О том, как продавать старую машину
Продажные хлопотыВладимир Жидков, 5.11.03г. МК
Старая одежда и обувь обычно безжалостно выбрасываются на помойку. А надоевшая вам машина? В утиль она идет только в крайнем случае - обычно же продается. В любом практически состоянии. Поскольку даже самая “убитая” “ласточка” стоит довольно дорого. И здесь автовладельцу очень важно сделать сделку максимально выгодной для себя.
Существует множество способов быстро “спихнуть” свое старое авто. Но, как правило, быстро - не значит выгодно. Какой бы путь ни выбрал новоиспеченный продавец, ему придется потратить некоторое время и средства, чтобы избавиться от надоевшей “ласточки”. Кроме того, поскольку торговля всегда привлекает всякого рода мошенников, сделка может стать весьма небезопасной.
Первый и, пожалуй, самый непыльный способ избавиться от поднадоевшего авто - поискать покупателя среди друзей, знакомых или родственников. У ваших друзей есть свои друзья, а у тех - свои, так что одно только упоминание о вашем желании расстаться со старой машиной может произвести эффект брошенного в воду камня. Подобная новость, как правило, очень быстро распространяется, поэтому всегда есть шанс, что кто-либо из них как раз думает о приобретении именно такого автомобиля. Кстати, подобным вариантом предпочитает пользоваться абсолютное большинство автомобилистов, по крайней мере на начальном этапе торговой эпопеи.
Равно как и все остальные, этот “маркетинговый” ход имеет свои плюсы и минусы. К недостаткам можно причислить то обстоятельство, что в узком кругу ваша машина всегда на виду, так же как и все случившиеся с ней дорожные инциденты, серьезные поломки и другие напасти, так что “впарить” ее в расчете “на лоха” вряд ли получится. Что обязывает вас быть кристально честным и без утайки рассказать обо всех недостатках будущего приобретения. Бывали случаи, когда новоиспеченные хозяева, оторвав “лакомый кусок” за бесценок, впоследствии сталкивались с очень серьезными дефектами, о которых даже и не подозревали. Как вы думаете, кому они начинали предъявлять претензии? Так что, оставив покупателя в неведении, вы рискуете сильно подпортить отношения как с ним, так и с другими вашими знакомыми, которые перестанут вам доверять в подобного рода мероприятиях и в следующий раз помогать не станут. Еще один недостаток этого способа - необходимость утихомирить свою жажду наживы и назвать реальную цену.
Халява, сэр
Не лишен этот путь и преимуществ. Избавляясь от авто таким образом, вы полностью освобождаете себя от забот и финансовых затрат, обычно при этом неизбежных. Ведь реализация автомобиля почти всегда связана с материальными потерями на рекламу, но в данном случае роль рекламных агентов играют ваши знакомые, которые не попросят за это вознаграждение. В то же время близкий человек вряд ли обманет или окажется ненадежным партнером в столь дорогостоящем деле, и машина обычно уходит без торга и промедления. Еще одним плюсом можно считать возможность продажи с помощью генеральной доверенности. Если покупатель ваш родственник или хороший знакомый, то вам достаточно просто подписать бумагу, причем совсем не обязательно ее заверять у нотариуса, что, впрочем, тоже не очень-то и накладно - порядка 500 рублей.
Этот способ практически универсален, так как таким образом можно продать любой автомобиль - от “хлопающих” крыльями “Жигулей” бородатого года до свежей иномарки стоимостью под $20 000. Надо просто предложить его нужным людям. Все послеследующие варианты, как правило, подходят лишь для одной, максимум двух категорий автомобилей и к тому же требуют от продавца более серьезных усилий и, что немаловажно, финансовых затрат.
Если друг отказался вдруг...
Как известно, реклама - двигатель торговли, так что если никто из ваших родственников вам помочь не смог, следующим вариантом может стать объявление о продаже в одной или нескольких рекламных газетах. Такой путь больше подходит для расставания с автомобилями отечественного производства и старыми, уже побегавшими по родным просторам иномарками. Дело в том, что за дорогими машинами большинство покупателей предпочитают отправляться на авторынок, где обычно выставляются более-менее свежие образцы без пробега по РФ. Тот же, кто изначально нацелен на приобретение именно недорогой машины, первым делом обращается к печатным изданиям и прорабатывает все заинтересовавшие его варианты. Поэтому если ваши условия действительно реальны (по крайней мере на бумаге), то шансов, что приедут именно к вам, - очень много. Как правило, действительно стоящие машины “уходят” с первого раза и без торга.
