендации по доработке. Например, предложения УДИДА были реализованы в варианте "Гарант люкс": претерпел изменение конструкции ключ, был уменьшен угол поворота личинки замка, а стопор обзавёлся "кобурой" и многое другое.
Тщательному анализу подвергается процесс монтажа противоугонной системы на автомобиль. Установка устройства не должна изменять конструкцию и нарушать лакокрасочное покрытие кузова. Нарушение этих правил выводит автомобиль из гарантийного обслуживания.
Выясняется, требует ли монтаж наличие специального инструмента и навыка. Простая конструкция многих механических противоугонных систем позволяет проводить установку простому автолюбителю в "гаражных" условиях.
Пожалуй, самым важным параметром является безопасность. Испытатели выявляют несоответствие противоугонной системы требованиям безопасности европейской комиссии ООН. Здесь в первую очередь рассматриваются потенциально возможные травмы при столкновении автомобиля. Проверяется, исключена ли возможность самопроизвольной блокировки устройства при движении автомобиля. Проводится анализ травмоопасности элементов конструкции системы.
Самым длительным этапом являются дорожные испытания. Противоугонное устройство устанавливается на автомобиль, и его спидометр ведёт отсчёт до отметки 35 тысяч км. После такой длительной эксплуатации оценивается влияние противоугонной системы на работоспособность взаимодействующих с ней узлов. Охранное устройство не должно стать причиной заметных отклонений в параметрах механизмов автомобиля в гарантийный период. Специалистами проводятся исследования на целостность и преждевременный износ оригинальных деталей как противоугонного устройства, так и автомобиля.
Теперь, узнав, насколько тщательно можно провести испытания этих устройств и насколько высока квалификация специалистов, занимающихся этим делом на автозаводе, лично я не сомневаюсь, что выберу только противоугонный комплекс, который одобрен испытателями ОАО "АВТОВАЗ".
Мнение
Земсков Юрий Анатольевич,
заместитель начальника управления специальных испытаний:
"Современный автоугонщик оснащён техникой, способной обезоружить любую охранную систему. Всё, что ему для этого нужно, — это время. Чем больше времени в распоряжении преступника, тем выше вероятность угона. Чтобы лишить его главного козыря, необходимо, кроме штатных противоугонных систем, оснастить автомобиль дополнительным механическим и электронным охранным комплексом. Одобренная АВТОВАЗом и установленная в сертифицированном центре сигнализация оповестит владельца о несанкционированном проникновении в автомобиль и не оставит угонщику достаточного времени на осуществление его замысла. Ну и не менее важное и самое простое — не оставлять автомобиль надолго без присмотра".
Статья подготовлена при содействии Ю.А. Земскова, заместителя начальника УСИ ДТР ОАО "АВТОВАЗ" и В.М. Крутова, начальника конструкторского бюро ОСИ УДИДА ДТР ОАО "АВТОВАЗ"
Источник: Автомобильная газета "Семь Верст"
Рекомендуемый контент