Мастерство вождения. Для профессионалов
Мастерство вождения. Для профессионалов
Далеко не все кольцевики имеют возможность выступать в межсезонье на ледяном треке. Что делать остальным? Чем больше тренироваться на прокатном картинге – тем лучше. Зима – отличное время для прокатного картинга. Это - полезное и одновременно увлекательное занятие и не только для автогонщиков, но и для фанатов автогонок! Картинг – это Формула 1 в миниатюре. Не верите? Спросим у Шумахера, а заодно и узнаем несколько важных секретов.
Однажды Михаеля Шумахера спросили, чем отличается картинг от Формулы 1? Знаете, что он ответил? «Практически ничем, разве что только в Формуле 1 динамика разгона и скорости выше». Вообще, в картинге всё происходит молниеносно, пространство и время здесь как бы спрессовано и мы, гонщики боремся буквально за сантиметры и за сотые доли секунды. Накал борьбы на трассе во время гонки высочайший, битва за позиции разыгрывается не шуточная. Но как это захватывает! Великий немецкий гонщик Манфред фон Браухич говорил: «Без борьбы нет победы!» Точнее этой простой формулировки, передающей накал борьбы, до сих пор не существует.
Михаель Шумахер: «Главное – это удовольствие! Если к нему прикладывается ещё и талант, то получается настоящий автогонщик». Если вам по-настоящему нравятся гонки, и вы получаете ни с чем не сравнимое удовольствие за рулём прокатного карта, контролируя его в экстремальных режимах, вы получаете шанс добиться хороших результатов. Вот несколько фирменных секретов техники езды на прокатном карте:
Во-первых, надо: управлять корпусом, перемещая вес тела, то есть отклоняться в повороте наружу, а не вовнутрь, что на первый взгляд кажется не логичным. Делается это для того, чтобы дополнительно загрузить внешние колёса, чтобы они меньше скользили. В повороте карт должен не скользить, а идти как по рельсам! Так будет действительно быстро.
Во-вторых, надо стараться не снижать оборотов двигателя и избегать лишних скольжений, особенно на выходе из поворота. Скольжение – пусть и выглядит со стороны очень эффектно, но, по сути, это всегда тормоз! Кроме того, следует выбирать самую короткую траекторию в повороте, то есть стараться ехать как можно уже, сокращая длину своего круга. Главное, найти правильный компромисс, чтобы не пострадала скорость в повороте. Ещё одна хитрость заключается в умении выбрать быстрый карт. Посмотрите кто в предыдущих заездах показал лучшее время ( само, собой разумеется, среди тех, кто умеет ездить) и смело садитесь именно на этот освободившийся карт. Если подобной информации нет, советую вежливо спросить представителя персонала о том, какой карт действительно быстрый?
Скорее всего, Вы получите ответ, что все, мол, одинаково хороши. Спокойно поясните, что вы имеете в виду. Вопрос в том, на каком карте удавалось показывать хорошее время. Скорее всего, вам назовут номер этого карта. Кстати, плохоуправляемый карт, а на прокатных картодромах такие, увы, бывает встречаются, очень хорошо демонстрирует, что на практике означают неудачные настройки. Точно так же в Формуле 1 мучаются пилоты «не попавшие» в правильные настройки. Ездить на таком карте – сущая мука, и о хорошем времени круга надо просто забыть. А если у вас завязались дружеские отношения с персоналом, они наверняка откликнуться на ваше пожелание проконтролировать давление в шинах. Это очень важно, если вы хотите получить максимум удовольствия и показать отличное время круга.
Михаил Шумахер еще сказал как-то, что он не может себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Полностью присоединяюсь к нему и в этом. Скажу больше. Эрнест Хэмингуей, например, говорил, что признаёт только три вида спорта: альпинизм, бокс и автогонки. «Остальное – это игры» - говорил он. А я добавлю, что внутри автогонок, самое серьёзное, это картинг - так подсказывает интуиция. Успехов на трассах!
ТОРМОЖЕНИЕ
От торможений зависит и прохождение поворотов, и, понятное дело, время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку – слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного – это рефлекс, выработанный повседневной ездой на гражданском автомобиле в обычных условиях уличного движения. А надо по-другому: держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жёстко, вплоть до блокировки колёс. Но не блокировать их на юз! Надо стараться смоделировать работу АБС, то есть тормозить так, чтобы колеса всё-таки катились, но значительно медленнее, чем не заторможенные передние. Они на большинстве картов не оснащены тормозами. А их можно и нужно так же заставить тормозить!
