ВАЗ: Кто лучше держит дорогу - Автомобильный справочник





ВАЗ: Кто лучше держит дорогу

Можно ли изменить характеристики подвески «классики», заменив штатные масляные амортизаторы газо-масляными? Мы решили выяснить это в ходе теста, во время которого на ВАЗ-2106 поочередно устанавливали три типа амортизаторов – масляные, газо-масляные обычные – с линейными характеристиками и газо-масляные с переменной жесткостью.

Из представленных на отечественном рынке масляных амортизаторов (стоимостью от 30 до 60 грн.) мы взяли изделия Скопинского автоагрегатного завода («СААЗ»), которые поставляются на сборочный конвейер «АвтоВАЗа». Из газо-масляных (от 80 до 400 грн.) выбрали продукцию Monroe – Original (обычные) и Sensa-Trac Safe-Tech (с переменной жесткостью).

Катание с ветерком

Иномарки, в два счета обгоняющие заднеприводные ВАЗы на трассе, не дают покоя владельцам «классик». Они тоже хотят ехать быстрее, тем более что на многих заднеприводниках уже установлены пятиступенчатые КПП (хотя это и не стало для конструкторов «АвтоВАЗа» поводом к усовершенствованию подвески). Можно жать на газ и «лететь». Но...

Первый этап теста показал, что на неровной, волнообразной дороге «Жигули» с масляными амортизаторами уже после 100 – 120 км/ч начинают «плавать» и раскачиваться. И чем выше скорость, тем сложнее управлять автомобилем. Ничего удивительного, ведь эти машины проектировались еще в конце 60-х и отнюдь не для «полетов по автобанам». Масляные амортизаторы одностороннего действия позволяют пружинам легко сжиматься, а при ходе отбоя (растяжении) из-за большого сопротивления перемещению штока увлекают за собой кузов, способствуя появлению раскачки.

С газо-масляными Sensa-Trac машина ведет себя на трасе ненамного лучше. Преимущества этих амортизаторов перед масляными проявляются при проезде больших неровностей. В этом случае поршень Sensa-Trac выходит из «зоны комфорта» и испытывает большее сопротивление перемещению. Это сразу же отражается на работе подвески. Она не пробивается, как при использовании «масляников», а эффективно поглощает удар. На кузов при этом передаются ударные нагрузки, но уже не такие значительные, как при «пробое».

Положительные изменения в поведении автомобиля произошли только после установки обычных газо-масляных амортизаторов Monroe Original. На высоких скоростях машина стала более устойчивой и уже меньше раскачивалась. При этом подвеска четко отрабатывала все неровности дороги (как в новых иномарках), чего нельзя сказать об амортизаторах-«соперниках». Правда, это негативно сказалось на комфортности, поскольку поршень Original испытывает большее сопротивление перемещению как при сжатии, так и при растяжении. Но безопасность, безусловно, дороже.

Следует отметить еще один важный факт: как показали скоростные заезды на трассе, полностью избежать раскачки автомобиля в поперечной плоскости только подбором амортизаторов не удается. Необходимо еще установить дополнительный стабилизатор поперечной устойчивости на заднюю ось.

Маневрирование

Влияние типа амортизаторов на устойчивость машины при маневрах мы изучали на «змейке» с шагом фишек 15 метров. При этом определялась максимально возможная скорость, при которой автомобиль без визга резины следовал заданной траектории. Победили на этом этапе теста амортизаторы Monroe Original – с ними «змейку» легко удавалось проходить на скоростях 58 – 60 км/ч. А вот изделия Monroe Sensa-Trac и СААЗ удерживали машину практически на равных – до 50 – 53 км/ч. Такую схожесть результатов можно объяснить тем, что в тесте «змейка» при постоянном изменении направления нагрузки поршень Sensa-Trac обязательно проходит через более мягкую «зону комфорта». Зато при прохождении односторонних поворотов, когда нагрузка на подвеску направлена в одну сторону, поршень газо-масляных амортизаторов попадает в более жесткую «зону контроля» и находится там до выхода автомобиля из поворота. В этом режиме амортизатор работает как обычный газо-масляный, так что подвеска отрабатывает все неровности, плотно прижимая колеса к дороге. При этом скорость прохождения чистого поворота с Sensa-Trac приближается к показателям Monroe Original.

Клева не будет

Многие владельцы «классик» замечали, что при езде по волнообразной дороге автомобиль начинает «клевать», т.е. сильно раскачивается в продольной плоскости. Скорость из-за этого приходится существенно снижать. Нашли такой участок трассы и мы. Действительно, на СААЗах машина «поклевывает». А на обоих «газо-масляниках» идет по волнам, как по прямой. Чувствуется только, что подвеска старательно отрабатывает все выступы и впадины.

