Животные на дороге - Автомобильный справочник





Животные на дороге


Без преувеличения могу утверждать, что огромную опасность во время ночной езды представляют собою любые животные.
Однажды чудом избежав столкновения с лосем, я дал себе слово осторожно ездить ночью. Однако судьба распорядилась иначе.
Как-то мы втроем возвращались из командировки. Прилетели в аэропорт в сумерках, а поскольку ближайший автобус уходил в город через полтора часа, решили поехать на такси. Выехали без промедления. Стемнело. Вскоре выбрались на основную дорогу. По качеству покрытия и ширине проезжей части ее можно приравнять к стандартным европейским автобанам, однако на ней нет того обустройства, в частности, ограждения дорожного полотна, которое не только предотвращает выезд автомобилей на большой скорости за пределы дороги, но и препятствует выходу на нее крупных животных. Водитель такси занял левый ряд и поехал со скоростью 100-110 км/ч. Было много встречных автомобилей и мы практически все время ехали с ближним светом.
Я сидел за водителем, смотрел на дорогу через его левое плечо, боялся, но молчал. К несчастью, мои опасения не оказались напрасными. Не помню, сколько прошло времени, как вдруг я увидел на расстоянии 20-30 метров от автомобиля висящего в воздухе безрогого лося. Увиденное напоминало одиночный кинокадр или картинку, высвеченную вспышкой молнии. Лось направлялся слева направо, со стороны разделительной полосы. Его шерсть была зеленоватой и по периметру туловища окаймлена знакомым мне по предыдущей встрече золотистым ободком. Это просвечивал сквозь шерсть свет фар встречных автомобилей.
Я хорошо помню, что водитель даже не вздрогнул. Сам я не успел ни двинуться, ни охнуть, только мысленно сжался, ожидая страшного удара. Машина дернулась, нас по лицам ударили теплые капли, тут же последовало торможение и удивленные вопросы моих товарищей, которые дружно смотрели вперед, но ничего не успели заметить. Водитель мрачно сообщил, что сбили лося и остановился прямо на проезжей части. Передняя часть крыши у него над головой была смята, стекло треснуло и провисло.
Между крышей и стеклом была щель шириною в ладонь. Двери слева не открывались, но водитель вышиб свою дверь плечом и, оглядываясь через нее на дорогу, сдал назад, поставил автомобиль перед лежащим на проезжей части дороги лосенком и включил аварийную сигнализацию.
Мы вышли из машины. Лосенок лежал совершенно неподвижно. У "Волги" были разбиты одна фара, решетка радиатора. Капот помят и сдвинут на ветровое стекло. Стало ясно, что нас уберег прыжок этого стокиллограммового бедолаги. К тому же, ударив подскочившего лося по ногам, машина перебросила его через себя. Если бы он взлетел на пол-метра ниже, последствия столкновения были бы очень тяжелыми: лосенок толкая перед собою лобовое стекло ввалился бы в машину.
Я так подробно описываю этот счастливый для нас случай потому, что хочу предостеречь любителей ночных гонок: если на дороге при ближнем свете фар перед вами окажется любое животное, на высокой скорости вы ничего не успеете сделать.
Также, как я и водитель, на несколько мгновений увидите описанную картинку, а некоторые из ваших пассажиров так ничего и не поймут. Оценивая только что описанную ситуацию думаю, что в лучшем случае водитель мог что-то предпринять для исключения аварии при скорости не более 50-60 км/ч.
