Джеттер: разбудить зверя? - Автомобильный справочник





Джеттер: разбудить зверя?

Владельцы практически всех автомобилей рано или поздно приходят к тому, что машина давно обкатана, а разгон с места радует уже не так, как после покупки. Кого-то это устраивает, но многие приходят к мыслям о чип-тюнинге. Во время этой процедуры «мозги» автомобиля перепрошиваются, и с новыми настройками электронного блока управления двигателем автомобиль становится более резвым. Но решиться на такой шаг непросто, ведь специалисты проникают внутрь автомобиля и принудительно меняют реакцию на педаль газа путем изменения алгоритма работы блока управления. Такое проникновение в «душу» машины чревато не только непредсказуемыми последствиями, но и потерей гарантии.

Ни для кого не секрет, что производители «душат» мощность двигателей. Кто-то из-за заботы об окружающей среде, а кто-то ради компромисса слаженной работы всех агрегатов. Но прогресс и изобретательность автолюбителей не стоят на месте. Так, в Англии уже давно появились устройства под названием Booster (ускоритель), которые способны повысить откклик на педаль газа. Но не только англичане могут творить чудеса, в России тоже есть свой «бустер». Это устройство было разработано и производится в Тольятти, на родине своего изобретателя, оно называется джеттер.

«Отец» джеттера Алексей Матяев имеет дело с двигателями большую часть своей жизни. Во время учебы в Тольяттинском политехническом институте он увлекался картингом, особенно его технической частью. Еще 10 лет жизни Алексея прошли в отделе двигателей на «АвтоВАЗе», там он занимался системами управления двигателем. А в 2006 году Алексей был директором дилерства Ford в Тольятти, тогда он и стал владельцем Ford Focus ST. После SAAB 9000 Aero динамика 226-сильного спортивного Focus ST разочаровала Алексея. Сначала он решил, что с машиной что-то не так, и с механиками перелопатил весь двигатель в поисках дефекта, однако это не дало никаких результатов – автомобиль был исправен. Поломав голову, Алексей отметил, что давление наддува во впускной трубе не увеличивается сразу после нажатия газа. Зацепившись за эту ниточку, инженеры начали исследовать двигатель и обнаружили запаздывание открытия дроссельной заслонки. И уже через месяц был изготовлен корректор педали акселератора, который получил название «джеттер», а в 2008 году его производство было поставлено на поток.

Список автомобилей, для которых доступен джеттер, пока не полный, он содержит около 200 моделей. Команда Алексея Матяева, состоящая из 5 инженеров, тратит в среднем около 4 месяцев на запуск новой модели джеттера. Время уходит на разработку электронной начинки и корпуса изделия, испытаний, а затем изготавливается комплект оснастки для производства и заказ необходимых комплектующих. Несмотря на то что джеттеры успешно продаются уже несколько лет, инженеры постоянно ведут наблюдение за автомобилями с джеттерами, проверяют их работу в разных климатических условиях, оценивают влияние на другие системы автомобилей.

Вот уже 5 лет Алексей ездит на своем Focus ST с джеттером, за это время, по его словам, с двигателем не произошло никаких изменений. В отличие от чип-тюнинга, который в случае несовершенства вынудит двигатель детонировать, джеттер лишь добавляет динамику автомобилю с помощью коррекции работы дроссельной заслонки. Его единственная задача – создание прямой связи между положением педали и открытием заслонки.

Монтаж джеттера не требует какой-либо пайки и глубокого проникновения в электронику. Однако в ряде моделей придется снять педаль газа, чтобы подобраться к нужному разъему. Установка джеттера происходит таким образом: с блока педали газа снимается разъем, в освободившееся гнездо вставляется джеттер, а высвобожденный разъем одевается сверху на устройство. Производитель рекомендует проделывать это не ранее, чем через 3 минуты после выключения зажигания, а заводить двигатель не ранее, чем через минуту после установки прибора. Далее устройство нужно «инициировать». Это процедура необязательная, но рекомендуемая: до того, как завести двигатель, нужно 2-3 раза нажать педаль газа до упора. Всё, можно заводить. Все эти процедуры делаются только один раз, при установке джеттера. Поставить джеттер сможет даже далекий от техники человек, а весь процесс займет около 20 минут.

