Страсти по «АвтоВАЗу» – способно ли правительство исправить ситуацию? - Автомобильный справочник





Страсти по «АвтоВАЗу» – способно ли правительство исправить ситуацию?

 Ситуация вокруг «АвтоВАЗа» сейчас меньше чем когда-либо внушает оптимизм. Нечему радоваться, в первую очередь, сотрудникам тольяттинского завода, который в августе в очередной раз приостановил свою работу.

А в сентябре там ожидается сокращение рабочей недели до 20-ти часов и готовятся массовые увольнения. Официальные сообщения руководства «АвтоВАЗа» опровергают ту информацию, которая частным образом нашла свое подтверждение из других источников: в ближайшее время под сокращение попадут более 27 000 сотрудников тольяттинского предприятия.

Причем, как пишут российские СМИ, увольнения произойдут «с молчаливого согласия губернатора Самарской области», Владимира Артякова, который, в свою очередь, выразил озабоченность относительно потенциальной напряженности на рынке труда в городе Тольятти. «Я оцениваю нынешнюю ситуацию в Тольятти как крайне неудовлетворительную. В августе конвейер останавливается, с сентября сокращается рабочая неделя. И, вероятно, нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников не только завода «АвтоВАЗ», но в том числе и смежников», – цитирует слова самарского губернатора РИА «Новости». Есть от чего быть озабоченным, ведь под угрозой оказывается социальная стабильность целого региона, не готового обеспечить работой такое число сотрудников.
 
Еще до августовского простоя рабочие завода трудились за урезанную заработную плату, размер которой едва достигал 8000 рублей, а после сокращения рабочей недели, которое запланированно произойдет в сентябре, эта сумма уменьшится в два раза. Как можно жить на такие деньги – вопрос весьма и весьма риторический. К тому же «АвтоВАЗ» является основным предприятием всего тольяттинского региона, заводом, на котором занято не только более сотни тысяч работников, но с которым связано функционирование заводов-смежников. Рухнет «АвтоВАЗ», пойдут «по миру» и смежники. А куда идти всей массе уволенных сотрудников, если не на биржу труда Тольятти, где спрос на работу в разы превышает предложения от работодателей? Таким образом, несколько сотен тысяч человек и их семьи останутся без средств к существованию как раз на пороге очередного витка кризиса, который в стране прогнозируется нынешней осенью.

Вот с такими тревожными мыслями в голове, с лозунгами «Даешь национализацию!», «Долой некомпетентных менеджеров», «Даешь рабочий контроль», «Нет сокращениям на ВАЗе» на митинг в Тольятти 6 августа вышли более 5000 человек. Митингующие обвинили руководство «АвтоВАЗа» в сознательном доведении завода до черты банкротства, создании дефицита своей продукции в салонах автодилеров. Дескать оно делает все это, чтобы, указав на факт затоваривания, провести сокращения и производства, и рабочих. Таким образом, по мнению протестующих, менеджмент тольяттинского завода сознательно приближает его банкротство, чтобы «сплясать на костях» доведенного до краха градообразующего предприятия и «нагреть руки» на его кончине. В данной ситуации именно национализация представляется как «единственный путь спасения завода и спасения города». Такое мнение собравшихся на митинге выразил представитель Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности Андрей Ляпин.

Положение тольяттинского автогиганта действительно неутешительно: за первое полугодие 2009 года компания потеряла 44% от объема своего сбыта. По информации Ассоциации европейского бизнеса, продажи моделей Lada уменьшились на 44%, убытки за указанный период превысили 14 млрд рублей, выручка предприятия уменьшилась в два раза и составила 40 млрд рублей. При этом займы и кредиты «АвтоВАЗа» возросли на 33,5% (с 39,6 млрд рублей до 52,9 млрд рублей). Задолженность предприятия перед поставщиками по-прежнему остается критичной и составляет 24,7 млрд рублей.Такие данные приводит «КоммерсантЪ». 

Государство уже давно, прямо и косвенно, помогает ВАЗу. Причем у населения страны, а также экспертов не может не возникнуть вопроса: почему так отчаянно правительство пытается спасти негосударственную компанию, «вбухивает» в нее многомиллиардные суммы, но в итоге Россия так и не имеет по-настоящему качественного, конкурентоспособного автомобильного продукта? Кто-нибудь вообще контролирует расходование средств менеджерами «АвтоВАЗа»? Ведь согласно простой житейской логике, ответственность за неэффективное функционирование компании несут, в первую очередь, не ее сотрудники, а топ-менеджеры. Не лучше ли испробовать другой путь решения проблемы: просто сменить руководство предприятия и компании? Но даже при таком раскладе нет гарантии того, что на место уволенного менеджмента придут некоррумпированные и мудрые управленцы.

В условиях кризиса государство уже достаточно много сделало для «АвтоВАЗа», начиная с повышения пошлин на ввоз иномарок, заканчивая предоставлением субсидий по программе льготного автокредитования для покупки автомобилей ценой не выше 350 000 рублей. В список таких льготных машин, как известно, красиво вписался весь модельный ряд тольяттинского автопроизводителя. Очередной мерой поддержки российского автогиганта стало предоставление 25-миллиардного бессрочного беспроцентного кредита. Эти деньги, которые правительство выделило в качестве имущественного взноса ГК «Ростехнологии» с тем, чтобы эта компания предоставила «АвтоВАЗу» беспроцентную ссуду, должны были сотворить великое благо. По мнению вице-премьера РФ и министра финансов Алексея Кудрина, такое финансовое подспорье давало тольяттинскому автопроизводителю возможность не только покрыть текущие потребности, но и начать расширять свое производство. Недвусмысленно при этом намекалось, что «АвтоВАЗ» может рассчитывать на дополнительные госвливания. «..За этим уже взяты обязательства на 98 млрд рублей по вложениям в новые современные мощности, чтобы «АвтоВАЗ» начал выпускать новые автомобили, способные конкурировать с мировыми образцами», – сказал Кудрин. 