Иллюстрирует это утверждение и следующий пример. 2 сентября 1990 года, 23 часа 30 минут. Та же дорога. Иногда скрываясь за набегающими тучками, ярко светит полная Луна. Неторопливо двигаясь в одиночестве по широкой полосе этой дороги, мы заметили мигающие огни аварийной сигнализации легкового автомобиля, стоящего на обочине встречной полосы. Подъехав ближе, обнаружили трех пятнистых буренок. Первая без признаков жизни лежала на той же обочине несколько впереди мигающей аварийными огнями легковушки. Вторая, в таком же состоянии, находилась несколько подальше на грунте разделительной полосы, а третья улеглась рядом с ней и спокойно жевала жвачку. Ситуация понятная, но метрах в ста от этой группы на правой обочине стояла легковая машина, а за нею знак аварийной остановки. Поскольку около машины никто не суетился, мы остановились и спросили, не нужна ли помощь. Из-за машины появился водитель, поблагодарил и сообщил, что лежащую на разделительной полосе корову сбил он и мы ничем помочь ему не можем. Уже после него вторая машина, которую мы проехали, свалила вторую корову. На мой вопрос с какой скоростью он ехал, водитель ответил: "На счастье не больше 80 км/час.
Видите, даже лобовое стекло цело". По внешним признакам в момент столкновения скорость автомобиля была в пределах 20-30 км/час и невысокая телушка всего лишь придавила переднюю панель с радиатором к блоку двигателя, попутно изуродовав капот, который не вышел из проема, оставив в целости ветровое стекло. Обе машины не сильно пострадали, хотя на более высоких скоростях последствия таких столкновений обычно страшные. Мне доводилось видеть такие автомобили и потому я очень уважаю скромные дорожные знаки, предупреждающие о возможном наличии животных на дороге.
О чем свидетельствует последний случай? Во-первых, о том, что если уж ночью животное оказалось на пути автомобиля, шансы столкнуться с ним почти два из двух. Второе. Даже при этих весьма благоприятных условиях (широкая сухая дорога, полнолуние) скорость 80 км/час с ближним светом фар находится по ту сторону возможностей водителя избежать аварии.
Прикидочные расчеты по данному случаю показали, что водитель увидел животное в пределах 50-60 метров от автомобиля и располагал для исключения столкновения временем около 2-2.5 секунд. Сюда входит время на реакцию и на остановку автомобиля. Он смог бы избежать аварии при скорости не более 70 км/час.
По-видимому потому, что многие не знают насколько беспомощен водитель в темное время суток, так много подобных аварий случается на дорогах даже с очень опытными водителями. Мой сосед, несомненно уникальный человек и водитель, получивший права проффесионала в 1941 году, работавший на десятках типов отечественных и зарубежных автомобилей и до сегодняшнего дня не совершивший ни одного дорожного происшествия, несколько лет тому назад на ГАЗ-24 зацепил большого кабана, который помяв ему бампер и согнув крыло с визгом убежал в лес. Исход столкновения оказался таким благополучным только потому, что перед происшествием он остановился и перед наездом еще набирал скорость. Освещенность в темную ночь снижается по сравнению с солнечным днем в 10^10 раз, а фоторецепторы глаза меняют свою светочувствительность при этом в 10^5 раз. В результате мы в сто тысяч раз видим хуже и просто глупо вести себя ночью на дороге как днем, наивно полагая, что ближний свет фар нашего автомобиля может избавить нас от такой потрясающей потери зрения.
К тому же опасность состоит в том, что шкура животного независимо от окраски в темноте мало отличается по тону от асфальта и в отличие от одежды и других предметов, совершенно не отражает свет. Если с противоположной стороны животное освещено, то имеется упомянутый ранее золотистый ободок, который очень тонок и становится виден с расстояния в пару десятков метров, практически одновременно с возникающим как бы из воздуха животным. Я имел "удовольствие" наблюдать это явление дважды и помню его достаточно отчетливо. А что значат эти два - три десятка метров, если на скорости 60 км/час машина преодолевает за секунду почти 17 м., при 80 - 22 м., при 100 км/час почти 28 м/с. Маскировочные свойства шкур животных таковы, что я однажды обнаружил впереди идущую по дороге одинокую лошадь только по пару, который вырывался из ее ноздрей и светился в дальнем свете фар. Одному же из моих знакомых при таких же обстоятельствах пришлось извлекать заднюю часть лошади из кабины. Эта лошадь в четыре часа утра возвращалась домой и он не успел ничего предпринять для того, чтобы избежать наезда. Лошадь скончалась на месте, а он остался невредим лишь потому, что ехал не быстро. Потом он долго выгребал навоз, мыл и рихтовал машину. Я мог бы привести еще много аналогичных примеров и еще раз настойчиво подчеркиваю: с дальним светом фар при хорошей видимости или в светлую зимнюю ночь, когда видны отдельные ветки деревьев в придорожном лесу, можете ездить как угодно быстро. Но степень опасности столкновения с животными и другими препятствиями возрастает неизмеримо, когда при движении с ближним светом фар почти слепой водитель не снижает скорости перед встречным разъездом хотя бы с одиночным автомобилем.
