Владимир Тихонов: Информационные технологии на ВАЗе - Автомобильный справочник





Владимир Тихонов: Информационные технологии на ВАЗе

Интерьвю опубликованное в проекте ИД Коммерсант ione.ru

О том, как на тольяттинском автогиганте развивались информационные технологии, АЙВАНУ рассказал директор по информационным системам ВАЗа ВЛАДИМИР ТИХОНОВ.

-- Когда компьютеры впервые пришли на ВАЗ?

-- Они не приходили -- ЭВМ на заводе использовались с самого начала. В 1970 году, когда все начиналось, мы копировали опыт итальянской корпорации Fiat. На заводе установили компьютеры General Electric (GE) -- самые мощные на тот момент машины. ЭВМ GE, управлявшая сборкой автомобиля, по мощности, конечно, уступала современным персоналкам, но свои функции выполняла исправно. По сути, мы построили систему мэйнфреймов, и, конечно, ни о каких системах вроде нынешних ERP или OLAP речь тогда не шла. Задача была одна: стандартизировать процесс, поставить его под управление компьютера. Нам это удалось. Мы смогли перенять опыт итальянцев и взять их темп: никогда прежде в СССР не было столь массового производства автомобилей.

-- С тех пор, наверное, многое на заводе изменилось, в том числе в сфере ИТ?

-- Движение к идеальной информационной системе -- процесс непрерывный, его никогда нельзя считать завершенным. К тому же сегодня технологии изменяются так быстро, что становится возможным сделать то, что еще вчера казалось недостижимым. Появился интернет -- сделали систему онлайновой оптовой торговли машинами, в которой каждый дистрибутор может делать заявку на определенную партию автомобилей -- ту, которая ему нужна. Появились системы управления предприятием -- мы стали внедрять такую систему у себя.

-- Что это за система?

-- Это программный продукт Holos. За сбор данных и их хранение у нас отвечает ПО нижнего уровня, которое мы в основном написали сами, а Holos отвечает за представление этих данных конечным пользователям -- менеджерам высшего и среднего звена. Фактически, Holos -- это надстройка над имеющимся у нас ПО, программа класса executive information system (EIS), система поддержки принятия решений.

-- Почему именно Holos? По каким критериям вы выбрали этот продукт?

-- С внедрением Holos связана интересная история. В свое время внедрить свои управленческие системы нам предлагали и SAP, и BAAN, и другие разработчики. Мы с интересом изучали их предложения, особенно внимательно присматривались к BAAN. И у нас сразу возник вопрос: можем ли мы взять "верхушку", аналитическую систему (EIS), а на нижнем уровне оставить наши продукты (планирование, контроль производства, снабжение и т. д.). Задача, на наш взгляд, заключалась только в написании интерфейсов между различными программами. Но в BAAN от этого предложения категорически отказались: сказали, что это невозможно в принципе. На этом контакты с ними прекратились. Но поскольку с BAAN мы общались три года и много у них почерпнули, нам удалось очень быстро, за два месяца, создать прототип той EIS-системы, которую мы хотели. А потом появился Holos, и на его основе, используя в качестве образца наш прототип, мы создали управленческую информационную систему. И вот уже около трех лет в Holos работают порядка двухсот пользователей на заводе.

-- BAAN предлагал вам целиком перейти на программное обеспечение этой компании, и на нижнем, и на верхнем уровнях. Может быть, такой вариант и не был лишен смысла?

-- Вполне допускаю, что использовать интегрированное решение, вроде тех, что предлагают BAAN или SAP, эффективнее, чем делать надстройки над существующими продуктами. Но путь, который нужно пройти, прежде чем интегрированные продукты заработают как положено, очень трудный. Во-первых, это требует радикальной "ломки" предприятия. Во-вторых, на эти цели нужно истратить кучу денег. Ну нет у нас, как у "Газпрома", $140 млн на внедрение SAP R\3! И потом, к такому объекту, как ВАЗ, такие решения приспособить очень трудно. Ни в BAAN, ни в SAP нет некоторых необходимых нам модулей, например по управлению сборкой автомобилей. Три линии и синхронная подача комплектующих -- нет у них такого. Кроме того, в этих системах все начинается с заказа -- вот, есть заказ, от него и пляшем. А у нас до тех пор, пока мы не внедрили систему web-дилинга, понятия "заказ" вообще не существовало! Мы хотели пойти даже на такую хитрость: обозвать "заказом" наш месячный план. Но потом передумали.

-- Насколько критичны информационные системы для вашего бизнеса? Смог бы завод без них существовать?

-- Однозначно нет. Только один пример: в прошлом году, в ноябре, завод простоял несколько часов -- не рассчитали нагрузку, и сервера у нас "упали". И делать в это время ничего было нельзя -- без компьютеров сборка не работает! В авральном порядке мы отправили на конвейеры распечатки, чтобы там могли хотя бы закончить сборку машин, которые уже пришли на нитки. Для меня самое главное не то, что ИТ на ВАЗе есть, а то, что ими активно пользуются. Скажем, первые два года после внедрения Holos руководители с ним почти не работали. Но сейчас все изменилось: недавно, например, директор по производству попросил подключить к системе его домашний компьютер. Менеджмент использует ИТ -- и это главное!

ione.ru






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.