Обгон.
Общеизвестно, что обгон с выездом на полосу встречного движения относится к маневрам повышенной опасности и основная часть тяжелых аварий совершается во время этого маневра. Основная его сложность состоит в том, что водителю необходимо иметь хороший динамический глазомер и знание возможностей своего автомобиля, чтобы безошибочно решить чрезвычайно важный вопрос: успею или нет завершить обгон до подхода встречного транспорта. Допущенную в этом случае ошибку можно с трудом исправить на начальной стадии маневра и чрезвычайно сложно, а иногда и невозможно, несмотря на старания всех участников движения, избежать тяжелейшей аварии, если реализация ошибочного решения перешла роковую черту.
Эта невидимая черта существует и разделяет маневр на две части: упомянутую начальную и завершающую стадии, условная граница между которыми переменчива и зависит от типа, скорости и загрузки обгоняемого и обгоняющего автомобилей. Как правило, вторая стадия обгона начинается когда однотипные автомобили оказываются рядом или легковой автомобиль приближается к кабине грузового. Если грузовой автомобиль имеет прицеп, вторая стадия обгона начинается несколько дальше места сцепки.
В том случае, когда водитель обгоняющего автомобиля допустил просчет, начал обгон и понял, что не успевает его завершить до подхода встречного транспорта, на первой стадии маневра необходимо просто отказаться от обгона. Для этого надо, по-возможности, интенсивнее притормозить и спрятаться за обгоняемое транспортное средство. На второй стадии обгона приближение встречного транспорта ставит водителя обгоняющего автомобиля почти в безвыходное положение. В такой ситуации тормозить и отказываться от обгона чрезвычайно опасно. Остается единственная возможность завершить обгон. На незагруженном и динамичном автомобиле переключившись на более низкую передачу и вдавив до пола педаль акселератора удается, как говорят, выкарабкаться из опаснейшей ситуации. На загруженном автомобиле или на машине со слабым двигателем без активной помощи водителей встречного и обгоняемого автомобилей авария неизбежна. К сожалению не всегда указанные водители это вовремя замечают и понимают, поэтому так часты аварии при обгонах. Многие водители, заметив встречный обгоняющий автомобиль на своей полосе движения, сигнализируют о своем присутствии фарами, однако других мер не принимают. Поэтому советую, если вы обнаружили, что вам в лоб упорно идет какой-то бедолага, не мигайте ему фарами - он давно и прекрасно вас видит, но интуитивно догадываясь об опасности торможения ничего другого не может сделать. Вам же надо как можно интенсивнее тормозить во спасение своей и его жизни, иначе может быть поздно.
Помочь советами водителям с плохим динамическим глазомером или с небольшим опытом как обезопасить себя от ошибок при обгонах почти невозможно. Практически бесполезны и широко распространенные таблицы по определению пути и времени, необходимые для обгона в зависимости от разницы скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобилей - ее некогда читать в каждом конкретном случае. Гарантом безопасности является обгон на участке дороги с хорошей видимостью при отсутствии встречного транспорта или соответствующий опыт, чувство автомобиля и глазомер водителя.
Очень существенной ошибкой, которая часто приводит к трагическим последствиям, является привычка начинать обгон на авось, просто убедившись в том, что до встречного транспорта далеко или же он не просматривается до ближайшего достаточно далекого перелома или поворота дороги. Такое, в крайнем случае, допустимо при обгоне легковых автомобилей, но не тяжелых грузовиков. Обгон последних нельзя начинать без учета наличия у них прицепов или же не обращая внимания на присутствие напарника, за которым последний может двигаться с минимальным интервалом. Еще более опасно бездумно начинать обгон колонны грузовиков не убедившись, что они движутся с достаточными интервалами между машинами и можно будет встроиться между ними при появлении встречного транспорта. Надеюсь, читатель догадался, что в этих случаях вторая фаза обгона или существенно увеличивается или же растягивается на неопределенно долгое время.
Значительное количество неприятных ситуаций и даже аварий происходит при обгонах практически без помех со стороны встречных транспортных средств. Например, неправильно поступают водители, выезжая при обгоне на полосу встречного движения в непосредственной близости от обгоняемого автомобиля. Причин тому несколько.
1. Перед выходом на полосу встречного движения в непосредственной близости от обгоняемого автомобиля, водитель обгоняющего лишен возможности видеть состояние дорожного полотна перед обгоняемым, а последний может для объезда препятствия на своей полосе движения тоже принять влево, непроизвольно создавая аварийную ситуацию. Особенно опасна такая привычка у водителей на машинах с правым рулем.
