Мишка Тульский
Волной, поднятой «ё-мобилем», подняло со дна стародавний проект «Мишка». Шахматист Анатолий Карпов все еще не теряет надежды увидеть серийных косолапых.
Проекту «Мишка» — сто лет в обед. Еще в конце 1990-х годов АСМ Холдинг, бывшее Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, задумало выпуск сверхдешевой микролитражки с пластиковым модульным кузовом. Задняя секция кузова была сделана съемной, благодаря чему автомобиль можно было превратить в двухместный пикап или грузовой «каблучок». Или, например, установить над вторым рядом кресел мягкий складной верх.
В девяностые было много подобных мертворожденных проектов. Вспомнить хотя бы пластиковые внедорожники «Автокам-Рейнджер». Их производство пыталась наладить «Ассоциация Автокам», сначала на недостроенном тракторном заводе в Елабуге, а позже на территории химкомбината в Менделеевске.
«Рейнджер» со стеклопластиковым кузовом на стальном каркасе внешне напоминад Suzuki Samurai. Он был родом из Великобритании и там назывался Rickman Ranger. Самое интересное, что это был «кит-кар» — любимый жанр крохотных британских автопроизводителей. Крохотная фирма FSV Engineering Limited выпускала конструкторы, из которых любой желающий мог собрать готовый автомобиль. В итоге англичане не выполнили свою часть контракта и вдобавок, присвоили выделенные на закупку кузовов и оборудования средства. Завод в Менделеевске выпустил всего полсотни машин. Позже в 1993 году пластиковые «Рейнджеры» безуспешно пытались производить в Перми на велосипедном заводе «Велта», с кузовами и рамами отечественного производства и «москвичевскими» моторами УЗАМ.
Изначально «Мишка» базировался на агрегатах «Оки». Но так как моторов не хватало даже серпуховским малолитражкам, решено было установить под капотом более крупный силовой агрегат МеМЗ от «Таврии» объемом 1,3 литра. Для этого кузов пришлось сделать шире и увеличить в длину. Все это влияло на цену. В итоге серийный «Мишка» должен был стать дороже «Оки», но дешевле тольяттинской «пятерки». Производством микролитражек планировали развернуть на БелАЗе, потом на ЗИЛе и тем самым спасти многострадальный московский завод. Потом в качестве площадки был выбран Тульский комбайновый завод и даже началось его переоборудование. При участии АСМ Холдинга и администрации Тульской области была создана компания «Мишка-Тула-Москва», но после смены губернатора, проект лишился господдержки.
Потом, в 2005 году родиной «Мишек» должна была стать Адыгея и микролитражку стали звать солидно: Michael. Но до отчества и фамилии дело не дошло. Денег на производство снова не нашли.
Прошло несколько лет, скончалась «Ока», разразился кризис, «АвтоВАЗ» снял с производства «пятерку», Путин прокатился на «Гранте», на «ё-мобиль» повесили ценник. Очнулся от спячки «Мишка», старый и страшный.
Интересно, что у «Мишки» и «ё-мобиля» много общего. Кузов из композитного материала, не подверженного коррозии, каблучок и компактвэн на общей базе. Наконец, организация производства: легкосборный автомобиль поступает на региональные предприятия в виде конструктора, что позволяет сэкономить на доставке. Да и мало кто помнит, но один из опытных «Мишек» был гибридом, построенным практически по той же последовательной схеме, что и «е-мобиль». То есть двигатель внутреннего сгорания вырабатывал электроэнергию, которая запасалась с суперконденсаторах (!) и приводила в движение мотор-колеса. Таким образом «Мишка» мог быть как полноприводным (четыре мотор-колеса), так и моноприводным (два мотор-колеса).
Но если «ё-мобиль» по мере подготовки к серийному выпуску меняется, то «Мишка» так и остался окаменевшим обломком девяностых. Его всего еще собираются выпускать на Тульском комбайновом заводе. По словам Анатолия Карпова, инвестора, совладельца и автора нескольких патентов, микролитражка предназначена «для не очень крепкого среднего класса». И стоить она будет ниже 200 тысяч рублей, то есть дороже Daewoo Matiz, но дешевле «ё-мобиля» и «Гранты».
В документах «Косолапый» фигурирует уже как «Туляк». Пока получено одобрение типа транспортного средства на право производство первой партии из 150 автомобилей. Мелитопольский мотор прошел тест на соответствие нормам Евро-3. План производства небольшой. 10 000 автомобилей в год. Но денег как не было, так и нет. А для запуска производства нужно 250 миллионов рублей.
Компания «Мишка-Тула-Москва» планирует выпускать версии для инвалидов. Что ж, намерение хорошее. Другой вопрос, понравится ли человеку с ограниченными возможностями такой автомобиль. И как у него с надежностью? А с безопасностью? ведь если хлипкий каркас машины остался без изменений, то в случае аварии «Мишка» поставит своему владельцу одновременно и шах, и мат. Да и сам Карпов, похоже, эту партию не выиграет.
Тесный и маленький автомобиль российскому покупателю уже не нужен. Даже с кузовом трансформером. И это доказывает статистика. Самый покупаемый автомобиль A-класса Daewoo Matiz продается вдвое хуже, нежели более крупные, дорогие и безопасные Renault Logan и Ford Focus.
Рекомендуемый контент