Из Москвы в Питер без потерь
Трасса между Москвой и Питером вновь ожила, белые ночи как магнит притягивают туристов. Расстояние между столицами составляет около 700 км – это примерно 7 часов на поезде или 10 часов на машине. С каждым годом популярность маршрута растет, и дорожные службы стараются удовлетворить транспортные запросы путешественников. Какие сюрпризы готовит трасса Е105 в 2009 году?
Поездка из Москвы в Санкт-Петербург и обратно на машине была запланирована на июнь. Перед тем как выдвинуться в дорогу, мы с братом проштудировали много отзывов на интернет-форумах об этой федеральной трассе и готовились к худшему. «Проверьте запаску», «распрощаетесь с подвеской», «возьмите деньги на взятки» – так стращали нас друзья и знакомые, ездившие по этому маршруту. Все в один голос твердили, что после Твери «нормальная» дорога заканчивается, а объездная новгородская дорога в плачевном состоянии.
Выезжали мы ранним утром в пятницу. Доехать до Санкт-Петербурга планировали на одном баке (55 л), так как сомневались в качестве бензина на придорожных заправках, топлива нам должно было хватить до заправочной станции в 50 км от Питера. Длина пути от гаража до отеля по показаниям навигатора составила 733 км. И хотя наша Skoda Octavia с 1,6-литровым мотором и автоматической коробкой передач не прожорливая, мы все же взяли с собой 20-литровую канистру с бензином, так как по дороге планировали еще заехать на Валдай. Сложив задние сиденья, помимо немногочисленных вещей мы разместили в машине два велосипеда.
Режим движения был выбран экономичный во всех смыслах, поездка проходила под девизом «не жечь топливо понапрасну и не «кормить» гаишников». Последних, кстати, на трассе было очень много, на двадцатом сотруднике ДПС я сбилась со счета. Интересно, сколько их можно встретить в ночь с пятницы на субботу? В основном они дежурили в населенных пунктах, которых очень много на протяжении всей трассы. Видимо, на фоне увеличения штрафа за непропуск пешехода часто они прятались между полосами, сливаясь с отбойником, или под знаком окончания населенного пункта. Хотя и вне жилых поселков гаишников хватало – немалых трудов стоит удерживать скорость в пределах 90-100 км/ч на трассе, позволяющей ехать быстрее. С другой стороны, расход бензина при такой спокойной езде снизился до 7 л на 100 км. А если учесть, сколько штрафов мы избежали, экономия налицо.
Подъезжали к Новгородской области мы с тревогой, помня прошлогоднее состояние объездной дороги. И все же решили не ехать по городу, чтобы не перегружать новгородские улицы. Да и интересно было, как обстоят дела с ремонтом на объездной. Увиденное нами превзошло все ожидания: около 80% когда-то разбитой трассы представляет собой теперь ровный недавно положенный асфальт, лишь несколько разбитых участков напоминали о былых временах. Но радость наша все равно была неполной – почти везде висели знаки ограничения скорости (не выше 40 км/ч) из-за дорожных работ, причем кое-где они были неоправданны, так как поблизости не было ни рабочих, ни их техники. Выглядело это чистым издевательством – ехать 40 км/ч по идеальному асфальту, но тех, кто не выдерживал эту пытку, поджидали сотрудники ГИБДД.
В Санкт-Петербурге нас встретили дожди и дежурившие каждые 100 м сотрудники милиции – заканчивался Экономический форум. По дороге к отелю в центре пришлось все-таки распрощаться с небольшой суммой: многие центральные улицы односторонние, а встречное движение на некоторых разрешено только для общественного транспорта. Навигатор уверенно сказал ехать прямо, а из-за ремонтных работ знака, предупреждающего о движении прямо только для автобусов и трамваев, было не видно. О его наличии нам сообщил сотрудник ДПС, но после того, как взятка перекочевала ему в карман, любезно рассказал, как в следующий раз объезжать этот перекресток, чтобы подъехать к нашему отелю.
Вопрос с проживанием мы решили еще в Москве, посоветовавшись с друзьями. Бюджет поездки был ограничен, поэтому мы остановились на мини-отеле. Рекомендованная друзьями радушная хозяйка, сдающая квартиру, подсказала интересные маршруты. Комната была небольшая и скромная, но вполне уютная. С соседями мы не пересекались, так как приходили только переночевать. От «отеля» до Невского проспекта было 15 минут неспешной ходьбы, а стоила комната всего 2 тыс. руб. в сутки с двоих.
Движение в городе было не очень плотное, но ко всем памятникам культуры было чрезвычайно сложно подъехать на машине – припарковаться практически невозможно. Хотя в Петергофе можно было спокойно оставить машину на парковке, стоимость которой составила 200 рублей, причем время было не ограничено. Подъехав туда к 14 часам в субботу, в самый час пик, мы отыскали место без труда. До окончания работы фонтанов оставалось 4 часа. После 18 часов парковка становится бесплатной, так как рабочий день у парковщиков тоже заканчивается.
Пешие прогулки по Питеру позволили сделать вывод, что автомобилисты в Северной столице более терпеливые. По вежливости москвичи догнали «культурную» столицу: в обоих городах хватает и хамов, и интеллигентных людей. На нерегулируемых пешеходных переходах иногда приходится постоять в ожидании, когда кто-нибудь пропустит. Но это касается в основном оживленных улиц. По центру очень удобно передвигаться на велосипеде, к вечеру улочки становятся совсем тихие, и не надо бояться, что на дороге собьет машина.
Вообще, велосипедистов в Питере очень много, и, похоже, автомобилистам удается с ними делить дорогу. Однако в метро с велосипедом не пробьешься, даже при условии, что снимешь колесо, да и около музеев нет специальных стоянок для двухколесной техники. Так что во время велопрогулки можно посмотреть только улицы и разводку мостов. Кстати, местные жители жалуются на туристов за то, что их транспортные средства (личные машины, такси, автобусы) заполоняют дороги около мостов, и движение на набережных на некоторое время парализуется.
Дорога до Москвы заняла примерно столько же, сколько и до Питера – около 10 часов. Если бы мы неукоснительно соблюдали скоростной режим, то потратили бы на час-полтора больше. Но в пути нам повезло со «спонсором», в Московской области практически не было гаишников, и скорость потока возросла на 20-30 км/ч. В итоге на поездку от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно, включая поездки по Питеру и в Петергоф, а также заезд на Валдай, ушло почти два бака 95-го бензина, запасная канистра не понадобилась. Летом ремонт на самом трудном участке, скорее всего, завершится. Это долгожданное событие позволит сократить время пути еще на 40-50 минут. В любом случае, стало понятно, что власти вняли-таки мольбам автомобилистов, и постепенно разорванных колес на обочине будет валяться все меньше и меньше.
Текст: Ольга Забелкина.
Фотографии: Ольга Забелкина.
Рекомендуемый контент