2. Водитель обгоняемого автомобиля при кратковременном переключении внимания на другие объекты может не заметить внезапно вышедший на обгон автомобиль и помешать ему.
3. Ожидая, когда появится возможность для обгона в нескольких метрах от впереди идущего автомобиля, водитель обгоняющего автомобиля вынужден начинать обгон не имея преимущества в скорости. В этом случае обгон происходит за счет ускорения обгоняющего автомобиля и время нахождения его на полосе встречного движения, в том числе и во второй стадии обгона, значительно возрастает.
4. В случае, если водитель обгоняющего автомобиля принял неправильное решение, из-за незначительного преимущества в скорости он лишен возможности при помехах со стороны встречного транспорта на второй стадии обгона ускорить выполнение маневра и вынужден только отказываться от него, что всегда вызывает аварийную ситуацию.
Большинство указанных отрицательных моментов отсутствуют, если начало маневра, т.е. выезд на полосу встречного движения совершается на большом расстоянии от обгоняемого автомобиля. Это, конечно, возможно при отсутствии встречного транспорта, но и ожидая момент для начала обгона при густом встречном движении необходимо сохранять значительную дистанцию между собой и автомобилем, который вы собираетесь обогнать. Кажущаяся лишняя трата времени на преодоление дистанции в 20 - 30 метров будет потом практически полностью компенсирована за счет большей разницы скоростей на второй, наиболее опасной стадии обгона. Кроме того, преодолевая это расстояние между автомобилями вы имеете возможность еще не раз проверить себя и в случае ошибки успеть отказаться от обгона еще на его первой безопасной стадии, а водитель обгоняемого автомобиля с плохим задним обзором успевает заметить вышедший на обгон автомобиль и уступить ему дорогу.
Для того, чтобы можно было при обгоне в стесненных обстоятельствах как можно меньше времени потратить на маневр, обгоняющий должен иметь значительное превышение скорости над обгоняемым транспортным средством. Если исключить приемы, требующие хорошего динамического глазомера, большого опыта и, тем не менее, находящиеся на грани лихачества, этого можно достичь в том случае, если в момент выполнения маневра водитель обгоняющего автомобиля полностью использует тягу своего двигателя. Увеличить динамику разгона проще всего переходя на пониженную передачу. Для этой цели на легковых автомобилях с четырех и пятиступенчатыми механическими коробками лучше всего переходить на третью передачу, которая у большинства автомобилей допускает кратковременное движение даже со скоростями порядка 110 - 120 км/час, вполне достаточными для проведения большинства обгонов. Возвращаться на свою полосу после завершения обгона можно тогда, когда в зеркале заднего вида вы увидите обгоняемое транспортное средство.
Чрезвычайно опасно производить обгон даже при отсутствии встречного транспорта и значительном запасе скорости на участке дороги, где обгоняемый автомобиль имеет возможность повернуть налево. При этом не обязательно, чтобы слева примыкала какая-то дорога. Достаточно того, что имеется съезд с полотна дороги. А иногда и этого не надо.
Однажды мой знакомый возвращался с юга по украинской степи.На прямой, как стрела, дороге впереди него двигался одинокий грузовик. Когда он с приличным превышением скорости вышел на полосу встречного движения и начал обгон, грузовик внезапно стал сворачивать налево в степь. Деваться было некуда и мой знакомый синхронно с грузовиком свернул с дороги и начал прыгать по целине. Водитель он опытный и смог остановиться без особых повреждений автомобиля. После того он побежал к грузовику, который также замер недалеко от дороги. На вопрос, почему же он так делает, растеряный водитель грузовика смущенно объяснил, что увилел в степи воду и решил искупаться. Как видите, в таких случаях желательный для сокращения времени обгона запас скорости может сыграть роковую роль. Подъехав вплотную и даже увидев мигающий фонарь левого поворота, загоревшиеся стоп-сигналы и медленно сдвигающийся влево обгоняемый автомобиль вы не сможете затормозить, обогнуть его справа и в большинстве случаев не сумеете синхронно с ним повернуть налево.
Очень опасно производить обгоны на спусках. Опытные водители считают, что в этих случаях обгон приравнивается по степени опасности к обгону во время гололеда.
С.С.Шопп.
Август 1994г.
Рекомендуемый контент