Интервью с пилотом ралли-кроссов Татьяной Елисеевой - Автомобильный справочник





Интервью с пилотом ралли-кроссов Татьяной Елисеевой

Татьяна Елисеева, пилот ралли-кросса: «Со временем машину чувствуешь, как собственный организм».

Среди участников чемпионатов по ралли-кроссу можно встретить опытных мужчин, реже – юных способных пилотов, и уж совсем редко – женщин, которые наравне, а порой даже лучше соперников сильного пола преодолевают сложные трассы. Мастер спорта Татьяна Елисеева рассказала Авто.ру о своей нелегкой судьбе в автоспорте.

Авто.ру: Татьяна, как вы оказались за рулем раллийной машины?

– Я с детства увлекалась автомобилями. За руль впервые села лет в 5, тогда я, конечно же, не доставала до педалей и ездила у дедушки на коленях. До совершеннолетия я каталась на старенькой пятерке по деревенским дорогам. И как только мне исполнилось 18 лет, я сразу получила права. Сначала я занималась картингом, ездила на любительские соревнования, но однажды на автодроме увидела машину, подготовленную для ралли, и попросила у тренера разрешение проехать на ней. Так с подачи моего тренера Владимира Маслова, бывшего раллиста, я попала в автоспорт.

Авто.ру: Какие были первые шаги и падения?

– В интернете я нашла две школы, где готовят пилотов ралли-кросса: одна в Москве, другая в Питере. В столичной школе мое желание уже через месяц участвовать в соревнованиях не восприняли всерьез, а в питерской отнеслись к моему рвению с пониманием. Моим тренером стал Александр Львов, дважды в неделю я ездила к нему на тренировки.

Александр Львов – потрясающий человек, он всегда абсолютно спокоен. На трассе (Невское кольцо) он ездил вслед за учениками, а затем рассказывал об ошибках, всегда четко ставил задачи. Объяснял технику не только в теории, но и на практике – обгонял на своей машине и показывал, как входить в поворот или выполнять маневр. Первое время было тяжело, сложно было понять и сделать то, что объяснял тренер, например, ехать половиной колеса на поребрике. Со временем я освоила эту технику и сейчас продолжаю работать над ней. В соревнованиях есть лидеры и начинающие. Будучи новичком, я старалась сначала объехать слабых пилотов, затем стремилась прийти к финишу в первой десятке, пятерке… На этом сложном пути подмечала не только ошибки соперников, но и училась у них сильным и интересным приемам прохождения трассы.

Авто.ру: Чтобы быть в хорошей спортивной форме, приходится часто тренироваться?

– Я уже около восьми лет в автоспорте, и чтобы нарабатывать опыт и не терять квалификацию, надо постоянно тренироваться. Я выступаю за команду Московского военного округа «Наро-фоминский юниор», у нас есть своя трасса для тренировок. Я стараюсь тренироваться каждые выходные, но очень многое зависит от погоды. Когда  трасса грязная и мокрая, тренироваться на ней нельзя,чтобы не испортить.

В ралли-кроссе два сезона – зимний длится с октября по апрель, а летний, соответственно, с мая по сентябрь. Летом график более плотный – гонки бывают два-три раза в месяц, механики только успевают готовить машины. Зимой свободного времени больше – гонки проходят раз в месяц. Еще Александр Львов мне твердил: «Если хочешь хорошо ездить летом, «катайся» зимой». Например, в Питере на гонке, которая проходила на Финском заливе, трасса была идеально гладкая. Специальная зимняя резина с шипами отлично «вгрызалась» в лед. Летом динамика на трассе совершенно другая. Техники вождения зимой и летом разные, они дополняют и помогают друг другу.

Авто.ру: Часто ли вы становитесь жертвой мифа о «женщинах за рулем»?

– В России женщина за рулем спортивного автомобиля еще вызывает удивление, в то время как в Европе они встречаются намного чаще. В Швеции я даже видела бабуль-пилотов, публика их обожает! В России не так много женщин-раллисток, с одной из них, мастером спорта Ирой Софиевой, у меня завязались дружеские отношения, мы с ней, можно сказать, друзья по «несчастью» (смеется).

Чем сложнее спорт, тем проще отношение к участникам, и если человек сидит за рулем серьезной машины, значит, он не просто так там оказался. Когда я совершаю глупости на трассе, все смеются, а когда добиваюсь успеха – поздравляют. Хотя бывает, что ошибки, сделанные мужчиной, никто не замечает, а в мой адрес за аналогичные недочеты летят смешки, мол, такое могла сделать только девушка! Так что слабому полу приходится сложнее и морально и физически, тем более, что я выступаю сразу в двух классах. Как-то летом на соревнованиях в Воронеже температура достигла 40 градусов жары, а расписание было такое плотное, что я только успевала вылезти из одной машины и пересесть в другую! К концу дня я совершенно выбилась из сил…

На трассе все обезличены – мы не смотрим друг другу в глаза во время гонки, соревнование идет между автомобилями. Самолюбие могут задеть не только более успешные девушки, но и юные талантливые пилоты. На этом не стоит зацикливаться, лучше сосредоточиться на вождении – обгонять не человека, а «железную коробочку на колесах».