Объясняется такое поведение тем, что масляные амортизаторы обладают очень малым усилием сжатия и большим усилием растяжения. Из-за этого при определенных профилях неровностей и скорости легко сжатая пружина не успевает быстро растянуться. Усилия сжатия и растяжения газовых амортизаторов практически одинаковы, поэтому при сжатии колесо плотнее прижимается к дороге, а при растяжении пружина распрямляется значительно быстрее.

Что показал стенд

Эффективность работы амортизаторов проверялась не только в ходе дорожных испытаний, но и на вибрационном стенде. Работоспособность этих узлов мы сравнивали по группам – передние и задние. Наиболее четко выполняли свою задачу передние амортизаторы Monroe Original, плотнее остальных прижимавшие колеса к дороге. На несколько процентов ниже оказались характеристики Sensa-Trac. А вот амортизаторы СААЗ заметно отставали. Очевидно, сказался принцип одностороннего действия, по которому они работают.

Задние амортизаторы всех трех типов показали средние результаты. Однако нельзя утверждать, что они работают плохо. Зачастую результаты зависят от типа кузова автомобиля (это характерно именно для задней оси). Свои «коррективы» внес также источник больших сил инерции – тяжелый задний мост. Кроме того, Monroe Sensa-Trac имеют нелинейную характеристику, которую подобные стенды воспринимают некорректно. В них заложена программа проверки амортизаторов с линейной характеристикой.

Каждому свое

Подводя итоги теста, можем порекомендовать владельцам «классик» следующее. На машине с четырехступенчатой КПП, не располагающей к быстрой езде, вряд ли стоит увлекаться обычными газо-масляными амортизаторами. У данных узлов есть один существенный недостаток – они передают на автомобиль повышенные ударные нагрузки, что приводит к ускоренному выходу из строя деталей подвески (сайлент-блоков, шаровых опор), а также снижению жесткости кузова, разбалтыванию крепления пластиковых панелей салона и т. д. Этой категории автомобилистов следует отдавать предпочтение масляным (СААЗ и другие «одноклассники») или газо-масляным амортизаторам с переменной жесткостью. Последние более предпочтительны как с точки зрения комфорта, так и плавности хода, а также тормозных свойств на дорожных покрытиях разного качества.

Обычные газо-масляные амортизаторы – неплохой выбор для любителей высоких скоростей и экстремальной езды. Эти узлы могут иметь различное рабочее давление, так что, в отличие от Monroe Original, бывают как жестче, так и мягче. Если решено улучшить устойчивость и управляемость автомобиля с помощью газо-масляных амортизаторов, то имеет смысл установить на заднюю ось стабилизатор поперечной устойчивости (230 грн.) и усилить кузов машины.

 МНЕНИЕ   

Александр Довгаль
Водительский стаж - 6 лет, Владелец ВАЗ-2105

Выбор амортизаторов для меня всегда был актуальной темой. А тут такая возможность – в лабораторно-полевых условиях испытать три комплекта! Итак, по порядку.

СААЗ – тут ничего нового: на моей машине стоят такие же. На них было интересно проехать по «змейке» – раньше не приходилось. Оказалось, что максимальная скорость прохождения – около 50 км/ч. При дальнейшем разгоне автомобиль выносит с заданной траектории.

Monroe Sensa-Trac на «змейке» показали несколько худшую управляемость – на той скорости, когда СААЗ еще с трудом удерживал машину на траектории, Sensa-Trac допускал скольжение передней оси наружу поворота. При раскачке машины рулем на 70 км/ч разницы в поведении по сравнению с предшественником не заметил – как раскачивалась, так и раскачивается. А вот вне тестовой трассы эти амортизаторы показали себя с лучшей стороны, мягко отрабатывая неровности и не допуская продольного раскачивания автомобиля на «волне». Отсюда вывод – Sensa-Trac больше подходят для размеренной комфортной езды без экстрима, что на самом деле нам и было обещано.

После установки обычных газо-масляных Monroe Original машина поехала совсем по-другому. Сильнее всего разница заметна на «змейке» – сбрасывать газ после появления сноса все-таки приходится, но делать это нужно уже на больших скоростях – 55 км/ч и выше. А вот проезд неровностей удовольствия не доставил – подвеска жестко сообщала даже о мелких выбоинах. Словом, если вы только собираете деньги на спорткар, то установив такие амортизаторы, хоть немного, но приблизитесь к мечте.

