Что следует делать новичку при отказах автомобиля - Автомобильный справочник





Что следует делать новичку при отказах автомобиля

Если у вас не завелась машина, которая только что нормально запускалась, или она вдруг заглохла на ходу, не исключено, что при любом уровне автосервиса в стране, вы окажетесь с ней наедине. Чтобы не запаниковать и найти надлежащий выход из такого щекотливого положения даже в том случае, когда до этого момента ваших автомобильных знаний едва доставало на заправку бензина и замену проколотого колеса, вам предлагается запомнить несколько рекомендаций по определению причины и устранению наиболее вероятных несложных отказов. Наиболее характерный из них - это когда при запуске не срабатывает стартер. При этом иногда в моторном отсеке что-то щелкает, а иногда и нет. Одновременно на щитке приборов гаснут красные лампы и тухнут, если включены, наружные габаритные огни. Как правило, причиной в этом случае является плохой контакт проводов с клеммами аккумуляторной батареи из-за окисления последних. Чаще всего в этом виновата положительная клемма батареи, поэтому начинать надо с нее. Отличить ее просто: обычно она закрыта резиновым колпачком, а на выводе батареи выдавлен большой +. Для восстановления цепи надо зачистить ее и сопряженную поверхность наконечника провода до появления металлического блеска и надежно установить на место. Зачищать клемму на батарее лучше всего какой-либо шероховатой тканью, веревочкой или шнурком, чтобы не соскоблить много мягкого свинца и не получить после нескольких подобных операций слабину в соединении. Для предотвращения скорого повторного нарушения контакта желательно соединение смазать какой-либо консистентной смазкой. Вышесказанное не всегда справедливо для автомобиля из семейства "Самара". Если в зимний период при морозах ниже 10-15С вы оставите его на улице хотя бы на полчаса, особенно после короткой поездки, не исключено, что при включении стартера услышите тихие щелчки в зоне моторного отсека и только. При этом красные индикаторы на панели приборов не будут гаснуть. По этим признакам можно догадаться, что тяговое реле стартера не замыкает цепь якоря, так как внутри на его контактах образовался лед. Выходить из этого положения можно по-разному: постараться любым способом согреть это тяговое реле, которое представляет собою цилиндрическую коробочку желтоватого цвета, закрепленную на стартере, находящемся в передней части моторного отсека за электровентилятором. Некоторые водители уверяли, что им удавалось запустить стартер, дополнительно перемыкая выводы реле монтажной лопаткой для шин. Пользоваться для этой цели отверткой нельзя, так как можно разрядом тока безвозвратно испортить ее жало. Но лучше всего на зиму изолировать тяговое реле и даже весь стартер от попадания на него снега через решетку и радиатор, после таяния которого вода попадает на контакты реле. В очень сильные морозы ранее намоченный стартер настолько схватывается льдом, что тяговое реле совершенно отказывает и запуск автомобиля возможен только с буксира.

В летний период встречаются случаи, когда горячий двигатель вдруг не запускается. Сразу лезть под капот и что-то делать в этом случае не надо. Дайте ему остыть в течение десяти-пятнадцати минут и попробуйте повторить запуск снова. Чаще всего он заведется, но потом, если отказ повторится, обратитесь к специалистам. Если вам не удалось запустить горячий двигатель или машина заглохла на ходу - отказ более серьезный. При небольшом знании устройства автомобиля для выяснения и устранения причины нужно сделать две проверки:

Тест 1

На автомобилях "классика" с механическим распределителем зажигания и с передними петлями на капоте откройте капот, опустите стекло левой передней двери. Затем снимите центральный провод высокого напряжения с распределителя зажигания, сдвиньте подальше от края резиновый защитный колпачок, сам провод подсуньте под какой-либо шланг или любым другим способом закрепите так, чтобы его наконечник находился на расстоянии в полсантиметра от металлической части двигателя или кузова. На автомобилях классической компоновки ВАЗа его лучше подсунуть между верхним бачком радиатора и поливинилхлоридной трубкой, отходящей от горловины радиатора к расширительному бачку так, чтобы от конца провода до края пробки горловины радиатора имелось указанное расстояние. После этого, просунув руку в окно, включите зажигание и проверните стартером на несколько оборотов коленвал двигателя, наблюдая за наличием искры между концом провода и пробкой. Если она есть, верните все на место и переходите к следующей проверке системы зажигания. Если искра от центрального провода отсутствует, надо продолжать поиск причины или искать буксировщика. Найти причину отказа системы зажигания у старых автомобилей без электронных систем не очень сложно, но это уже не входит в задачу нашего курса. Если искра из центрального провода распределителя зажигания на массу (пробку радиатора) была, не повредит проверить наличие высоковольтного напряжения на свечах. Для этой цели снимите провод с одной из свечей, вставьте в колпачок наконечника вывернутую или запасную свечу зажигания, в крайнем случае, какой-либо металлический стерженек и проделайте аналогичные операции по проверке наличия искры между стерженьком и массой или между электродами свечи. Свечу, естественно, надо шестигранником положить на неокрашенную металлическую поверхность клапанной крышки или закрепить на алюминиевой головке блока цилиндров. При отсутствии или малозаметной, нерегулярно вспыхивающей в разрядном промежутке искре, нужно, отщелкнув пружины, снять крышку распределителя, найти и почистить надфилем (он есть в наборе инструмента) контакты прерывателя и протереть их не оставляющей ворсинок ветошью. Очень часто такой процедуры достаточно, чтобы двигатель запустился.