Авто.ру: Татьяна, кто повлиял на ваше становление в автоспорте? Есть ли кумиры?

– В первую очередь я хочу, чтобы мной гордился мой первый тренер Владимир Маслов, которого, к сожалению, больше нет в живых. Также я благодарна Александру Львову, который вложил в меня основы ралли-кросса. А сейчас я стараюсь равняться на моего нынешнего тренера Бориса Котелло – это легендарный человек, тольяттинский гонщик, 17-кратный чемпион России и СССР.

Из женщин для меня несомненный авторитет – немецкая гонщица Ютта Кляйншмидт, которая смогла выиграть ралли Париж – Дакар на мотоцикле! Ютта собирала свой мотоцикл дома на кухне, и когда попыталась вывезти его на улицу, оказалось, что мотор не проходит в дверь. Ей пришлось снова разбирать мотоцикл и ставить двигатель уже в гараже. Эта маленькая хрупкая на вид женщина стала победительницей в классе «мотоциклы» в женском трофи в 1992 году. Выступать на автомобиле в пустыне очень нелегко. Но намного тяжелее приходится мотоциклистам.  Я не знакома лично с Юттой, но когда мне тяжело,  вспоминаю о ее подвиге и мгновенно собираюсь с духом.

Я сильно смущаюсь, когда меня саму ставят в пример детям из нашей юношеской школы – ну какой из меня суперпилот? Я живой человек и порой допускаю ошибки.

Авто.ру: Как сказываются ваши умения на обычной дороге?

– Профессиональные навыки помогают мне предугадать маневры других водителей заблаговременно, помогают в тяжелых погодных условиях, например, когда машину заносит на скользкой дороге. Я заметила, что автоспортсмены на «гражданских» машинах ездят очень спокойно, стараются не создавать аварийные ситуации. Согласитесь, неинтересно пытаться узнать, на что способна машина в городском потоке, если мы постоянно делаем это на трассе в безопасных условиях, сидя за рулем специально подготовленных машин.

Авто.ру: Семья за вас, наверное, сильно переживает…

– Мои родители водят машину и очень хорошо осознают, насколько это опасный вид спорта. Конечно, они волнуются за меня, но сейчас уже привыкли к моему образу жизни. Когда я увлекалась картингом, родители приходили поддержать меня на соревнованиях. Сейчас это, к сожалению, невозможно из-за того, что соревнования проходят в разных городах. Я стараюсь их не травмировать лишний раз, вкратце рассказываю о соревнованиях.

Моих детей я обязательно научу управлять автомобилем. И если у них появится желание заниматься автоспортом, я их всецело поддержу. В нашей юношеской школе все дети целеустремленные, они уже понимают, что можно, а что нельзя. Сев в машину, они осознают свою ответственность. Автоспорт отлично закаляет характер с юных лет.

Авто.ру: Расскажите о ваших машинах.

– У меня две машины, обе – ВАЗ-2108, они специально подготовлены для участия в ралли. За счет технических изменений они относятся к разным классам: у обеих мотор объемом 1,6 л, но одна выдает мощность в 160 л. с., а другая – 197 л. с. На более мощной машине я выступаю на чемпионатах Северной Европы и Эстонии, а вторая – для российских гонок. Оба автомобиля только снаружи похожи на их сородичей с завода, а вот внутри они практически «пустые»: обшивки нет, специальный каркас, водительское сиденье, руль, педали и рычаг КПП. Некоторые металлические элементы кузова заменены на пластиковые, чтобы облегчить вес. Повышенная мощность мотора влечет за собой замену деталей ходовой части на более прочные. В соответствии с требованиями регламента я экипирована в омологированный костюм, шлем, перчатки, ботинки и белье. Все это стоит немалых денег, поэтому я стараюсь следить за своей фигурой, чтобы не «разоряться» на костюмы другого размера (смеется).

Автомобили настраивают и ремонтируют механики нашей команды. У нас строгое разделение обязанностей: на них техническая часть, на мне – пилотирование. Моя задача – приехать к ним и рассказать, как машина ведет себя на трассе на разных скоростях, как заходит в повороты, насколько хорошо или плохо реагирует на переключение передач, как тормозит. Со временем начинаешь чувствовать машину, как собственный организм.
А дальше уже к работе приступают механики – регулируют подвеску или стабилизаторы, проверяют давление в шинах и т. д. В общем, делают все для того, чтобы машина не давала сбоев во время соревнований. 

Авто.ру: Какими достижениями в ралли-кроссе вы можете похвастаться?

– Я занимала призовые места на этапах Чемпионата России по кроссу и ралли-кроссу, Кубке России по ледовым гонкам, Чемпионате Эстонии по ралли-кроссу и Чемпионате Северной Европы по ралли-кроссу. Вообще, всякое случается на гонках, многое зависит от обстоятельств и соперников, даже от трассы. Я езжу только на профессиональные соревнования, а хотелось бы поучаствовать и в любительских соревнованиях. Но мои спонсоры и механики, к сожалению, против участия в таких соревнованиях – машины требуют очень много внимания и материальных вложений. Да и все мои личные средства уходят в автоспорт, а что поделать – нет предела совершенству!

Текст: Ольга Забелкина.

Фотографии: из архива Татьяны Елисеевой.







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.