Horch 853: летящее совершенство
Легендарный Horch 853 был представлен широкой публике на Парижском автосалоне в 1935 году. Там его и приметил Герман Геринг, приехавший в столицу Франции по делам Третьего Рейха. Министр питал слабость ко всему красивому, так что роскошный автомобиль быстро перекочевал в его гараж. Любимый «Хорьх» сопровождал его в частных поездках вместо официального автомобиля Третьего Рейха Mercedes-Benz.
Предшественником Horch 853 был двухдверный Horch 853 Cabriolet Sport, выпускавшийся с 1927 года. Первоначальная версия была тесновата – всего два боковых окна и два небольших задних сиденья, поэтому через несколько лет пространство в салоне было увеличено за счет заднего дивана. В 1932 году модель переименовали в Type 780, а в 1935 вышел герой статьи – Horch 853, по праву считающийся одной из самых шикарных машин в мире. Он получил Гран-при Парижского автосалона и был признан автомобилем года. В подтверждение этому профессор кафедры дизайна Кельнского университета создал значок в виде крылатого шара – «Летящее совершенство». По замыслу автора, шар – самая совершенная фигура в геометрии.
В месяц на заводе в Цвиккау выпускалось всего по 15-20 «Хорьхов», каждого владельца и его номерной знак записывали в книгу продаж. Обычно это были военные, промышленники или политики. Среди них были Розенберг, Гиммлер, посол Германии в СССР Шуленбург, маршал Финляндии Маннергейм. К сожалению, архив завода был уничтожен при пожаре во время бомбежки под конец войны. После войны производство Horch было остановлено, так как завод в Цвиккау находился в зоне советской оккупации и после раздела страны достался ГДР, а впоследствии был национализирован. В 1956 году Horch 853 снова появился в производстве под названием «Sachsenring», но очень быстро исчез.
Изначально Horch 853 оснащался восьмицилиндровым рядным 0,5-литровым мотором мощностью 100 л. с., затем его сменил шестицилиндровый V12 мощностью 120 л. с. На двигатель устанавливалась система принудительной смазки под давлением и масляным насосом с шестеренчатым приводом. Силовой агрегат работал совместно с четырехступенчатой коробкой передач, оборудовался двумя карбюраторами «Солекс» с падающим потоком и многодисковым сцеплением. Деревянный каркас кузова был выполнен из бука, покрытого олифой, а салон был отделан сафьяном и несколькими породами дерева. 17-дюймовые покрышки были обуты на колесные диски с 84 спицами. Корпус оснащался независимой подвеской, однако это не придавало особенной устойчивости на больших скоростях. Автомобиль был довольно тяжелый, более 2,5 т, это мешало ему быстро разгоняться. Максимальная скорость этого мастодонта составляла 135 км/ч. Внешние габариты «Хорьха» и не располагали к гонкам – в длину он почти достигал 6 м, а в ширину – 1,8 м. О хорошей маневренности можно было только мечтать, радиус разворота составлял от 14 до 16 м.
Во время войны и в послевоенные годы обладателями Horch 853 хотели стать многие, но осуществить свою мечту удалось немногим. Роскошная немецкая машина покоилась в гараже у Василия Сталина, архитектора Алексея Щусева, летчика Александра Покрышкина. Мимо столь примечательного автомобиля не могли пройти и деятели культуры, в частности кинематографа. Horch сыграл более чем в 25 советских фильмах – таких, как «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Бархатный сезон», «Вариант Омега» и т. д.
А вот в титры «Семнадцать мгновений весны» этой модели было не суждено попасть. Следуя историческим фактам, режиссер фильма Татьяна Лиознова хотела посадить Штирлица за руль «Хорьха» с дипломатическими трехзначными номерными знаками. Но найти «актера» оказалось невозможно – война закончилась 26 лет назад, все трофейные автомобили разъехались кто куда, большинство находилось в Прибалтике. В 1971 году, когда начали снимать фильм, в Москве был один-единственный Horch, но и он был занят – в киностудии «Мосфильм» тоже снимали фильм о советском разведчике. Военные консультанты ленты «Семнадцать мгновений весны» пришли к выводу, что такая машина привлекла бы внимание дорожной полиции к Штирлицу, и решили пересадить его на Mercedes-Benz 230. Замену нашли довольно быстро, в одном из московских гаражей, но до Берлина машина не доехала. Так, в съемках участвовал личный автомобиль Августа Клибенштейна, любителя старинных автомобилей и владельца ресторана, в который ходила съемочная группа.
Сейчас один из уцелевших Horch 853 можно увидеть в Ломаковском музее автомобильной техники в Москве, где он занимает одно из почетных мест.
Рекомендуемый контент