Автомобильные кондиционеры: морозная свежесть - Автомобильный справочник





Автомобильные кондиционеры: морозная свежесть

Несколько лет назад автомобильный кондиционер в нашей стране был роскошью, а сегодня охлаждение воздуха в машине стало одним из основных требований к комфортабельности. В любое время года правильная регулировка температуры, чистоты и циркуляции воздуха очень важна. Это снижает вероятность головной боли у водителя и приступов морской болезни у пассажиров.

Разработчиком первого механизма для охлаждения воздуха в салоне была американская компания Carrier Transicold. В 1936 году кондиционерами стали оснащать пассажирские вагоны, ходившие из Багдада в Дамаск. Через 5 лет аппараты стали серийно устанавливать на американские автомобили, но из-за начала Второй мировой войны производство приостановилось. Сразу после войны выпуск и модернизация кондиционеров для машин набрали обороты. В 90-е годы 85% легковых и 55% грузовых автомобилей в США оснащались охлаждающей системой.

До нашей страны эта роскошь дошла лишь к концу 50-х годов, когда на советский семиместный правительственный лимузин ЗИЛ-111-Г установили кондиционер собственной сборки. В 60-е годы в грузовые автомобили стали встраивать простейшие аппараты для охлаждения воздуха, которые работали по принципу испарения воды. Однако это было немассовое производство, кондиционеры предназначались только для машин, работавших в жарких регионах. Лишь в 1976 году, когда в Штатах уже 40 лет наслаждались прохладой в салоне, вышел приказ Минавтопрома об оснащении кондиционерами карьерных самосвалов, комбайнов и грузовиков, передвигающихся на дальние расстояния. В последние несколько лет на заводах отечественных автокомпаний начали установку этих устройств, раньше владелец машины мог заказать его только в коммерческом автосервисе.

За время изготовления кондиционеров были разработаны многочисленные варианты конструкции. Основная система подачи воздуха практически неизменна, различия только в типах вентиляторов, фильтров и холодильных установок. Современные системы охлаждения воздуха в салоне аналогичны тем, что стоят у нас на кухне – в холодильниках. В парокомпрессорной холодильной установке с помощью испарения фреона, прокачиваемого компрессором по замкнутой системе, поглощается тепло. Это простой и недорогой механизм, который оправдывает свою эффективность уже много лет. Это яркий пример того, когда не стоит изобретать велосипед, поэтому компании по производству кондиционеров модернизируют не принцип работы, а конструкцию, автоматику, дизайн, удобство…

В систему входят компрессор, конденсатор, хладагент, испаритель, ресивер-осушитель, блок управления и несколько трубок, клапанов, датчиков. Хладагент – газ фреон  R134а (до 1993 года использовался также R12), циркулирует в системе в процессе работы компрессора. Привод компрессора осуществляется от мотора с помощью ремня. Во время конденсации фреона выделяется тепло. Вдобавок конденсатор обдувается электрическим вентилятором. Затем в испарителе хладагент испаряется, поглощая тепло, за счет чего поступающий воздух охлаждается. Чтобы этот простой круговорот не прерывался, необходимо своевременно проверять и при необходимости обслуживать кондиционер. Самое главное –  заправлять его фреоном определенного типа, подходящего модели аппарата.

Диагностика кондиционера включает в себя проверку компрессора, приводного ремня, компрессорного масла. Также специальный тестер определяет герметичность системы. За год эксплуатации из-за диффузии убывает около 20% хладагента. Эти процедуры осуществляются в автосервисах, но есть некоторые вещи, которые автовладелец может сделать самостоятельно. Обычной водой из-под крана можно смыть с конденсатора грязь и соль. Чтобы проверить загрязненность испарителя, нужно переключить циркуляцию воздуха с внешней на внутреннюю. Если поток воздуха увеличился, то пора почистить испаритель или сменить салонный фильтр. Сбой в работе электрического вентилятора проверяется на слух, при неисправности компрессор издает скрипы и посторонние шумы, вибрирует. Если подобные звуки обнаружены, стоит проверить натяжение приводного ремня. Также необходимо следить за состоянием фреона, для этого сделано специальное окошко на ресивере. Если видна белая эмульсия или много пузырьков, значит произошла значительная утечка хладагента, в таком случае кондиционер лучше не включать и ехать в сервис. Если на трубках или клапанах появились изморозь и капли, значит линия засорена.

Механизм и работа кондиционера настолько просты, что практически не требуют к себе повышенного внимания во время эксплуатации. Однако следует взять себе за правило периодически проверять его самостоятельно и хотя бы раз в год проводить диагностику в автосервисе.







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.