Женщины меньше знают, но зато лучше чувствуют автомобиль
Год назад Борис Севостьянов был заместителем начальника отделения подготовки водителей Федеральной службы охраны и Гаража особого назначения. Сегодня подполковник запаса Севостьянов служит шеф-инструктором российского отделения Школы водительского мастерства BMW и передает свои навыки простым гражданам, способным заплатить за день обучения $500."АВТОПИЛОТ": Как вы попали в ГОН?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Я попал в Девятое главное управление КГБ СССР, управление охраны, сегодня это ФСО. Гараж особого назначения -- одно из подразделений службы. После института -- я закончил школу-ВТУЗ при ЗИЛе -- и восьми лет работы инженером на АЗЛК я и попал в "девятку". Начинал работать механиком, пока не представилась возможность поступить в отделение подготовки водителей...
"АВТОПИЛОТ": Вы хотели стать водителем?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Я хотел стать инструктором.
"АВТОПИЛОТ": Как же можно, не попробовав водителем...
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Можно, значит. Проявил себя хорошо, матчасть знал отлично, да и водил неплохо: в институте занимался ралли. К тому же обучаемых инструктору не сразу дают, система многоступенчатая. Принцип такой: инструктор не имеет права учить тому, чего не умеет делать сам.
"АВТОПИЛОТ": Таран тоже, что ли, пробовали?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Пробовал. Правда, не в России, а в Германии, в школе BMW, в 1993 году. От ГОНа тогда трех инструкторов пригласили на недельный курс по управлению бронированными автомобилями. Немцы рассчитывали, что Кремль их продукцию закупать будет.
"АВТОПИЛОТ": Что отличает водителя-спортсмена от водителя ГОНа?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Я часто это объяснял на занятиях в ФСО. Вот, говорю я водителю, ты едешь 150 км/ч, и раллист едет с такой же скоростью. Только спортсмен едет на свой страх и риск, а ты везешь охраняемое лицо. Спортсмен получит награду, только если приедет первым, а тебе дадут зарплату в любом случае. У раллиста закрытая от посторонних трасса, если он кого и собьет -- это проблема организаторов. И справа у него штурман. Что у тебя из этого есть?..
"АВТОПИЛОТ": А как себя ведут спортсмены в городе?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Те, кого знаю я, -- спокойно. Они выкладываются на трассе, а на улице им доказывать нечего.
"АВТОПИЛОТ": Про водителей ГОНа шутят, что там могут работать дальтоники: звонок в восьмой отдел ДПС, трасса зачищена, светофоры не волнуют...
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Так ездят только первые лица, а основная масса работает в потоке. Пускай с маяками на крыше, но ведь в правилах написано, что маяки дают преимущество только в том случае, когда им уступают дорогу. И виноват всегда водитель оперативного автомобиля. Но в ФСО работают люди надежные, опытные.
"АВТОПИЛОТ": А когда Gelaendewagen охраны перевернулся на Кутузовском проспекте, там ведь тоже был опытный водитель, догадывался, что у внедорожника высокий центр тяжести?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Там вот что произошло: "девятка" с неизвестными два раза пыталась прорваться к машине охраняемого лица. На третьей попытке Gelaendewagen ее просто отжал, но подножкой распорол "девятке" колесо. Она просто влетела под внедорожник...
"АВТОПИЛОТ": Говорят, что водитель ГОНа должен предвидеть поведение всех участников движения. Но как узнать, у кого что в голове?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Все знать не обязательно. Нужно предполагать самое неблагоприятное развитие ситуации. Большинство водителей мыслит оперативно, действует по сложившейся обстановке. Профессиональный водитель должен действовать ситуационно, то есть предвидеть развитие событий. Например, вы едете в левой полосе. Перед вами ни с того ни с сего начинает тормозить машина. Скорее всего, водитель хочет втихую, не включая поворотника повернуть налево и развернуться через две разделительные. И вас он скорее всего не видит.
"АВТОПИЛОТ": И тем более не предполагает, что еще левее, фактически по встречной, со скоростью 150 км/ч может мчаться кортеж с "мигалками". И как водитель ГОНа избежит столкновения?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Типичная ситуация из области спецпроезда. Половина случаев ДТП. Особенно когда с сопровождением стали ездить коммерсанты. Максимальная скорость опережения потока -- если, конечно, для вас не "вырезали" всю встречную сторону, две-три полосы -- это 35--40 км/ч. Не более. Иначе предотвратить ДТП невозможно.
"АВТОПИЛОТ": Сколько раз, стоя в пробке, видел, как по резервной полосе со скоростью, намного превышающей 40 км/ч, поток обгоняли лимузины с сопровождением.
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Уверен -- за рулем не водитель ГОНа. Понимаете, если вы увидели спецпроезд, это не значит, что вы поняли, как там и что работает. Как бы долго вы ни смотрели на пианиста, играть не научитесь. Можно мчаться двумя машинами, одна за другой, но если не знать технологии, то рано или поздно случится авария.
