Tata: печальная история самого дешевого автомобиля
Создание массовых бюджетных автомобилей – это общемировой тренд. О создании «народных автомобилей» уже объявляли практически все мировые автоконцерны: Nissan, Toyota, Volkswagen, Honda, Fiat, альянс Renault-Nissan и др. Но всех обскакала Индия – крупнейший местный автопроизводитель Tata Motors на автосалоне в Нью-Дели в начале 2008 года представил самый дешевый в мире автомобиль – Tata Nano.
Крупнейшая автомобилестроительная компания Индии, Tata Motors Ltd., входит во многоотраслевой концерн Tata Group, основанный еще в 1868 году. Это – семейный бизнес. Основатель компании Джамсетджи Нуссерванджи Тата родился в 1839 году в семье обеспеченных выходцев из Персии. Он получил блестящее по тем временам образование, много путешествовал по Европе и Азии, изучал тонкости бизнеса. В 1868 году учредил свою первую торговую компанию, стартовый капитал которой составил 21 тыс. рупий (около 500 долларов). Но мечтой торговца было создание индийского автомобиля.
Tata Group начала производить автомобили в 1954 году. Именно тогда под маркой Tata началось производство грузовиков по лицензии Mercedes-Benz. В 1989 году начался выпуск внедорожников и пикапов. За это время общий выпуск автомобилей составил свыше 4 млн штук. Для немаленькой страны не такой уж и большой объем, но, тем не менее, Tata Motors Ltd. является лидером в производстве коммерческих автомобилей.
В 1998 году Tata выпустила на рынок первую полностью индийскую легковую машину Indica, стоившую всего 5100 долларов. Покупатели раскритиковали эту модель, но уже через полгода большинство недостатков было исправлено, и на свет появилась новая версия – V2. Сейчас этот автомобиль занимает третье место в Индии по продажам. В том же году был выпущен Tata Safari – первый внедорожник, произведенный полностью в Индии. Первоначально комплектовался 1,9 л турбодизелем мощностью 90 л. с.
В 2004 году индийская компания купила у корейской Daewoo подразделение, занимающееся производством грузовиков, за 102 млн долларов. В 2005 году пикапы Tata Telcoline начала собирать нижегородская компания «Самотлор-НН», а грузовики – завод «АМУР» в Новоуральске (Свердловская область). В августе 2005 года появилась обновленная версия Safari с 3,0 л двигателем DiCOR (DiCOR – аббревиатура от Direct Injection Common Rail Engine). Этот двигатель – первый турбодизель Tata Motors с Common Rail. С 2007 года на заводе Tata Motor в Ранджангаоне (штат Махараштра) началась сборка моделей Fiat семейства Palio.
И вот, наконец, в начале 2008 года был представлен Tata Nano – самый дешевый в мире автомобиль. Его стоимость составляет 100 тыс. рупий (около 2,5 тыс. долларов, или около 70 тыс. рублей). Длина машины составляет 3,1 м, ширина – 1,5 м, высота – 1,6 м. Автомобиль оснащен алюминиевым впрысковым бензиновым двухцилиндровым двигателем объемом 623 см3 и мощностью 33 л. с. У него 30-литровый топливный бак и 4-ступенчатая механическая коробка передач. Наличие усилителя руля комплектация не предусматривает.
Поскольку за такие деньги просто невозможно получить ничего фантастического, да и из необходимого только минимум, на приборной панели в наличии только спидометр, индикатор масла и топлива в баке. Радио в автомобиле не предусмотрено. Салон самого дешевого в мире автомобиля соответствует своему статусу, но прокатиться в нем могут аж 5 человек! Для автомобилистов с претензиями предполагается комплектация «люкс» – с кондиционером. Массовый выпуск этого автомобиля предполагалось начать уже в конце 2008 года, но он был перенесен на неопределенный срок. Поставки Tata Nano в Россию не планируются.
Рекомендуемый контент