Экстремальный трофи-рейд до Полюса Холода: испытание на выносливость
Участники экспедиции «Полюс Холода» рассказали о своих приключениях, которые выпали на их долю во время поездки в точку абсолютного холода Северного полушария, куда они поехали встречать новый 2007 год. Павел Разин, Евгений Беляев и Евгения Ледовая, участники московского экипажа, поделились своими впечатлениями и рассказами.
В экспедиции, которая длилась с 17 декабря 2006-го по 19 января 2007 года, участвовало пять экипажей - члены клуба «OFF ROAD». Руководили экспедицией заядлые любители бездорожья Олег Майоров, чемпион России по трофи-рейдам и председатель екатеринбургского клуба, и Павел Разин, руководитель Центра массовых информационных процессов при Московском государственном университете (МГУ). Участвовали 12 человек на трех Land Rover Deffender, одном Land Rover Discovery и Toyota Land Cruiser Prado. В общей сложности они преодолели около 22 000 километров маршрута Москва-Оймякон. Полюс холода находится в Оймяконском и Верхоянском улусах (районах) в Якутии.
Среднемесячная температура в январе составляет минус 50 градусов, а при самых сильных холодах доходила и до 71 градуса мороза.Участникам предстояло преодолеть тяжелый и насыщенный событиями маршрут, который проходил через города Сибири: Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск и Якутск. На подготовку машины Павла Разина для экспедиции «Полюс Холода» ушло около $15 000 спонсорских средств. Это без учета приобретенной ранее электроники, одежды и других предметов, необходимых в «покатушках». Павел не знал, как поведет себя машина в таких экстремальных условиях. Автосервис, который готовил машину, оснастил ее всеми запасными деталями, без которых машина не сможет продолжить ход. В итоге, прямо на морозе Евгения, которая неплохо разбирается в технике, и Разин меняли вышедший из строя генератор. Благодаря Евгению, отвечающему за электронное оборудование, у команды была связь через спутник с Google - практически они ехали по картинкам из космоса. Вся электроника так же дублировалась на случай выхода чего-то из строя.
До Якутска в машине ехали только Разин и Беляев, а там к ним присоединилась Евгения Ледовая. Члены местного клуба 4х4 помогли ребятам советами и практическими решениями. Например, днище машины они обернули брезентом, благодаря чему не пропускался холодный воздух. Якутские экстремалы рассказали, что на Колымской трассе ездят в основном только грузовики, но у них главная опора - рессоры. А у остальных машин замерзает масло в амортизаторах. Владельцы джипов одевают на свои амортизаторы «шубки», чтобы они дольше прослужили. Так же спросом пользуются газовые амортизаторы, но они служат не больше года.
Одной из задач экспедиции был поиск занесенного в Красную книгу черношапочного сурка. По всему миру этих грызунов всего 15-17 тысяч. У него ценная шкурка, вкусное мясо и целебный жир, поэтому на семейства сурков охотятся браконьеры. Участники экспедиции нашли этих редких животных. Они привезли для них корм и установили специальный комплекс для его распределения. Еще из живности в условиях низких температур были встречены мохнатые лошади и даже вороны.
Немало разговоров и дискуссий вызвала история о заглохшей машине московского экипажа - за 100 км до Полюса холода они полностью остановились. Все участники экспедиции заранее были «накормлены» страшными историями о замерзших людях на сломавшихся машинах. Когда машина остановилась и команда поняла, что это серьезная поломка, у Павла затряслись руки, он впал в панику и стал лихорадочно одеваться, представляя себе все ужасы замерзания.
В уме он считал, сколько часов они продержатся - вещи и сама машина сгорели бы часов за 6-7, а дальше им оставалось бы только замерзать.Евгений начал заклеивать окна и маломальские щели, пытаясь оградить салон он мороза. И только женская часть экипажа в лице Евгении сохраняла спокойствие. Она даже не успела испугаться, для нее все время до чудесного спасения пролетело как мгновение.
Спасение действительно можно приравнять к чуду - по этим дорогам порой месяцами никто не ездит, что уж говорить о самых холодных днях в году. Но минут через 40 после того, как машина заглохла, появился КАМАЗ, который и отбуксировал их к ближайшему ангару. Постучавшись в здание, к ребятам вышел человек довольно хмурого вида. Они попросились погреться, стали скомкано что-то объяснять, и тот без лишних слов дал им ключи - «Грейтесь!». В этом ангаре они и встретили Новый год, а через три дня отправились домой.
Больше всего споров вызвало поведение екатеринбургских экипажей - почему же они не вернулись на помощь, как же они не отследили отсутствие команды? Павел ответил на это так - особой договоренности на такие случаи у них не было. Да и связи практически не было - телефон работал только вне машины. На улице по их словам, при температуре около 50 градусов мороза в первые секунды было очень хорошо, но немного позже становилось очень плохо. Например, нос покрывался ледовой корочкой за 3 минуты - этим и воспользовались члены экипажа, сделав из алкоголя замороженный десерт на палочке, который потом с удовольствием грызли в машине. Кстати, в салоне поддерживалась довольно высокая температура - доходило почти до 25 градусов тепла. Спали тоже в заведенной машине, отбросив бредовую идею устанавливать специальные палатки.
Во время поездки был сделан вывод, что самое идеальное количество машин для таких марш-бросков - три. Две машины могут не справиться с трудностями, а четыре и тем более пять это уже много хлопот. Естественно, важен подбор людей - это должны быть проверенные и готовые ко всякому желающие узнать что-то новое. И конечно между членами команды не должно возникать споров о распределении обязанностей, должна быть самоорганизация.
Участников экспедиции связывает многолетняя дружба - каждые выходные они с такими же любителями внедорожных поездок выезжают за город, где катаются по ухабам и болотам, и дважды в год во время отпуска отправляются в длительные путешествия.
Следующая поездка планируется уже на это лето, причем в радикально противоположное место - пустыню. Пока не решено, в какую именно точку света они отправятся - Евразию или Африку. Таким образом, можно будет проверить работу аккумуляторов в других погодных условиях. Но, по словам Разина, там должна быть температура не меньше 50 градусов тепла.
ФОТООТЧЕТ ЭКСПЕДИЦИИ
Рекомендуемый контент