"АВТОПИЛОТ": А вы с какой дистанцией можете ехать?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Автомобиль сопровождения держится от автомобиля охраняемого лица в двух метрах. Тонкость в другом: машины не должны идти "в строчку", бампер в бампер. Автомобиль охраны идет позади, чуть в стороне.
"АВТОПИЛОТ": Из ГОНа ушло столько водителей. Наверное, уже и тайн никаких не осталось?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Из методики управления автомобилем никто тайны и не делал. Служебной считается информация о маршрутах проезда, построении колонны. И не забывайте: у водителей и инструкторов разный уровень понимания. Оба знают, что нужно делать, но только один до конца понимает -- зачем.
"АВТОПИЛОТ": Как вы попали в школу BMW?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Мне предложили работу, как только я вышел на пенсию. Вообще, с трудоустройством у выходцев из ФСО проблем нет. Стоит сказать, что работал в ГОНе, и на работу берут сразу. Престиж марки до сих пор высок.
"АВТОПИЛОТ": Почему у вас такие дорогие занятия?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Трат много. Аренда класса и площадки, покупка и обслуживание автомобилей. Их должна предоставлять школа.
"АВТОПИЛОТ": Хорошо ли, что сегодня я учусь на BMW 530 c "автоматом", а завтра сяду на BMW 320 с "механикой"?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Ничего страшного. Мы отрабатываем экстренные ситуации. Чем они характеризуются? Дефицитом времени. Смею вас уверить, в таких условиях мало у кого доходят руки до переключения передач. Лучше, чтобы автомобиль предоставляла школа. С одной стороны, мы уверены в его безупречном техническом состоянии, с другой -- клиенту не жалко ни саму машину, ни резину. И все ситуации можно моделировать честно, с полной нагрузкой.
"АВТОПИЛОТ": В школе BMW человек занимается день-два, максимум три. Кто сказал, что через год или два, когда на дороге перед ним неожиданно появится препятствие, он вспомнит, какую педаль надо нажать и в какую сторону повернуть руль?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Упражнения мы запоминаем не головой, а мышцами. Однажды я чудом избежал столкновения, но рассказать, что я сделал и как, не смог бы. Автоматизм.
"АВТОПИЛОТ": Но у вас тысячи часов тренировок...
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Ну, не тысячи, все-таки основное место инструктора не за рулем, а рядом с водителем или на площадке. Однако, не скрою, совершенствовался много.
"АВТОПИЛОТ": Но одно-трехдневные курсы не дают такой практики...
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Понятно, что такая дозировка не дает стопроцентной гарантии автоматизма. Но человек, почувствовав на площадке в специально созданных условиях, как автомобиль перестает слушаться, начинает реально себя оценивать и ездить аккуратнее. Иногда в школу звонят люди, и все становится ясно по первым словам: "У меня BMW M5, я по Кутузовскому 250 км/ч хожу. Чему вы можете меня научить?" Ну, чему, в самом деле, такого научишь? Мы не спортивная школа и под мастерством понимаем безопасность вождения. У школы, вообще, три задачи. Первая: повышение навыков ученика. Вторая: мы показываем, что электронные системы безопасности хороши, но работают в пределах законов физики. И третья: мы продвигаем марку BMW.
"АВТОПИЛОТ": Вы много ездили на отечественных машинах. Что-нибудь хорошее сказать про них можете?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> ЗИЛ-41047 -- красивая и добротно сделанная машина. Другое дело, что на ней нет таких элементарных средств безопасности, как АБС или подушки. А еще отечественные машины -- отличный тренажер. Научился на них ездить -- управлять любой другой машиной будет просто.
"АВТОПИЛОТ": Вы учили людей ездить на машине без АБС. Это значит, что входить на скользком покрытии в торможении в поворот -- почти преступление. На современной машине в экстренной ситуации все наоборот -- надо посильнее ударить по тормозу и продолжать рулить. Электронные системы обесценивают багаж классических знаний?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Нельзя учить водителя надеяться на электронику. Она помогает совершенствоваться, выявляет ваши ошибки. Загорелся желтый треугольник или восклицательный знак на панели -- значит, вы что-то делаете не так. Электроника не отменяет общих физических законов. Да и можно ли на нее стопроцентно рассчитывать? Видимо, нет. Я объясняют ученикам, что нужно быть готовым к тому, что АБС откажет. Как это определить? Не по лампочке, которая может перегореть, а по тому, что при сильном нажатии на педаль нет дробления. И в этом случае очень пригодится навык управления автомобилем без АБС. В свое время в школе "Мерседес" в Германии я делал очень хорошее упражнение -- надо бы взять его на вооружение нашей школе. Учебный автомобиль едет по дороге с комбинированным покрытием: с правом стороны -- одно, с левой -- другое. В определенный момент нужно затормозить. Но сработает АБС или нет, ученик не знает, выключатель находится в кармане у инструктора. По первым признакам -- отсутствию дробления, началу заноса -- ученик должен все понять.