На автомобилях с бесконтактной системой зажигания и коммутатором для проверки наличия высокого напряжения во избежание порчи электроники нельзя использовать центральный провод, поэтому откройте капот, снимите провод со свечи четвертого цилиндра и вставьте в него запасную свечу. При отсутствии запасной надо вывернуть свечу того же цилиндра. Затем провод со вставленной свечой положите на крышку головки клапанов и заклиньте корпус свечи между выступающими деталями на крышке так, чтобы она не упала при вибрации двигателя во время пуска стартера, например, положите ее между пробкой горловины для заливки масла и сапуном. Затем сядьте на водительское место и если капот имеет петли со стороны рамы ветрового окна, сквозь щель между капотом и краем передней панели коробки воздухопритока постарайтесь увидеть место, где лежит свеча, а затем, как и в предыдущем описании, ключом зажигания проверните коленвал на несколько оборотов и следите за появлением искры между электродами свечи. Если искра отсутствует, ищите того, кто может вас отбуксировать на место предполагаемого ремонта или стоянки.

Тест 2

Одинаков для всех моделей автомобилей.
Снимите с бензонасоса, предварительно ослабив хомутик, шланг, соединяющий его с карбюратором и покачайте пальцем рычаг ручной подачи топлива. Оно должно толчками выбрасываться из штуцера. Если этого не случилось, коротким включением стартера проверните коленвал на небольшой угол и повторите проверку. При наличии бензина в баке и отсутствии вытекающего из штуцера топлива виноват бензонасос или бензопровод. Если же бензонасос качает нормально, значит, что-то случилось с карбюратором. Если вы не знакомы с системой питания, все-таки советую предпринять кое-какие усилия для восстановления подачи бензина. Во-первых, надо продуть бензопровод от подводящего к бензонасосу шланга в сторону бензобака. Для этого снимите с бензонасоса второй шланг и прокачайте его насосом, в крайнем случае, продуйте ртом до появления шума от всплывающих в бензобаке пузырей воздуха. Установите подводящий шланг на место, вручную подкачайте топливо. Если оно появилось, установите на место отводящий шланг и запускайте двигатель. Разбирать карбюратор не советую, хотя на ряде автомобилей можно попытаться продуть его без разборки, предварительно вывернув достаточно доступные снаружи эмульсионный жиклер холостого хода или электроклапан. При отказе бензонасоса на большинстве наших заднеприводных автомобилей, не имеющих бензопровода, возвращающего топливо в бак, уехать все-таки можно. Для этого в нише для горловины бензобака отыщите конец воздушного шланга, соединяющего бензобак с атмосферой. Это обычно пластиковая трубочка небольшого диаметра. Вытяните часть ее на себя, приготовьте какую-нибудь затычку или кусочек пластилина, несколько раз подуйте в трубку, заткните ее конец приготовленной пробкой, верните на место и можно запускать двигатель. В зависимости от силы ваших легких и объема заполненного воздухом пространства в бензобаке вы сможете после указанной операции проехать с таким "надутым" бензобаком от нескольких до двух-трех десятков километров. Чаще всего зимою, в случаях, когда в упомянутой дренажной трубке замерзает вода, работающий продолжительное время бензонасос может откачать достаточно много бензина и в бензобаке создается пониженное давление воздуха. В результате бак сплющивается атмосферным давлением, издавая один, реже - два характерных хлопка. Ездить с таким бензобаком нельзя, поскольку он гораздо меньше вмещает бензина, и указатель наличия топлива дает неверные показания. Для того чтобы выправить помятый бензобак, нужно в ту же дренажную трубку колесным насосом накачать воздух. Снимать бензобак с автомобиля не обязательно. Чаще всего для выправления положения необходимо сделать около десятка качков. При подавляющем большинстве отказов, возникших в дороге, обычно удается как-то, хоть и потихоньку, доехать до дома. Но ни в коем случае нельзя даже пытаться хоть немного проехать, если пропало давление масла в системе смазки двигателя или в моторном отсеке вы обнаружили подтекание топлива. В первом случае попытка доехать на ближайшем километре закончится заклиниванием двигателя, во втором не исключено, что пожаром. Если причина подтекания топлива в ослаблении крепления крышки бензонасоса или хомутиков на топливных шлангах - попробуйте устранить ее. Во всех остальных случаях рисковать не стоит: только буксировка или эвакуатор!

Видимо, пока вы не наберетесь собственных знаний и умений, не следует пренебрегать помощью проезжающих мимо более опытных водителей. Правда, вопрос о том, как на глаз определить эту опытность и насколько безответственно доверять свой "захворавший" автомобиль случайному человеку, остается открытым.

Шопп С.С.
август 1994г.






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.