Разработчики джеттера настолько уверены в своем устройстве, что дают потестировать джеттеры на 7 дней совершенно бесплатно (конечно, под залог). Наша редакция тоже получила в распоряжение джеттер, который был установлен на Honda CR-V (2,4-литровая версия). Несмотря на то, что у японского кроссовера коробка передач адаптивная, разницу мы ощутили сразу же. В некоторых случаях владельцам автомобилей с адаптивными коробками придется приучать машину к новым настройкам, разница в динамике почувствуется в течение нескольких дней.

Забегая вперед, отметим, что все казалось бы громкие заявления о работе устройства оказались правдой. Во время первой поездки на машине с включенным джеттером нам показалось, что под капотом появился турбонаддув и на старте у нас прибавилось порядка 30 лошадиных сил. Сначала мы списали это на психологический фактор – ну не может такого быть! Однако после отключения джеттера (он продается в 2 версиях: с кнопкой отключения и без нее), нажав на газ, мы вновь ощутили «вялость» пьяной мухи, которая раньше нам казалась нормальным режимом езды. Включаем обратно, и наша машина словно превращается в резвого скакуна, который готов потягаться со многими.

С джеттером значительный прирост ускорения ощущается на скоростях 0-80 км/ч, при ходе педали газа 5-50%. Иными словами, если вам понадобится обогнать впередиидущий автомобиль на скорости 100 км/ч, тут джеттер вам вряд ли поможет. В этом скоростном диапазоне он себя мало проявляет, одновременно с этим давая «кикдаун», на автоматической коробке передач изменения тоже будут минимальными, так как это отдельный режим. Однако стоит отметить, что с джеттером желание стартовать на «кикдауне» отпадет даже у любителей стрельнуть со светофора, так как для резкого увеличения оборотов достаточно нажать на 30% на газ, и машина срывается с места, казалось бы нарушая законы физики. Некоторые сравнивают джеттер с режимом «спорт», который сейчас предлагается для многих автомобилей. Однако эта заводская функция позволяет переключать передачи вручную или сокращает время между переключениями, но при этом дроссельная заслонка все равно работает в обычном режиме – с небольшим запаздыванием.

Компания Jetter electronic провела собственные замеры на автомобилях с джеттерами. Для испытаний были взяты два автомобиля Ford – Focus ST с 2,5-литровым турбомотором мощностью 226 л. с. на механике и Fusion с 1,6-литровым 100-сильным мотором тоже с механикой. С помощью оптического измерителя CORREVIT компании DATRON (с диапазоном измерения скорости 0 – 400 км/ч и точностью измерения 0,2%) инженеры выявили изменения в динамике. Испытания проходили на 2-й передаче с 20 до 80 км/ч. Чтобы исключить влияние переключения передач, водители разгонялись до 19 км/ч, затем выжимали педаль газа «в пол». В результате Focus ST без джеттера разогнался за 4,91 секунды, Fusion – за 8,05 секунды, а с джеттером их показатели изменились до 4,57 и 7,53 секунды соответственно, при этом разница в динамике составила 6,9% и 6,5% в пользу джеттера.

Во всем этом великолепии не обошлось и без ложки дегтя. Пока нога еще не привыкла к джеттеру, так и хочется нажать на педаль, как раньше, в нашем случае – продавить на 15-20% хода, ожидая при этом плавного медленного разгона. С джеттером же машина рвет вперед, а для плавного разгона необходимо совсем чуть-чуть дотронуться до педали – к этому надо привыкать.