Делается это так: одновременно с описанным здесь способом торможения, надо повернуть руль в сторону поворота, выражаясь на гоночном слэнге, слегка «поставить» карт. На входе в поворот карт начнёт скользить передней осью. Скольжение шины – это торможение. Следовательно, в торможении участвуют уже всех четыре колёса, и его эффективность возрастает на 20%. Это первое, чему следует научиться за рулём карта. Те, кто освоить этот приём будут ещё долго удивляться, на сколько позже можно тормозить, чем им казалось раньше. Особенно эффективен он в борьбе за позицию на входе в поворот. Ну а тем, кому этот номер журнала не попадёт вруки, можно только посочувствовать! Какие только невероятные предположения они делают, чтобы объяснить своё отставание от ассов, которые умеют «ставить» карт.
ТРАЕКТОРИЯ
Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Скольжение – это дополнительный тормоз! Однажды трёхкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «несмотря на то, что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль «хочет» по ней ехать….» Для болидов Формулы 1, которыми управляют настоящие ассы, это может быть и справедливо. А относится ли это к картингу?
Устроители картинговых трасс, как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И всё же Ники Лауда прав, найти оптимальную траекторию несложно – по неё машина быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий, ведущий на прямой отрезок пройти быстрее! А это совсем не просто. Ещё очень полезно понаблюдать за быстрым картингистом, как он едет, что делает с картом в поворотах?
АЗБУКА ИДЕАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Классический 90-градусный поворот. Важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота, как можно шире.
Поворот на 180 градусов или разворот. Вход широко снаружи, затем внутрь и в вершине поворота снова полный газ. Очень важно на входе не поворачивать колёса до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.
Комбинация из правого и левого поворотов. На этом примере понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов надо делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.
Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине. Его можно рассматривать, как два 90-градусных поворота. На выходе из первого поворота, который проходиться, как классический 90-градусный, надо распустить карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.
Комбинация из нескольких поворотов. На трассе мы имеем дело, прежде всего, с комбинациями из разных поворотов. Здесь не может быть одного рецепта на все случаи. Например, для комбинации поворотов, показанной на схеме, возможны различные траектории прохождения. Но самый быстрый способ – тот, при котором карт поворачивает как можно плавне, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим боковым нагрузкам.
НАСТРОЙКИ
Конечно, прокатный карт вам никто не разрешить настраивать, но, тем не менее, знать о том, как настоящие гонщики настраивают карты полезно.
Сидение, лучше всего располагать как можно ниже, для сухих гонок, ну а в дождь, наоборот, несколько приподнять, чтобы повысить центр тяжести. А можно и сместить и буквально на сантиметр вперёд для изменения развесовки. В картинге существует негласное правило: развал передних колёс должен быть нулевым. Это означает, что передние колёса должны стоять строго перпендикулярно покрытию картодрома. На схеме видны различные варианты: негативный развал – он хорошо виден на машинах Формулы 1 по телевизору; позитивный развал – не применяется нигде; нейтральный развал или нулевой применяется в картинге. Если карт страдает недостаточной поворачиваемостью, то есть в повороте передние колёса чрезмерно «пропихиваются» вперёд мимо поворота, то есть скользят, это можно компенсировать, заставив скользить больше задние колёса. Как это сделать? Например, уменьшить на несколько мм. заднюю колею. А если этого недостаточно, то можно «поиграть» жёсткостью самой рамы, несколько ослабив крепление усилителей спереди. Тогда шасси карта будет больше скручиваться винтом в повороте, что так же сильно сказывается на управляемости.
Схождение колёс регулируют таким образом, чтобы они смотрели немного в разные стороны V- образно. Это даёт так же больше сцепления передка на входе в повороты. Но на дождь такая настройка не годится.
А самое главное, это давление воздуха в шинах. Спереди 1,0 бар, а сзади 1,2 бар. Профессиональные пилоты подбирают давление воздуха в каждой шине индивидуально, основываясь на собственное чутьё, количество левых и правых поворотов на трассе и внимательно изучая рисунок износа на шине.
Рекомендуемый контент