Зачем столько жертв "олигарху" Машкову?
Выборгский кинофестиваль завершился премьерой скандальной картины Павла Лунгина. В шикарном кинотеатре зрители сидели даже на полу"Олигарх" - добротно сделанный дорогостоящий боевик по роману Юлия Дубова "Большая пайка" - при ближайшем рассмотрении больше похож на зубодробительный политический памфлет в стилистике газеты "Завтра". Потому что от Павла Лунгина досталось всем - Кремлю, "новым русским", бизнесменам-силовикам, продажным прокурорам и политикам от нефтяного бизнеса. И никто в этом фильме, кроме занюханного следователя, провинциала Шмакова (Андрей Краско), не вызывает ни жалости, ни симпатии.
Следователь весь фильм пьет, считает гривенники в бабьем кошельке и вообще символизирует народ. Честный и неподкупный, способный и в морду дать, если наболело.
В картине достаточно подробно показаны двадцать последних лет жизни главного героя, прототипом которого все называют небезызвестного Бориса Березовского. Олигарх Платон Маковский (Владимир Машков) в фильме - экономист, мыслитель, интеллектуал. Фильм, по сути, начинается с экономического диспута о том, какая экономика лучше - социалистическая или капиталистическая. Но Машков, в куцем свитерке, подстриженный по моде 80-х, доказывает ученым мужам, "что крокодил шире, чем зеленее". Все соглашаются с этим бредом, и на экране начинается горбачевская перестройка: компания машковских друзей-сослуживцев варит джинсы, пишет за деньги диссертации, вяжет веники, покупает на заводе целые составы с машинами, наконец, гоняет деньги из банка в банк, снимая при каждом обороте свой нехилый процент.
В общем, Машков и компания постепенно превращаются в настоящих олигархов. Со всеми вытекающими - стрельбой, взрывами, поджогами, предательством близких, самоубийствами банкротов.
Жизнь богатых людей снята интересно: роскошь в глаза не лезет, как-то смазана, так что к исходу первого часа экранного времени зритель задается вопросом: а зачем, собственно говоря, нужны все эти жертвы, связанные с добычей капиталов? Потом до него доходит: харизматический и обаятельный Машков весь фильм самоутверждается, причем за счет России.
Он нездоровый человек, игрок. Олигарх уводит чужих жен, пьет водку из горла, поражая тем самым дам. Не любит слово "нет" и проигрыши даже в настольные игры. Сцепившись с президентом-теннисистом, покупает себе телеканал, чтобы протолкнуть на самый верх своего личного, карманного Гаранта. Разумеется, ему сразу ломают шею, потому что кремлевская мафия круче всех.
В финале фильма олигарх Платон Маковский приходит на свою собственную могилу попить водки, погрустить. Милицейский патруль с удовольствием месит его дубинками только "за то, что на него похож". Тут бы режиссеру и остановиться, но...
Последним кадром герой Машкова разворачивает колонну "Мерседесов" и джипов со словами: "В Москву". Там, по-видимому, ему и сломают шею люди из Кремля, который в фильме снят исключительно в пасмурную погоду и потому производит такое мрачное впечатление...
...После премьеры мы спросили у Павла Лунгина: "Вы не боитесь, что этот фильм не покажут ни по телевизору, ни на широком экране?" Режиссер ответил:
- Боюсь, не боюсь, но это будет еще одна проверка, есть ли у нас в стране цензура. Пока я считаю, что ее нет. Я пытался сделать фильм максимально объективным, привязав к историческим событиям последних лет. Если не покажут, будем знать, в какой стране живем.
Дмитрий СТЕШИН, КП.ру
20 августа 2002 г.
Рекомендуемый контент