Этот способ имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущим. Во-первых, у вас есть возможность несколько приукрасить картину, что, естественно, заинтересует потенциального покупателя. А когда он явится на смотрины, даже в том случае, если перед ним предстает несколько не то, что он ожидал увидеть, у вас есть шанс “развести” его на покупку - здесь все зависит от способностей продавца. Во-вторых, покупатель не знает, что раньше происходило с вашим “железным конем”, поэтому “впарить” можно даже сильно битую машину, так как лохов, надеющихся на свои экспертные и ремонтные способности, очень много.
Отрицательных моментов здесь тоже достаточно. После выхода публикации вам придется постоянно поддерживать практически стерильную чистоту как салона, так и кузова автомобиля, а значит, затраты на химчистку и регулярную мойку неизбежны. Кроме того, продать машину с первой попытки, как правило, не удается, так что встречи с клиентами будут отнимать некоторое время. И наконец, вашим предложением могут заинтересоваться криминальные элементы, так что есть шанс остаться и без машины, и без денег.
Рекламой по карману
Теперь о стоимости вашей “рекламной кампании”. Сегодня многие издания принимают объявления от частных лиц бесплатно, хотя существует ряд ограничений, связанных с их объемом и внешним видом. Вам также предложат каким-либо образом выделить именно ваше объявление, скажем, курсивом или жирным шрифтом, однако эти услуги уже оплачиваются и стоят порядка 250-300 рублей. Кроме того, в последнее время стало много объявлений, к которым прилагается фотография реализуемого объекта. Предполагается, что таким образом клиент сразу видит, какой автомобиль он едет смотреть, и определяет, устраивает ли его этот вариант или нет. Подобным видом деятельности, кроме газет и журналов, занимаются также некоторые интернет-сайты. Так или иначе, за иллюстрированную публикацию вам придется выложить от 400 до 600 “деревянных” при условии, что фотография уже готова. Услуги фотографа обойдутся в дополнительные 300-400 рублей.
Особо отчаянные автовладельцы, пытаясь ускорить процесс, кроме подачи объявления о продаже сами отправляются на авторынок. Что, с одной стороны, безопаснее “дикой” торговли, но с другой - выливается в копеечку. Дело в том, что стоимость одного дня простоя варьируется в зависимости от того, когда вы туда нагрянули. Как правило, с понедельника по четверг все продавцы платят по 100 рэ, однако уже в пятницу тариф возрастает в два раза, а за оба выходных придется расстаться с 600 рублями. Так что если стоять всю неделю, выходит довольно внушительная сумма. Кроме того, владельцев отечественных авто просьба не беспокоиться. Дело в том, что авторынки уже давно стали пристанищем профессиональных продавцов, занимающихся иномарками, пригнанными из-за рубежа, стоимость которых как минимум 9 000-10 000 долларов. Поэтому посетителей, интересующихся российскими машинами, ничтожно мало. Можно, конечно, приезжать по выходным и втискиваться в стройные ряды импортных автомобилей, рассчитывая на редкого покупателя, но, как правило, это оказывается пустой тратой денег. Что касается старых иномарок, то основная часть потребителей этого сегмента рынка тоже находит нужный экземпляр по объявлениям и открытые торговые площадки посещает очень редко.
Ближе к цивилизации
Весь западный мир уже давно не занимается непосредственной продажей автомобилей, точнее, там этот процесс сильно отличается от российских аналогов. Однако в последнее время Россия приобщается к плодам цивилизации. Если вы цените время и не можете себе позволить стоять на рынке целыми днями, то можно поручить продажу машины автокомиссионному магазину. В последнее время появилось множество компаний, активно осваивающих вторичный рынок, причем большинство из них заработали себе имя на продаже новых машин. Этот вариант наиболее безопасен для продавца, так как здесь вы имеете дело с юридическим лицом, отвечающим за то, что все дальнейшие процедуры будут законны. Однако это дорогостоящая услуга: во-первых, конечная цена автомобиля должна включать в себя комиссионные, обычно составляющие от 7 до 10% от среднерыночной стоимости машины. Во-вторых, если вы все же найдете покупателя самостоятельно, вам придется оплатить стоянку авто из расчета 50-150 рублей в сутки, а также некоторые издержки на рекламу. К тому же, если в течение определенного времени ваше предложение не заинтересует покупателей, придется оплачивать суточную стоянку машины. Расстаться с деньгами можно и по-другому. Дело в том, что в большинстве комиссионных магазинов для определения цены авто проводится обязательная диагностика, и если продажная цена вас устроит - все в порядке, в противном же случае оплатить услуги экспертов вам придется из собственного кармана.
