DAEWOO: Вселенская история
По дорогам бегает множество машин со ставшим уже таким родным названием Daewoo. Мало кто знает, что с корейского это имя переводится как великая вселенная. И мало кому известны все перипетии короткой, но бурной истории этой марки.Как это часто бывает, у истоков ныне всемирно известного брэнда стояла небольшая компания. После войны в Южной Корее мирно существовала фирма Shinjin Motors, которая занималась ремонтом американских внедорожников – преимущественно производства концерна General Motors. Впоследствии ремонтная мастерская выросла до масштабов крупного завода. В 1972 году было создано совместное с GM предприятие Shinjin Motors. А ровно четверть века назад финансово-промышленный гигант Daewoo, занимавшийся кораблестроением, выпуском электроники, бытовой техники, промышленного оборудования и т. д., выкупил долю корейской стороны и стал совладельцем этого СП. Впоследствии совместное предприятие получило название Daewoo Motors.
Наше развитие находит продолжение в сотрудничестве с Украиной. При этом наши отношения выходят на новый уровень.
Так, мы подписали договор на поставку оборудования для сборки Daewoo Lanos II на ЗАО «ЗАЗ» и открыли в Киеве один из крупнейших наших дилерских центров в Европе.
Ник Райли (Nick Reilly). Президент GM Daewoo Auto Tecnology Co.
ПервенецВ начале 1986 года концерн GM продал Daewoo лицензию на производство Opel Kadett E, который поначалу выпускался без каких бы то ни было изменений. На американском рыныке машину продавали под неожиданно «гоночным» названием Pontiac Le Mans. В Европе у нее было другое, не менее стремительное имя – Daewoo Racer. Спустя девять лет модель обновили и переименовали в Nexia. Она и поныне выпускается на заводе в Узбекистане, правда, после очередного обновления теперь называется Nexia II.
В 1988 году в модельном ряду Daewoo появился автомобиль Tico. Это был еще один клон, на сей раз – модели Suzuki Alto (часть акций Suzuki принадлежит GM). Дешевый и неприхотливый 5-дверный малыш с 0,8-литровым мотором неплохо продавался, особенно в странах Южной Азии. Правда, у нас автомобильчик не прижился. Уж очень он миниатюрный, да и маленький мотор не слишком привлекал покупателей.
От кутюрПервой заявкой на оригинальность стала разработка Daewoo под именем Espero. В 1994 году, в разгар моды на биодизайн, неординарный кузов с острыми линиями выглядел как вызов и привлекал к себе внимание. В первую очередь это заслуга знаменитого итальянского кузовного ателье Bertone, которое по заказу Daewoo разрабатывало данный проект. Автомобильные эстеты даже шутили, что это самый доступный из шедевров Bertone.
ВопрекиРазразившийся в середине девяностых южноазиатский экономический кризис подкосил растущее гигантскими темпами предприятие. От финансового краха компанию отделяла лишь зыбкая грань. Но вместо того, чтобы экономить, корейцы бросили огромные средства на разработку сразу четырех новых моделей с привлечением именитых инжиниринговых и дизайнерских ателье – например, ItalDesign и британского технического центра Vorsing. Расчет был сделан на богатый европейский и южноазиатский рынки, которые способны поглотить большое количество недорогих новых моделей и тем самым обеспечить суперприбыль.
Появление в 1997 году моделей Matiz, Lanos, Nubira и Leganza позволило охватить диапазон машин от A- до D-классов. Но ажиотажа не наблюдалось, хотя продажи вышли на неплохой уровень.
Устремив свой взгляд на популярный в Европе сектор внедорожных машин, Daewoo в 1998 году покупает корейский брэнд SsangYong. Но и это не принесло желаемого финансового успеха. Новое подразделение успешно реализует престижные внедорожники преимущественно на внутреннем рынке, а основную прибыль дает производство коммерческих машин.
Кроме массовых моделей, в гамме Daewoo всегда присутствовали большие, но они никогда не были машинами собственной разработки. Каждый раз в основе лежала заимствованная платформа. В 1993 году это были модели Prince и Supersaloon, созданные на базе Opel Rekord. Но пальма первенства в параде престижности, пожалуй, принадлежала двум моделям: Daewoo Arcadia и Daewoo Chairman, в недавнем прошлом еще носившей эмблему SsangYong. Первая – копия Honda Legend, а вторая создана на платформе Mercedes E-класса (W124).
План меняетсяПоскольку план быстрого «завоевания» Запада забуксовал, корейцы развернули активную деятельность в Восточной Европе, скупая заводы и создавая совместные предприятия. Одно из них – украинское СП «АвтоЗАЗ-Daewoo». Существуют также заводы в Польше (FSO-Daewoo и Daewoo Motor Polska), Узбекистане (UzDaewoo) и Румынии (Daewoo Automobile Romania). Кроме этого, есть предприятия в Китае (Harbin Hafei Motor Co.) и Индии (Daewoo Motors India). Они дополнили мощности заводов Daewoo в самой Корее – в городах Чангвонг, Кунсан и Бупьонг.
А тем временем кредиторы продолжали преследовать компанию. На протяжении последних трех лет со страниц деловой прессы не сходила информация о предстоящей продаже акций Daewoo. На роль нового хозяина претендовали концерны Fiat, Ford и GM. Однако итальянцы сами попали в затруднительное финансовое положение, а «фордовцы» сочли покупку экономически нецелесообразной. В итоге новым хозяином Daewoo стал GM.
Новое имяПосле перехода под знамя GM в компании произошла реорганизация. Изменились даже название и эмблема. Теперь полное имя звучит как GM Daewoo Auto and Technology Co (GM DAT). Более того, на болгарский, польский, румынский, турецкий и украинский рынки новые модели Daewoo будут поставлять под торговой маркой Chevrolet. В южноазиатском регионе машины продаются под именем Suzuki.
General Motors владеет лишь 42,1% акций Daewoo (плюс 14,9 % у японской компании Suzuki), но их вполне достаточно для решения судьбы компании. Десятая часть акций принадлежит китайскому Shanghai Automotive, а 33 % распределены между кредиторами компании.
Ближайшая перспективаНовая производственная гамма компании состоит из четырех моделей. Маленький хэтчбек Matiz продолжают выпускать лишь с небольшими косметическими обновлениями. Машина с незнакомым названием Aveo на поверку оказалась хорошо известной новой моделью Kalos, которая сменит в модельном ряду Lanos. Aveo выпускается с кузовами хэтчбек и седан. Nubira II уступит место более современным хэтчбеку Lacetti и седану Nubira III. Венчают модельный ряд минивэн Tacuma и седан Evanda, который станет преемником Leganza.
Интересно, что выпуск в Украине самой популярной модели Lanos, которая продается многотысячными тиражами, прекращается уже в следующем году. Машину сменит рестайлинговая версия Lanos II. Более того, на базе этого автомобиля будет создано и второе поколение Sens’a.
↑ Наверх
Рекомендуемый контент