Легенда о будущем
Раннее утро осени. Воздух прозрачен и чист, в небе парят огромные птицы. Это орланы. Я на Хоккайдо, на полигоне Такасу, самом северном и самом молодом из испытательных центров «Хонды» в Японии. На Такасу нельзя фотографировать, нельзя пользоваться мобильным телефоном и еще много чего нельзя.Суть запретного
Чем ближе моя очередь прокатиться, тем сильнее желание опробовать на ходу новую «Легенду» – запретный для европейцев плод японского концерна. Год назад ее начали продавать в Японии и как «Акуру RL» (Acura RL) в Соединенных Штатах. В этом году новая «Легенда» обещает пожаловать в Европу, должна появиться она и в России.
Однако слово «появиться» для новой «Легенды» не очень подходит. Она ворвется в Старый Свет! Уж больно стремительны и динамичны линии ее кузова. Ради них можно простить и сильное сходство радиаторной решетки «Легенды» с «фасадом» последних моделей «Мазды».
«Легенда» получила новый, более мощный мотор (3,5 л, 300 л.с.), но главное – новую трансмиссию. Отныне флагманская модель «Хонды» – полноприводная.
Однако этот полный привод отличается от привычного, в котором тяга распределяется между осями в зависимости от условий движения. В трансмиссии новой «Легенды» – ее заводское название Super Handling All-Wheel Drive (SH-AWD) можно перевести как «суперуправляемый полный привод» – применено инженерное решение, перекочевавшее из автоспорта. Суть его в том, что на задней оси крутящий момент распределяется еще и между левым и правым колесами. Приоритет – колесу, находящемуся на внешнем радиусе поворота. В обычных условиях до 70% крутящего момента передается на передние колеса. При больших ускорениях до 70% крутящего момента поступает на заднюю ось для улучшения динамики разгона и одновременной стабилизации движения. При ускорении в повороте почти 100% крутящего момента может передаваться на заднее внешнее колесо. Диаметрально противоположная картина возникает при сбросе газа на изгибе дороги: двигатель прежде притормозит внутренние колеса.
Бортовая ЭВМ получает импульсы от датчиков поворота рулевого колеса, бокового ускорения, скорости вращения колес, обрабатывает информацию и выдает управляющий сигнал электромагнитным сцеплениям, находящимся в блоке заднего дифференциала.
Сладость запретного
В водительском кресле располагаешься удобно, но высоченный тоннель посредине салона ограничивает чувство свободы. Попробуй, дотянись до перчаточного ящика. Удалось открыть? Прекрасно. А вот достать что-то из глубины не сможете без сноровки. Впрочем, может быть, так и задумано – водитель не должен отвлекаться от дороги ни под каким предлогом: пристегнись и езжай! Попутно наслаждайся дорогой отделкой: натуральная кожа, дерево, алюминий. И только один вопрос не дает покоя: на чем хотели сделать акцент создатели – на спортивности или на солидности самого дорогого из «хондовских» седанов? Похоже, им удалось в равной мере выполнить и ту, и другую задачу.
«Легенда» очень резва: со старта она преодолевает отметку 100 км/ч за восемь с небольшим секунд. На скорости 200 км/ч машина идет очень уверенно, ее поведение не внушает водителю ни малейших опасений.
На скоростном овале полигона хитрая трансмиссия никак себя не проявляет. На панели приборов высвечиваются символы полного спокойствия и господства переднего привода. Совсем другое дело на извилистом участке с мокрым асфальтом: здесь езда доставляет истинное наслаждение. Новая система «Легенды», кажется, вступает в борьбу с законами физики. «Суперуправляемый привод» упорно заставляет автомобиль следовать мудреным изгибам дороги, проложенной среди золотистых рощиц берез, до боли напоминающих подмосковные. Левый-правый, левый-правый – чередуются повороты. Едва успеваю отмечать на дисплее, как инициатива переходит от одного колеса к другому.
«Суперуправляемый полный привод» на «Легенде» – прямая противоположность известной ESP. Обе системы решают одну и ту же задачу – удержать автомобиль на заданной траектории. Только методы у них разные. ESP подтормаживает колеса и принудительно снижает обороты двигателя. А «суперуправляемый привод», наоборот, увеличивает тягу на нужном колесе, позволяя проходить повороты быстрее.
Электронные послабления
Еще несколько электронных штучек в новой «Легенде» заслуживают, на мой взгляд, особого внимания. Прежде всего, это «помощник для сохранения полосы движения» Lane Keeping Assist (LKAS) и «Адаптивный круиз-контроль» Adaptive Cruise Control (ACC). В первом устройстве мини-видеокамера в верхней части ветрового стекла идентифицирует полосу и будет подавать корректирующие команды рулю. Во втором – радар, работающий в миллиметровом диапазоне, который скрыт за радиаторной решеткой, заставит автомобиль двигаться с заданной скоростью. В отличие от обычного круиз-контроля, он притормозит автомобиль, если впереди возникло другое транспортное средство, и сохранит безопасную дистанцию вплоть до полной остановки.
Читать про чудеса техники – это одно, но когда на повороте ты бросаешь руль, а автомобиль как ни в чем не бывало выписывает дугу да еще притормаживает перед препятствием – это уже слишком. Однако японские инженеры так не считают.
– Эти электронные системы, – поясняет главный их разработчик Шинносуке Ишида, – прощают водителю ошибку, но никак его не подменяют. Например, шофер отвлекся, чтобы прикурить, или посмотрел в сторону, откуда раздался грохот, – автомобиль подстраховал его.
ДЛЯ УСПЕХА В ЕВРОПЕ НОВОЙ «ЛЕГЕНДЕ» НУЖНА БОЛЕЕ ЖЕСТКАЯ ПОДВЕСКА. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОЗЫРИ У НЕЕ НА РУКАХ.
Следующий шаг на пути к еще более безопасной «Легенде» – «Система смягчения последствия при аварии» (Collision Mitigation System). Принцип работы понятен из приведенной таблицы. А опробовать эффективность на себе мне не предложили – да, признаться, особого желания и не возникало.
Шуи против шума
Время знакомства с новой «Легендой» истекло. В безмолвном небе медленно кружат орланы, в лучах солнца играет красками лес. Да, только теперь я понимаю, насколько тихо было в салоне. А ведь тишину эту охранял сам автомобиль: он оградил пассажиров от шума колес, от свиста ветра за окнами, подавлял гул двигателя и вырывающихся выхлопных газов. Ради поддержания спокойной атмосферы работало множество датчиков в салоне, за его пределами вылавливали назойливые шумы и через аудиосистему посылали противоположные по фазе сигналы, чтобы «заглушить» их источник.
На моих глазах таял ореол таинственности вокруг новой «Легенды». Самые невероятные вещи находили вполне земное объяснение. Теперь, чтобы снова стать легендарной, ей придется доказывать свое превосходство перед конкурентами на европейских и российских дорогах.// За рулём
Рекомендуемый контент