«День без автомобиля» в Москве закончился провалом
«День без автомобиля» в Москве закончился полным провалом. Люди не смогли отказаться от личного средства передвижения, пробки только разрослись, а обещанное снижение стоимости проезда оказалось фикцией.
В среду, 22 сентября, весь мир отмечает ежегодный «День без автомобиля». Впервые эта акция была проведена еще в 1973 году в Швейцарии, когда власти страны в связи с топливным кризисом призвали граждан отказаться от машин на четыре дня. Спонтанные отказы то в одной, то в другой стране Европы продолжались следующие два с половиной десятка лет, до 1997 года, когда первую общенациональную акцию провела Великобритания. Годом позже отметилась и Франция, а уже в 2000 году Еврокомиссия призвала весь Старый свет раз в год проводить подобную акцию. В нынешнем году от автомобилей отказались в 1455 городах мира – люди добираются на работу на общественном транспорте, велосипедах и роликах.
В Москве «День без автомобиля» проводится лишь в третий раз, и, прямо скажем, не пользуется бешеной популярностью. Винить людей трудно. Одно дело провести эту акцию где-нибудь в Берне, Брюсселе или Женеве, где мэр и без каких-либо акций ездит на работу на велосипеде, а другое дело – заставить жителя вечно стоящего в пробках спального района или ближнего Подмосковья пересесть на некомфортный и недоразвитый общественный транспорт, где ему отдавят ноги, обматерят, а невесть куда собравшаяся бабушка сгонит с насиженного места, если, конечно, человеку посчастливится его занять.
Поэтому на словах в большинстве своем мы, конечно же, «за», а на деле получается наоборот. Из года в год москвичи, да и жители всей остальной России, всячески игнорируют эту акцию, а об успехах в день борьбы с автомобилями рапортуют лишь многочисленные чиновники, да гаишники. Первые устраивают «День большой показухи», добираясь на работу пешком или на общественном транспорте в окружении журналистов, а вторые отмечают снижение количества машин и загруженности города. Однако и то, и другое, мягко говоря, не соответствует действительности. А чиновников, прогуливающихся до работы, в прошлом году очевидцы наблюдали вылезающими из своих автомобилей в парочке кварталов от пункта назначения.
Вот и в этот раз они проявили наибольшую заботу об экологии. Ленты информагентств пестрили сообщениями и отчетами о чиновничьих подвигах, совершенных на поприще передвижения на своих двоих и консолидации с электоратом. Среди них – первый заместитель мэра столицы Петр Бирюков, дошедший до работы пешком. В компании журналистов он самостоятельно преодолел больше километра – от Тверского бульвара до Вознесенского переулка, и в итоге заявил, что часто ходит так на работу.
Как свидетельствует «Интерфакс», на метро приехал еще один первый зам Лужкова – Юрий Росляк. Не отстала от коллег и Людмила Швецова, которая, добираясь на общественном транспорте, попала под дождь и была вынуждена укрыться от него в салоне красоты на Пушкинской площади. Отчитались в использовании общественного транспорта и префект САО Олег Митволь, глава департамента продовольственных ресурсов Москвы Александр Бабурин, руководитель столичного департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев. Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев оседлал велосипед.
Но как же в такой день без шоу? Лидер ЛДПР Владимир Жириновский накануне решил добираться до работы на метро, а чтобы не терять время и не отрываться от народа, пригрозил обсудить с оным проблемы, связанные с движением городского транспорта. Однако собравшимся в метро поклонникам политика не суждено было увидеть своего кумира. Эпатажный вице-спикер Госдумы, как сообщает LifeNews, прибыл на заседание на Maybach. В прошлом году таким же здоровым чувством юмора отметился депутат Мосгордумы, певец и телеведущий Андрей Ковалев, который на глазах своих коллег, изображавших пешую прогулку, припарковался на этом сверхдорогой немецкой машине.
Почти также активно «День без автомобиля» поддерживают экологи. Однако в среду дополнительно на маршрут в одной только Москве вышло около 600 троллейбусов и автобусов. Таких, знаете ли, допотопных автобусов, выбрасывающих в атмосферу нереальное количество загрязняющих веществ. Вот про них экологи, скорее всего, забыли. А между тем, где-то в недрах империи под названием «Мосгортранс» на приколе стоит недавно подаренный китайцами гибридный автобус. Стоит и ржавеет. Не поверите почему – все инструкции на китайском, а как им управлять, никто не знает. Полнятся специалистами госучреждения.
«Мосгортранс», обещавший снизить цены на проезд в общественном транспорте, может претендовать на приз за лучший маркетинговый ход. Стоимость проезда осталась на том же уровне. Тут, видимо, сработало «правило шестого шрифта»: где-то там, под звездочкой, в самом низу пресс-релиза должна быть надпись «цена на билеты, купленные в кассах». А у водителя или кондуктора – цена обычная. Вот только билетные кассы есть далеко не везде. К тому же, как оказалось, эта акция распространялась не на все маршруты. Об этом людей, естественно, также забыли предупредить. Не слышали ни о каких скидках и в метро, а его ускоренная работа тоже осталась лишь обещанием.
Пробки на дорогах Москвы оказались такими же масштабными, как и в другие дни. Стоит порадоваться хотя бы не повторению прошлогоднего апокалипсиса, когда пробки не только не уменьшились, но и выросли. Более того, заторы начали образовываться на 30-40 минут раньше, чем обычно. В этот раз ситуация нормализовалась к полудню. Даже на Волгоградском проспекте, отличившемся самым серьезным затором в несколько километров.
В общем, очередная попытка провести «День автомобиля» осталась без понимания. Слишком уж неразвит у нас транспорт, чтобы в его пользу отказываться от комфорта, ради которого люди долго и упорно работали. Да и других проблем хватает. Для экологической же обстановки совершенно неважно, откажутся ли в этот день люди от машин или нет. Вот повысить требования к автомобилям (и поставить, таким образом, наконец, крест на «АвтоВАЗе») – это другое дело. Это выход.
Рекомендуемый контент