К началу августа «АвтоВАЗ» почти полностью потратил 25 млрд рублей, выделенных из бюджета страны, и предоставил соответствующий отчет. Как того и следовало ожидать, большая часть средств (14,02 млрд рублей) пошла на оплату долга поставщикам, еще 8,04 млрд рублей руководство компании потратило на обязательства по кредитам от Сбербанка и ВТБ , 6,17 млрд рублей автопроизводитель заплатил своим контрагентам. И только 1,63 и 0,2 млрд рублей израсходовано на выплату заработной платы и, соответственно, на налоги. А сколько вазовские топ-менеджеры потратили на развитие производства, сколько пошло средств на то, «чтобы "АвтоВАЗ" начал выпускать новые автомобили, способные конкурировать с мировыми образцами»? Меж тем государственная ссуда компанией была полностью освоена, и вскоре руководству потребуются еще миллиарды, чтобы обеспечить работу предприятия и занятость его сотен тысяч рабочих.

Все мы помним, как премьер-министр Путин заявлял, что эти 25 млрд рублей – последняя помощь тольяттинскому автопроизводителю, которому в ближайшие четыре года государство больше не «подаст руки». Однако уже сейчас российские министерства начали перекраивать 11,5 млрд бюджетных рублей, предназначенных для помощи автопроизводителям в текущем году. Размер финансирования программы льготного кредитования будет сокращен с 2 до 1 млрд рублей, программа поддержки лизинговых компаний сократится на 0,5 млрд рублей. Полученные в результате такой экономии деньги направят на увеличение субсидий (до 8,5 млрд рублей) для российских автопроизводителей-экспортеров. И как в сказке, список таковых возглавляет компания «АвтоВАЗ».

Очередной этап развития основного российского автопроизводителя весьма печален, особенно с учетом того, что автопром в масштабах всей экономики может и должен быть доходной и эффективно работающей отраслью. Тольяттинское предприятие благодаря своим менеджерам в течение десятилетий «пилило сук, на котором и сидело». О качестве производства, расширении модельного ряда и прочих признаках развития здесь толком никто и не думал. В итоге имеем, что имеем: завод на грани банкротства, рабочие «качают права», правительство выделяет новые средства. Под угрозой системообразующее предприятие, социальное спокойствие в регионе и вообще почти вся отрасль. Модернизировать компанию и завод – мера, в рамках которой, хочешь или нет, но придется сократить рабочий персонал, возможно, не в количестве 27 000 человек, но все же. «Перетрясти» все производственные мощности и привлечь новые технологии также можно, но потребует эта задача неимоверных затрат и времени, которые для российского автопрома истекли еще вчера. И не факт, что после столь желанной рабочими «АвтоВАЗа» национализации предприятие начнет хорошо работать. Тем более, с какой стати российским налогоплательщикам «отдуваться» и оплачивать откровенно некачественное «вазовское» производство? Другое дело – обеспечить строгий контроль расходования предоставляемой помощи, которую уже давно пора направить на развитие качества выпускаемой продукции, а не на обслуживание долга, накопленного руководителями компании. Итог, к которому стремительно близится «АвтоВАЗ», это банкротство с последующей реструктуризацией. Те меры, которые обычно «оздоравливают» предприятия. Но это, как правило, бывает за рубежом, а вот в контексте российской экономико-политической реальности такой эффект оздоровления никто гарантировать не может.

Недавно стало известно о том, что в России будет образован новый автомобильный холдинг – «Росавто». Он создается на базе «АвтоВАЗа» (будет внесено 25% активов) и «КамАЗа» (38,8%), а также завода «Автодизель» (30%). И как уточнил Ашот Арутюнян, директор по маркетингу ОАО «КамАЗ», на состоявшейся 26 августа в рамках открытия салона «ИНТЕРАВТО» пресс-конференции, такое событие «не означает объединения двух компаний», а образование нового холдинга, «который будет управлять тремя компаниями». При этом «госкорпорация "Ростехнологии" планирует внести пакеты акций, которые принадлежат ей, в данный холдинг».

Руководить новой структурой будет  глава «КамАЗа»  Сергей Когогин, совет директоров возглавит руководитель госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Одновременно с этим в СМИ появились сообщения о том, что президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин подал в отставку. Не уточняется, правда, сам ли он ушел или его «ушли». Официально, отставка Алешина не связана с текущим положением дел на тольяттинском заводе. Однако отрицать того, что в связи с этим уходом и образованием нового холдинга на «АвтоВАЗе» начнут процесс смены руководства, который, скорее всего, будет длиться максимально долго, аналитики не стали. И процесс этот «вряд ли пойдет на пользу», так комментирует ситуацию аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак газете «АиФ».

По мнению многих экспертов, «Росавто» в первую очередь создается во спасение «АвтоВАЗа» и, вероятно, спасение будет происходить посредством очередных денежных вливаний.







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.