Спасите нас — мы спасли Saab
Случилось удивительное. Крохотному голландскому ателье по «пошиву» суперкаров Spyker удалось уломать General Motors и получить Saab. Что будет дальше — другой вопрос. Ведь убыточный шведский автопроизводитель вполне способен потопить своего спасителя. Но тем не менее сделка состоялась. И все стороны пока радуются и чокаются бокалами. А рядом с новеньким Saab 9-5 перед объективами камер позирует Spyker C8 Aileron.
Менее, чем полгода назад бок о бок с саабовским концептом фотографировали суперкар Koenigsegg CCR. Казалось, это самое логичное развитие сюжета. За 10 лет GM так и не смог привести Saab к успеху. Такое ощущение, что они просто не знали, что с ним делать. У шведской компании было легендарное прошлое, но в настоящем ей фатально не хватало новых технологий, характера и индивидуальности. Одно время в США даже пытались продавать Subaru Impreza, загримированную под Saab. Но бэдж-инжиниринг ситуацию спасти не мог. Поэтому, когда запахло жаренным, General Motors начал избавляться от убыточных подразделений. И американцы заявили, что если на Saab не найдется желающих, он будет ликвидирован. Это вызвало бурю негодования и не только в Швеции. Фанаты марки требовали выручить компанию из лап «Гангстер моторс».
Но вот являетcя Христиан фон Кенигсегг на белом коне во главе патриотично настроенных скандинавских бизнесменов и спасает Saab. Однако со временем всплыли нелицеприятные для американцев подробности. Например, оказалось, что в консорциум проникли вездесущие китайцы из компании BAIC, стремящиеся заполучить саабовские технологии. Также появились слухи о вхождении состав акционеров российского бизнесмена, бывшего владельца компании «Вымпелком» Дмитрия Зимина. По слухам это переполнило чашу терпения джиэмовцев, как огня боявшихся «русской угрозы». И Koenigsegg вдруг выходит из сделки, бормоча что-то про изменившуюся ситуацию.
Но тут, как чертик из табакерки выскочил Spyker. Голландская компания, унаследовавшая им легендарного голландского автопроизводителя начала прошлого века, была образована в 2000 году. Маленькую фирму, продающую по нескольку десятков суперкаров в год, штормило. Несмотря на увеличение продаж, ее финансовые дела расстроились. Фирме пришлось уволить 45 человек из 135, отказаться от собственного завода в Зеевольде и перенести сборку машин на предприятие своего британского поставщика комплектующих CPP.
Понятно, что в General Motors не воспринимали нового претендента всерьез. К тому же в акционеры Spyker опять просочился русский — выяснилось, что треть акций компании принадлежит банкиру Владимиру Антонову, владельцу Converse Group. Но Spyker продолжал напирать с новыми предложениями, то давая американцам срок для размышлений, то соглашаясь ждать сколько угодно.
Ситуация напоминала пресловутый торг о стульях отца Федора и инженера Брунса. С той лишь разницей, что эти стулья джиэмовцам были не нужны. Но видимо, американцы не собирались уступать компанию задешево, грозясь в противном случае ее ликвидировать. Оснастку для выпуска моделей 9-3 и 9-5, а также интеллектуальную собственность они уже продали китайцам из BAIC за 193 миллиона долларов. Но даже, когда восьмого января было принято решение о ликвидации Saab, страсти все равно не утихали. Появились и новые покупатели, например, владелец «Формулы-1» Берни Экклостоун в союзе с частной люксембургской инвесткомпаней Genii Capital.
Но вот, по тихому началось производство кабриолета 9-3, кроссовера 9-4Х, а также новой модели 9-5. А на фоне слухов о том, что GM и голландцы договорились, акции Spyker стремительно пошли на взлет. И, наконец, после ожесточенных переговоров стороны заявили об успешной сделке.
Spyker покупает шведского производителя со всеми потрохами за 74 миллиона долларов. 50 млн заплатят до 15 февраля, а 24 — до 15 июля. Еще за 326 миллионов голландцы получат от GM привилегированные акции компании Saab. Кредит на покупку — 400 млн евро — под госгарантии шведского правительства предоставит Европейский инвестиционный банк (EIB). Аналитики Wall Street Journal оценивают активы Saab, в 1 миллиард евро, а задолженность — в 528 миллионов евро.
Джиэмовцы вынуждены отказаться от сделки по продаже саабовской оснастки китайцам. А Spyker — от русского акционера: Владимир Антонов продаст свои акции на 4,6 миллиона долларов фирме Tenaci Capital BV, которой владеет глава Spyker Виктор Мюллер. Однако в этом случае Spyker лишается серьезного источника финансирования. Ведь спасение шведской компании требует риска и немалых вложений, на который вряд ли пойдут осторожные европейцы. «Если вы планируете заработать на Saab деньги, у вас уже должны быть огромные деньги», — предупреждает вице-президент GM Боб Лутц.
Рекомендуемый контент