 

 МНЕНИЕ   

Алексей Тимошенко
Водительский стаж - 4 года, владелец тестируемого ВАЗ-2106

До теста я ездил на изношенных, еще «родных» масляных амортизаторах. После того, как поставили новые масляные, разница оказалась очень существенной. Неровности на дороге (люки, ямки, выбоины) автомобиль стал проходить совсем иначе. На «змейке» машина с масляными и обычными газо-масляными амортизаторами вела себя достаточно уверенно. А вот с Monroe Sensa-Trac это упражнение, как мне показалось, выполнялось сложнее (последнюю фишку пару раз даже не удалось пройти). Зато на скоростных участках дороги они более комфортны – небольшие неровности остаются практически незамеченными. Тест на торможение произвел впечатление: при скорости 60 км/ч резкое нажатие на педаль, визг тормозов, дым из-под колес и... следы на асфальте. Никогда еще не приходилось так интенсивно тормозить. Теперь я лучше знаю потенциальные возможности своего автомобиля. Оба комплекта Monroe в этом тесте продемонстрировали лучшие характеристики, чем российские. После теста на моей машине оставили газо-масляные амортизаторы Monroe Sensa-Trac. Их проверку я продолжил уже в городских условиях. В поворотах на достаточно высоких скоростях (60 – 70 км/ч) узлы Sensa-Trac уверенно «держат» автомобиль, несмотря на повышенные крены кузова. Амортизаторами Monroe в целом я остался доволен. Теперь будем проводить их ресурсные испытания. Кстати, «родные» «вазовские» прошли 115 тыс. км. Надеюсь, что удастся опробовать на ВАЗе и новые амортизаторы Monroe Reflex, которые, к сожалению, для «Жигулей» пока не производят.

 

СААЗ. Двухтрубные масляные амортизаторы одностороннего действия СААЗ поставляются поштучно в фирменной упаковке. Передние комплектуются только нижним сайлент-блоком, который запрессован в проушину. Задние не комплектуются ничем – ни втулками, ни шайбами. Пыльники амортизаторов – пластиковые, съемные. Стоимость передних и задних амортизаторов практически одинакова и колеблется в разных торговых точках от 50 до 58 грн.

Monroe Original. Двухтрубные газо-масляные амортизаторы низкого давления Monroe Original (двухстороннего действия) имеют линейную характеристику. Продаются в индивидуальных упаковках. К каждому амортизатору прилагается комплект втулок и крепежа. Пыльники – несъемные, металлические. Цена – от 95 до 105 грн. за шт. Гарантия 2 года.

Monroe Sensa-Trac Safe-Tech. Двухтрубные газо-масляные амортизаторы низкого давления Monroe Sensa-Trac Safe-Tech (двухстороннего действия) обладают переменной жесткостью. Благодаря специальной геометрии рабочего цилиндра в средней его части поршень испытывает меньшее сопротивление перемещению, создавая «зону комфорта», чем обеспечивается мягкость работы подвески. В крайних зонах поршень испытывает повышенное сопротивление, т.е. амортизатор становится более жестким. Узлы Monroe расфасованы в упаковки попарно – передние отдельно, задние отдельно. К каждому амортизатору прилагается комплект втулок. Цена – от 120 до 130 грн. Гарантия 2 года.

 

 Экстренное торможение

Влияние амортизаторов на тормозные свойства мы проверяли на асфальтобетонном покрытии. Именно в таких условиях характер сцепления колес с дорогой, а следовательно, и тормозной путь во многом зависит от работы этих узлов. И на этом этапе в лидерах опять оказались обычные газовые амортизаторы Monroe Original, вторую позицию заняли Monroe Sensa-Trac, а на третье место вышли СААЗ. Разница в остановочном пути при экстренном торможении со скорости 60 км/ч составила от 0,5 до 1 м. Вроде бы и немного, но в реальной обстановке полметра или метра как раз может и не хватить, чтобы избежать столкновения.

Влияние типа амортизаторов на тормозной путь: СААЗ- 12,20 м, Monroe Sensa-Trac - 11,70 м, Monroe Original- 11,20 м

 

 Комфорт

На одном из этапов теста амортизаторов мы оценивали их влияние на уровень комфортности автомобиля. Числовое значение величины ударных нагрузок, передающихся через сиденье на туловище водителя или пассажиров, было определено с помощью прибора ВШВ-003-М2 и вибродатчика ДН 3-М1.

Согласно показаниям прибора на контрольном отрезке относительно ровной трассы наиболее комфортными оказались амортизаторы Monroe Sensa-Trac, чуть отстали СААЗ и значительно ушли в отрыв (в сторону повышенной жесткости) Monroe Original.

На булыжной мостовой прибор работать отказался. Уровень комфорта оценивали, руководствуясь субъективными ощущениями. Лидерство на этом этапе разделили скопинские «масляники» и Sensa-Trac. Monroe Original здесь явно проигрывали – на кузов передавались жесткие удары от неровностей дороги, о чем свидетельствовало громкое дребезжание пластиковых панелей.

Результаты проверки еще раз показали, что обычные газо-масляные амортизаторы более жесткие, чем масляные.

Влияние типа амортизаторов на уровень комфорта (средний уровень вибраций по вертикальной оси): СААЗ- 104,6 дБ, Monroe Sensa-Trac- 102,7 дБ, Monroe Original- 106,1 Дб

Юрий Дацык

Фото Юрия Нестерова

Редакция благодарит компанию Valmi Automotive и магазин «Світ амортизаторів» за помощь в подготовке материала

↑ Наверх






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.