Как правило, за продажей авто следует покупка нового. В последнее время автосалоны серьезно облегчили эту процедуру, предложив обмен старого автомобиля на новый - trade-in. Опыт показывает, что это один из оптимальных способов расстаться со старой машиной. Обменять свой старый автомобиль на новый уже можно практически в любом автосалоне. Продавец приезжает на своей машине, ее осматривают, проводят диагностику, после чего определяют ее цену. Если предложенная сумма и условия устраивают владельца, стоимость его авто засчитывается при покупке новой машины.
Однако и здесь не все так гладко, как выглядит на первый взгляд. Хотя владелец практически полностью избавлен от проблем, связанных с продажей старой машины (не надо размещать рекламные объявления, искать время для встреч с покупателями), этот способ подойдет лишь тем, для кого разница в несколько сотен долларов особой роли не играет. Дело в том, что изначально за основу берется среднерыночная стоимость конкретного экземпляра, но, естественно, в интересах сотрудников салона найти как можно больше дефектов в вашей машине - от этого уменьшается ее цена. Кроме того, если машина оценивается несколько дороже, чем та, на покупку которой вы нацелились, то провернуть сделку будет очень проблематично.
Наши эксперты
Роман ДОРОНИН, информационно-аналитическое агентство “Realist.ru”:
- По сути, существует всего два способа продажи авто. Первый подразумевает прямые отношения между продавцом и покупателем: вы можете предложить свою машину другу, разместить объявление в прессе или лично отправиться на авторынок. Второй же способ подразумевает наличие в этой связке промежуточного звена - ломбарда, комиссионного магазина или автосалона, работающего по системе trade-in.
У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Владельцам отечественных автомобилей лучше пользоваться первым способом, что сделает сделку наиболее рентабельной, хотя в этом случае им придется потратить много времени на встречи с покупателями. Кроме того, здесь сильно страдает безопасность. Второй вариант больше подходит тем, кто хочет избавиться от более- менее свежей иномарки. Однако, если речь идет о 2-3-летнем “европейце”, то такие машины обычно расходятся как горячие пирожки, независимо от того, каким образом их продают. Остальным же можно посоветовать trade-in или комиссионку, таким образом, вы практически полностью исключаете возможность столкнуться с криминалом, что немаловажно. Кроме того, если условия действительно реальны, то при относительно небольших затратах авто будет продано в кратчайшие сроки. В том же случае, когда машину надо очень быстро продать, поможет ломбард, который купит авто в течение часа, но на руки вы получите не больше 70% от средней его стоимости.
Кстати
Правильно выбрать способ продажи - недостаточно. Очень большую роль играет сумма, которую вы хотите получить за автомобиль. В качестве примера можно привести две истории продаж обычных машины отечественного производства, реализовавшихся по объявлению в рекламных газетах.
Одна из них - 5-летняя “Нива”, из достоинств которой можно выделить относительно небольшой пробег, сигнализацию с ц/з, два комплекта резины и аудиоподготовку. Среднерыночная стоимость подобного “проходимца” сейчас составляет порядка 2 800 американских рублей, однако хозяин учел возросший спрос на российские внедорожники и решил немного поторговаться. В итоге в объявлении он написал - $3 100. За неделю не нашлось ни одного заинтересованного в подобной сделке человека.
Другой участник эксперимента - малютка “Ока” в стандартной комплектации, сошедшая с конвейера в 2001 году. В процессе эксплуатации на ней сменили резину, прикупили литые диски, естественно, установили сигнализацию с центральным замком, магнитолу, кроме того, малолитражка получила новый руль и набалдашник для ручки КП от крутого автоателье. Продавец разместил объявление, где указал, что хочет получить за все это $1 600 без торга (кстати, только в нашей стране машина, пусть даже слегка навороченная, за два года может подешеветь всего на 200 “баксов”). В результате первый же покупатель “оторвал” авто “вместе с руками”, а все потому, что оно было выставлено всего на 100 долларов ниже средней цены.
Таким образом, можно сказать, что человек, желающий купить автомобиль по объявлению, перед тем как поехать на смотрины, обращает внимание на стоимость предполагаемой покупки, предпочитая связываться с заведомо более дешевыми вариантами.
Рекомендуемый контент