Тюнинг подвески ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114 и 2115
Если Вы любите активный, динамичный стиль вождения - более, чем уверен, что Вас не устраивает стандартная подвеска вашего автомобиля, даже если на все технически абсолютно исправна. Не порадует стандартная подвеска и тех, кто часто ездит по плохим дорогам (а часто и вовсе "направлениям"). А это характерно для провинциальных городов, которых на просторах бывшего союза более, чем предостаточно. В этой статье мы постараемся максимально подробно рассмотреть вопрос адаптации стоковой (стандартной) подвески под наши суровые и неоднозначные условия эксплуатации. А это и очень плохие дороги, и активная езда по умеренно плохим дорогам.
Самый простой и довольно действенный способ изменения характеристик подвески - замена штатных амортизаторов. Ранее это было особенно актуально из-за крайне низкого качества амортизаторов и их скорой кончины. Сейчас ситуация исправилась, но при эксплуатации автомобиля в суровых условиях Вы все равно скоро вернетесь к этому вопросу. Да и попытки ВАЗа использовать универсальные амортизаторы для всех условий не совсем удачные. Поэтому стандартные ВАЗовские амортизаторы мало кого устраивают. Вопрос замены остается открытым.
Характеристики амортизаторов сказываются на управляемости и демпфировании сильных ударов, возникающих при проезде больших неровностей (это называется энергоемкостью подвески). Сегодня рынок предлагает широкий выбор амортизаторов на переднеприводные ВАЗы, как отечественные, так и импортные. Были-бы деньги, как говорится. Если иметь цель улучшить управляемость машины и увеличение энергоемкости подвески, то сразу можно вычеркнуть такие варианты, как: Monroe, Kayaba и т.д. Из популярных отметим разве, что газовые Sachs super. Если Вы не часто управляете машиной в запредельных режимах - это хорошая альтернатива штатным амортизаторам.
Если Вы гоняете как Шумахер и используете динамические качества своего "болида" полностью и часто управляет автомобилем в запредельных режимах (любительские соревнования, тренировки или просто быстрая езда в городской обстановке) - рынок амортизаторов можно условно разделить на 3 небольшие категории.
1. Самая популярная категория - однотрубные газовые амортизаторы высокого давления
Эти амортизаторы имеют высокую энергоемкостью, более высокую, чем у амортизаторов других типов, надежны и с отличными характеристиками управляемости при работе в тяжелых условиях, и при этом имеют очень неплохие результаты на ровных покрытиях. Они способны к высокоскоростным перемещениям с большой амплитудой, другими словами - отлично сглаживают удары от проезда глубоких неровностей на высокой скорости). Их характеристики и доступная цена делает амортизаторы этого типа наиболее популярными на сегодняшний день. На рынке представлены следующие продукты этого "семейства":
- Плаза Стандарт, Плаза Спорт Ориентировочная цена - порядка $110
- Protec Стандарт, Protec Спорт. Эти амортизаторы собраны из тех-же комплектующих, что и Plaza, но собраны более качественно и имеют другие настройки. Ориентировочная цена - до $250 за Спорт
- Гродно Стандарт, Гродно Спорт. Ориентировочная цена - около $80.
Все эти амортизаторы можно устанавливать как со стандартными пружинами, так и с укороченными. Отметим также, что из-за газового подпора высокого давления, установка этих амортизаторов увеличивает клиренс примерно на 1-2 сантиметра. Если менять и пружины, то наиболее распространенными вариантами для амортизаторов этого типа являются: так называемые "европейские" пружины, пружины KW, более жесткие пружины 2112 спереди и 2110 сзади.
Для уменьшении клиренса обычно укорачивают пружины на 1 - 2 витка. Дешево и сердито. При грамотном подходе это решение практически лишено отрицательных сторон. Но стоит помнить, что укорачивание задних пружин более чем на 1, а передних более чем на 1,75 витка влечет за собой необходимость ограничения хода отбоя подвески (так называемой "подвязки"). Это необходимо чтобы предотвратить выпадения укороченой пружины из посадочных мест. "Подвязку" обычно осуществляют с помощью стальных тросов, с обжатыми концами. Довольно часто используют короткие тросы ручного тормоза с ВАЗ 21213. Если на ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114 или 2115 установлены верхние опоры передних пружин 2110 - они нуждаются в доработке: чтобы предотвратить выпадение пружины в месте опоры конца обрезанной пружины нужно приварить ограничительные планки. Для небольшого уменьшения клиренса более, чем достаточно отрезать по 0,75 - 1,0 витку с передних и задних пружин. Самое оптимальное количество обрезанных витков на более жестких амортизаторов серии "Спорт" - это 1,75 витка т.к. в этом случае не нужно "подвязывать" передние пружины, да и энергоемкость остается на приемлемом уровне.
Приводим несколько удачных вариантов подвески с использованием газовых амортизаторов высокого давления:
- Plaza Standart + пружины KW
- Plaza Standart + "европейские" пружины
- Plaza Standart + стандартные пружины, укороченные на 1 виток
- Plaza Sport + пружины KW
- Plaza Standart + стандартные пружины, укороченные на 1,5 витка
- Plaza Sport + пружины 2112 (спереди) и 2110 (сзади) укороченные на 1,75 витка
- Protec Standart + пружины Eibach
- Protec Sport + пружины 2112 (спереди) и 2110 (сзади) укороченные на 1,75 витка
2. Эта группа состоит из двух комплектов подвески
Комплект состояит из 4 амортизаторов и 4 пружин. Комплект Sachs Sporting Set был разработан инженерами Sachs еще в конце 80-х как Lowering Kit (комплект для уменьшения клиренса и улучшения управляемости) для экспортных Самар, эксплуатировавшихся на ровнейших европейских автобанах. Кроме уменьшения клиренса на 7 см, этот комплект придает автомобилю отличную управляемость на ровных покрытиях. Но у медали есть и другая сторона - практически отсутствующая энергоемкость при эксплуатации на разбитых дорогах. А на западе таких дорог попросту нет. Верите - нет, а ради такой управляемости на асфальте вполне можно и потерпеть на наших тяжелых покрытиях. Производное от Sachs Sporting Set - комплект подвески KW. Этот кит был сделан по образу и подобию SSS но на амортизаторах ALKO, как более дешевая альтернатива. KW уступает Sachs на асфальте, но немного выигрывает в более тяжелых условиях.
3. KONI
Третья группа состоит из амортизаторов только одного производителя - голландской фирмы KONI. Амортизаторы KONI sport - универсальное решением. Они способны как ехать почти так-же как SSS на асфальте, так и показывать очень приличные результаты на прохих дорогах. Но при этом KONI с уверенностью можно назвать комфортными, по сравнению с амортизаторами предыдущих двух групп. Амортизаторы KONI sport на ВАЗ хорошо работают с пружинами Eibach или "европейскими" пружинами ВАЗ
Прочие компоненты подвески
Эти компоненты менее весомы, но также важны для достижения наилучшей управляемости.
Стальные кронштейны растяжек комплектуются намного более жесткими сайлентблоками (обычно - наборные задние сайлентблоки растяжки). Это позволяет сохранять оптимальную геометрию при работе подвески.
Распорки передних и задних стоек крепления амортизаторов - увеличивают жесткость кузова на кручение, что очень актуально для 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 и всего десятого семейства). В продаже есть масса вариантов, но грамотно исполненных среди них - единицы.
Верхние опоры передних амортизаторов со сферическими шарнирами - тоже дань сохранению геометрии и четкости работы подвески.
Рекомендуемый контент