Иногда случается и такое, что без тумана и дождя нельзя быстро ездить даже с дальним светом. Я всегда, оказавшись ночью за городом, первым делом пытаюсь определить максимально возможную скорость движения при разном свете и иногда бывало, что по тому, ранее упомянутому автобану, с дальним светом фар еду со скоростью не выше 40 км/час. Поверьте, не потому, что пуганая ворона и куста боится, а потому, что ехать быстрее объективно опасно.
Как часты такие встречи с животными? Я думаю, на этот вопрос точно ответить нельзя. Это зависит от района, в котором приходится эксплуатировать автомобиль и куда приходилось ездить во время автопутешествий. Но если определить порядок цифр, то лично у меня опасные ситуации во время ночной езды бывали где-то один раз в 5-7 лет, а по пробегу одна на каждые 10-20 тысяч километров ночной езды по загородным дорогам. Возможно мне не везет. Точнее могут сказать водители междугороднего транспорта.
Определенную опасность на дороге представляют собой животные и в светлое время суток. В меньшей степени это относится к крупному рогатому скоту, который постоянно находясь в районе автодорог, вообще перестает обращать внимание на транспорт и тем самым становится весьма опасен ночью. Однако и днем мимо коров нужно проезжать весьма осторожно. Приведу только два примера. Однажды меня чуть не сбросила с мотороллера привязанная недалеко от дороги буренка, которая с испугу, как курица, бросилась к дому, перегородив дорогу цепью. Второй случай был анекдотичным.
Мы ехали по асфальтированной дороге, отгороженной от степи лесопосадками. Вдруг я заметил, что на расстоянии свыше километра навстречу нам между дорогой и правой лесополосой мчится корова преследуемая пастушьей собакой. Поскольку водитель на эту ситуацию не реагировал, я попросил его снизить скорость, а когда корова оказалась в двух - трех сотнях метров от нас - остановиться. Поскольку дорога была совершенно пустынной, водитель беззаботно остановил машину прямо на асфальте. Не добежав до машины около сотни метров, корова выскочила на полотно дороги и помчалась на нас. Мы сидели и ждали когда же она отвернет, но она так была занята наблюдением за собакой, что ничего впереди себя не замечала. Она заметила машину когда до нас было не более десяти метров. Мне показалось, что в ее глазах появился ужас. Корова круто рванулась налево, копыта скользнули по асфальту, ее туша хлопнулась на бок и по инерции стала скользить в нашу сторону.
Доехав на боку до машины, она мягко толкнула ее, вскочила и хлопнув по капоту хвостом, помчалась на другую сторону дороги. Пропустив собаку, водитель тронул машину и мы молча поехали дальше.
Значительно опаснее резвящихся коров лошади, среди которых встречаются молодые и горячие особи, способные внезапно испугаться, но еще более опасны стайки коз и овец, которые в любой момент могут последовать через дорогу за своим перепуганным вожаком, несмотря на грозящую им абсолютно очевидную опасность. Перепуганные дикие звери также способны среди бела дня внезапно выскочить на дорогу. Такое приходилось наблюдать с косулями, а однажды трассу автобана Клайпеда-Каунас среди белого дня попытался стремглав перебежать маленький полосатый кабаненок, но погиб под колесами автомобилей уже на противоположной полосе, несмотря на старания всех водителей избежать наезда.
С.С. Шопп.
Август 1994г.






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.