При движении с джеттером зимой, или при попытке  «заскочить» на бордюр тоже могут возникнуть проблемы. В первом случае, двигаясь по скользкой дороге, приходит ощущение, что надо прибавить газу, все равно дорога скользкая, и легкое нажатие на газ лишь чуть-чуть ускорит автомобиль. Однако если немного переборщить, вы попадете в пробуксовку, так как джеттер дает сигнал в блок управления о том, что нужно резкое ускорение. Во втором случае, уперевшись колесом в бордюр, вы легко продавливаете газ, чтобы плавно заехать на него. Если он оказался выше, чем вы рассчитывали, придется добавить еще газа. Если сделать это неаккуратно, колесо начнет вращаться быстрее, чем вы рассчитывали, в результате вы либо попадаете в букс, если бордюр очень высокий, либо заберетесь на него, но не так плавно, как рассчитывали изначально, а резко с рывком. В подобных ситуациях джеттер рекомендуется все-таки отключать или, в случае если у вас джеттер без кнопки выключения, просто привыкать к нему.

Расход топлива вопреки многим предположениям при постоянном использовании джеттера не увеличивается, а в некоторых случаях даже уменьшается. Если раньше водителю для достижения нужной ему динамики приходилось активно нажимать на газ, то с джеттером эта необходимость отпадает. А привыкнув к джеттеру, можно с помощью плавных и ненастойчивых нажатий на педаль достичь активного разгона без скачков стрелки тахометра. Например, в случае с нашей Honda CR-V расход практически не менялся, при этом джеттер мы тестировали в течение 2 месяцев.

Позицию официальных дилеров по отношению к джеттерам можно назвать нейтральной. Например, в салоне «Авторусь» мастер-приемщик Илья Волобуев рассказал, что однажды к ним на ремонт приехал Civic, у которого была обнаружена ошибка в электронике. Диагностика показала, что дело в джеттере, а проблема решилась его демонтажом. Но если на очередное ТО приедет гарантийная машина, в которой будет установлен джеттер, никто ее с гарантии не снимет – каждый случай какой-либо поломки рассматривается в «Авторуси» индивидуально.

А вот технический специалист известной своими решениями в тюнинге компании «Обухов Автосервис» Владимир Дубов с ними не согласен. Он считает, что джеттер лишь вызывает ложное чувство повышенной мощности, а более резвый разгон – это психология. «Ни на мощности, ни на моменте работа джеттера никак не сказывается. Эти показатели можно изменить только с помощью более серьезного тюнинга – турбирование, прямой впуск или выпуск и т. д., – заявил специалист. – Это всего лишь игрушка, подобные были раньше и на «Жигулях», когда на спидометре натягивали пружинку, и при разгоне до 80 км/ч стрелка подскакивала до 100 км/ч». Однако по поводу ресурса двигателя Владимир успокоил нас, сказав, что джеттер скажется на работе двигателя не больше, чем просто активная манера езды.

Начальник отдела автоаксессуаров официального дилера Honda «Аояма» Дмитрий Смоляков рассказал, что Honda (как и многие производители) запрещает устанавливать неоригинальное дополнительное оборудование на свои автомобили, и их вполне можно понять в этом вопросе. Однако для послегарантийных машин «Аояма» все же предлагает установку джеттеров в своем сервисе. Дмитрий отметил, что джеттер – прибор сертифицированный, его можно так же устанавливать, как и любые другие неоригинальные аксессуары, например, диски. Его установка может повлиять только на гарантию, и то в случае серьезных поломок, о которых в компании «Jetter electronic» ничего не известно.

Также мы связались и с официальным дилером Opel. Менеджер по продажам компании «СТС-С» Евгений Кузнецов рассказал, что с гарантии из-за джеттера автомобиль снят не будет, тем более, что во время ТО его просто не видно, а диагностическое оборудование его не «видит». Резюмируя все эти мнения, за наличие джеттера машина с гарантии снята не будет, но в случае поломки по его вине случай будет признан негарантийным. Кроме того, это может повлечь снятие гарантии с электроники.

Кстати, в разговоре с двумя последними специалистами выяснилось, что на их личных автомобилях тоже установлены такие устройства. Дмитрий Смоляков установил год назад на свою Honda CR-V джеттер, а у Евгения Кузнецова на личной Mazda имеется бустер (английский аналог джеттера). Они без проблем официально прошли техосмотр в ГИБДД, никаких жалоб на расход и работу двигателя нет, и оба довольны динамикой своих машин.

Текст: Ольга Забелкина







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.