"АВТОПИЛОТ": Может, и правда, что АБС -- это для лохов?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> АБС может помешать спортсменам, которым надо тормозить на грани блокировки. Но у спортсменов проще задача -- например, гонщики "Формулы-1" из года в год проходят одни и те же повороты на одних и тех же трассах на специально подобранной по погоде резине. Мы же не знаем, какое покрытие нас ждет впереди. Я не отключаю АБС даже на шоу, когда за два дня выступлений на BMW M5 "сгорает" комплект резины -- все выполняется в боковом скольжении. Систему стабилизации -- DSC -- отключаю, а АБС нет.
Известно, что наиболее эффективное торможение наступает, когда проскальзывает 15--20 проц. пятна контакта (пятна контакта шины с дорогой -- Прим. ред.). Как человеку это отследить?! Водитель даже полную блокировку чувствует лишь по тому, что машина "легче пошла", то есть снизилась эффективность торможения. В этот момент на машине без АБС надо отпустить педаль тормоза -- а прошло не меньше четверти секунды -- и снова нажать ее, то есть применить метод прерывистого торможения. А электроника действует практически мгновенно и отслеживает сразу все четыре колеса.
"АВТОПИЛОТ": Через вас прошло много учеников. Какие ошибки самые типичные?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Перекручивание руля. Машина не может вписаться в поворот -- скорость велика, а водитель все равно пытается ее туда "вправить", докручивает руль, чем только усугубляет ситуацию. А надо прежде всего сбросить газ, чтобы загрузить переднюю ось, и уменьшить угол поворота. Это общее правило для машин с любым приводом, хотя среди обладателей автомобилей с передним приводом распространено мнение, что от сноса передней оси можно избавиться, нажав на газ. Машина вытянет. Нет! Я догадываюсь, откуда это идет. Люди видели гонки, как раллийные машины проходят повороты -- из-под передних колес летит грязь или ледяная крошка. Значит, решает зритель, пилот давит на газ. Да, он давит правой ногой на газ, но левой давит на тормоз, чтобы загрузить ведущую ось.
"АВТОПИЛОТ": Вы учите в школе BMW тормозить левой ногой?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> У меня самого эта техника не настолько филигранна, чтобы других учить. Да и зачем? Я не учу всему тому, что умею сам. Существует мера ответственности. В себе-то я уверен, а что будет, если ученик, до конца не усвоив сложное упражнение, решит применить его в городе?
"АВТОПИЛОТ": Что отличает в учебе мужчину от женщины?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Женщины меньше знают, но зато лучше чувствуют автомобиль. Сколько раз убеждался. Сидит справа женщина. Только началось скольжение -- она визжит. Мужик, скорее всего, ничего не почувствует. Женщине остается только объяснить, что нужно делать, а когда -- она почувствует сама.
Мужчины часто не дослушивают объяснения до конца. Что-то они знают, многие физику помнят... А на площадке выясняется, что он ничего не понял. Женщина, напротив, все внимательно выслушает. Но главное -- все-таки не пол и не возраст, а желание человека научиться.
"АВТОПИЛОТ": А вы всегда ездите так, как учите: лопатки прижаты к спинке, дыхание ровное, взгляд сконцентрирован, обе руки на руле, в положении "без десяти два"?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> ..."Без пятнадцати три". На BMW так удобнее -- там трехспицевый руль. Да, я так езжу. У нас в ФСО был железный принцип: если сам ездишь не так, как учишь, грош тебе, как инструктору, цена.
"АВТОПИЛОТ": Вы даже руку на подлокотник не кладете?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Нет, я привык, и мне удобно ездить правильно.
"АВТОПИЛОТ": Как отличаете хорошего водителя от плохого?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Первое -- посадка. Второе -- опережающие действия при выполнении маневра. Хороший водитель учитывает, что с того момента, как он повернул руль, до того, как автомобиль начнет поворачивать, проходит время -- на преодоление инерции машины, на деформацию шин... Профессиональный водитель никого не будет "давить" на дороге, нагнетая обстановку. Он никому не мешает. Он есть и его нет. И, скорее всего, он движется с небольшим опережением потока.
"АВТОПИЛОТ": Это почему?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Для меня, например, так безопасней. Большую часть информации о движении я получаю спереди, а не по зеркалам.
"АВТОПИЛОТ": А если все начнут ездить так, как вы?
СЕВОСТЬЯНОВ:< /B> Слава Богу, этого никогда не произойдет.
Сергей Шерстенников, Автопилот, № 10, 2002г.
Рекомендуемый контент