Китайский гамбит - Автомобильный справочник





Китайский гамбит

Китайские автомобили готовятся всерьез атаковать Россию. Официальные представительства заводов Поднебесной появляются на нашей земле как грибы после дождя. А специально созданный Новосибирский автомобильный завод намерен уже осенью начать сборку машин самой амбициозной марки Chery.

Oфициально продажи китайских машин в России открылись в конце прошлого года. Многие не верят в завоевателей из Поднебесной. Тем временем китайцы могут составить конкуренцию не только российскому автопрому и подержанным иномаркам, но и новым импортным автомобилям. Над корейскими машинами лет десять назад тоже смеялись. Теперь они самые покупаемые.

Дешевые подделки

Автомобилизация Китая идет самыми высокими темпами в мире — по миллиону штук в год. В начале этого века в стране производилось не более миллиона автомобилей. Сейчас — в пять раз больше. По количеству машин КНР — уже четвертая страна в мире. В этом году, по сообщению Национальной ассоциации автопроизводителей КНР, Китай планирует продать более 6 млн. машин и стать третьей автомобильной державой после США и Японии. В 1994 году автопромышленность здесь была объявлена приоритетной, тогда же сняли ограничения на владение собственным автомобилем и до 250% повысили пошлины на импорт. Сегодня в Китае 200 автозаводов и три десятка собственных марок автомобилей.

Если десять лет назад на 1000 китайцев приходилось 1,1 автомобиля, то теперь потребители не успевают за темпами производства машин и местный рынок близок к насыщению. По рассказу ответственного сотрудника Ассоциации китайских автопроизводителей У Бэня, хорошие автомобили по-прежнему доступны лишь узкому кругу лиц — «новым китайцам». К тому же в крупных городах количество машин искусственно сдерживается высокими налогами при регистрации. В Пекине или Шанхае выплаты «за номерной знак» достигают трети цены автомобиля.

Но желание уже сегодня иметь хоть какую-нибудь машину есть практически у всех, поэтому частные предприятия, клепающие авто чуть ли не на коленке из подручных материалов, появляются в стране буквально каждый день. Принцип у всех один: за основу берут популярную в мире модель, разбирают на части, точат аналогичные детали, подгоняют купленные по лицензии или на местных заводах моторы — и машина готова. Внешне — Toyota Land Cruiser, Mercedes S или «пятерка» BMW, а стоит всего $5—7 тыс. Это и есть китайский ширпотреб. По точно такому же сценарию развивались автомобильные отрасли Японии и Южной Кореи. Следом идут Малайзия, Индонезия, Индия и, может быть, Вьетнам.

Buick по-китайски

Бояться дешевых подделок пока рано: на множество мелких заводов приходится чуть более 10% всего авторынка Китая. В стране есть несколько крупных и серьезных государственных автокомпаний и десятки сборочных заводов, построенных мировыми автогигантами. Они-то и определяют политику на рынке. General Motors, например, имеет в Китае 12 совместных предприятий, дизайн-центр и полигон. Buick — одна из самых популярных марок в Поднебесной. Другой крупнейший производитель машин в Китае — Volkswagen, у него 3 предприятия. Почти вся прибыль вкладывается в новые СП. Доля локализации на отдельных заводах — почти 80%. Оба гиганта продают на внутреннем рынке по 600 тыс. машин в год — каждый больше, чем все мировые автопроизводители в России, вместе взятые.

А еще есть Toyota, корейские Hyundai и Kia. Со следующего года сборку своих машин под Пекином откроет Mercedes. Есть заводы BMW и Audi. Практически все именитые автопроизводители имеют в Китае хотя бы одно предприятие. Емкость китайского авторынка продолжают оценивать как самую большую в мире — 13 млн. машин к 2010 году, что сопоставимо с продажами машин во всей Европе или США. К тому же с этого года в стране сняты квоты на ввоз машин из-за границы.

Все это вместе и создает напряжение на рынке. Перепроизводство — реальная угроза. В ожидании роста доходов населения госпредприятия и мировые гиганты готовы экспортировать свою продукцию и комплектующие на другие рынки. Главный козырь — автомобили китайской сборки стоят в 1,5—2 раза меньше западных «одноклассников», а по качеству (по крайней мере, на совместных предприятиях с иностранным контролем) не уступают собранным в Венгрии, Чехии, Польше или России.

При этом правительство уже само борется с кустарными заводами. Принято постановление, по которому отечественные производители обязаны образовывать стратегические альянсы, где каждый должен иметь не менее 10% рынка. По словам У Бэня, качество китайских машин будет меняться так же стремительно, как облик городов Китая и внешний вид самих китайцев. А последний автосалон в Шанхае показал, что китайцы умело и на высоком уровне копируют все, включая гибридные автомобили, современный полный привод или итальянский дизайн. Единственные слабые звенья сегодня — короткие межсервисные интервалы, малые сроки гарантии и отсутствие дилерских сетей за пределами страны.






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.