ВАЗ: На «Ниве» по ниве…
5 апреля 1977 года считается днем рождения знаменитого русского джипа. Именно в этот день был собран первый серийный автомобиль – оригинальная модель, целиком разработанная «вазовскими» конструкторами. В нынешнем году «Нива» празднует еще один юбилей – 30 лет со дня выхода на испытания первого образца Э-2121 – прообраза будущего тольяттинского внедорожника.Летом 1970 года «вазовские» конструкторы начали обсуждение идеи создания комфортабельного внедорожника. А поставил перед ними эту задачу не кто иной, как тогдашний Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Он попросил создать автомобиль типа «Жигулей», но при этом способный ездить в условиях бездорожья. Первоначально конструкторы предполагали увеличить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным приводом, но затем решили делать принципиально новый автомобиль. Задача была крайне сложной, ведь на тот момент у «ВАЗа», выпускающего только «копейки» и «тройки», еще не было самостоятельных разработок.
Первый опытный образец будущей «Нивы» был разработан в 1972 году и получил обозначение «Э-2121». Это был угловатый автомобиль довольно угрюмой внешности с брезентовым верхом и откидывающимся вперед лобовым стеклом, как на американских Willys. Однако по своим техническим параметрам автомобиль был очень интересен. Он имел несущий кузов, что для внедорожников того времени уникально. Двигатель, коробка передач, редуктор переднего моста и раздаточная коробка представляли собой единое целое. Сама же «раздатка» позволяла включать передний, задний либо оба моста. То есть автомобиль мог быть передне-, задне- или полноприводным! Впрочем, впоследствии от такой раздаточной коробки, как и от многих других конструктивных решений, пришлось отказаться по экономическим и технологическим причинам.
Затем появились прототипы второй серии под кодовым названием «2Э2121» с цельнометаллическим кузовом. В конструкции автомобиля нашли применение многие детали от серийных «Жигулей». Автомобиль получил 1,6-литровый мотор, 4-ступечатую КПП, отдельную «раздатку» и полуразгруженные полуоси сзади. По слухам, на одном из «2Э2121» (а всего их было четыре) выезжал на охоту Леонид Ильич Брежнев.
В январе 1974 года на государственных испытаниях были представлены два образца третьей серии «3Э2121». В эту же серию впоследствии вошел еще один образец, изготовленный уже в самом конце тестов – в октябре того же года. К тому времени все образцы уже имели облик привычной нам «Нивы», за исключением светотехники и бамперов.
Задние фонари перешли от модели 2103 с дополнительными круглыми фонарями заднего хода, а «надфарники» были раздельными, круглой формы. Боковые повторители поворота на машины этой серии не устанавливались. Передний и задний бамперы были хромированными, как на ВАЗ-2101, только без «клыков». Заправочная горловина бензобака переместилась с левого на правый борт и спряталась под крышкой лючка. Наружное зеркало было только одно – левое.
На боковых дверях появились обычные, слегка видоизмененные «жигулевские» форточки. Таким образом, интерьер приобрел свой окончательный вид, вот только задние сиденья были раздельными.
Образцы комплектовались 15-дюймовыми шинами М-51 с «вездеходным» рисунком протектора («косая елка»). Уже в процессе испытаний с Волжского шинного завода подоспела опытная партия 15-дюймовых шин ВлИ-3 с «универсальным» рисунком, заказанных специально для этого автомобиля и впоследствии трансформировавшихся в известные 16-дюймовые ВлИ-5. Все прототипы этой серии несли «вазовскую» символику.
КонкурентыВ это же время разработки легкового автомобиля повышенной проходимости нового поколения помимо ВАЗа также проводились на АЗЛК и «ИжМаше», но в «верхах» это посчитали нецелесообразным и «тему» отдали в Тольятти.
Стоит отметить, что у АЗЛК с 1959 года была проверенная конструкция рамного джипа с рессорной подвеской на узлах модели 410Н, причем в двух вариантах: «Москвич-416» с закрытым трехдверным кузовом и кабриолет «Москвич-415». Позже были разработаны еще несколько версий с более современным внешним видом, которым присваивали индекс 2150. Правда, тогда все ограничилось опытными образцами и до производства дело так и не дошло. В свою очередь, «ИжМаш» не отказался от борьбы и представил два ходовых образца «полноприводника» Иж-14. Внешне это была вполне приличная машина, выполненная в стиле «Нивы» и чем-то даже на нее похожая. Но она находилась на ранней стадии доводки и была мало унифицирована с серийными моделями ИЖ.
Испытания на прочность«Вазовцам» предстояло доказать, что разработанная модель, находясь на уровне обычных легковых автомобилей по комфорту и динамическим характеристикам, выглядит достойно и на бездорожье.
Перед комиссией сразу же встал вопрос – а по какой программе испытывать машину? Стандартная программа тестов «вездеходов» была крайне жесткой: почти без асфальта, с большим процентом бездорожья. «Легковая» же программа включала преимущественно асфальт да чуть-чуть укатанных грунтов, щебенки и булыжника. Очевидно, что ни тот, ни другой вариант для такой универсальной машины нового поколения как «Нива» в чистом виде не годился. В итоге обе программы были «перемешаны», вследствие чего возник некий средний вариант. Тем самым официально было признано появление новой категории автомобилей – «легковых полноприводных», что и отразилось вскоре во всей нормативной документации – ГОСТах, ОСТах и т. п. Так «Нива» открыла новую страницу в истории отечественных джипов.
В процессе испытаний особое внимание комиссии уделялось проходимости машины. «Экзаменовали» «Ниву» в марте-апреле 1974 года на бездорожье Дмитровского автополигона. Тут была и снежная целина, и раскисший грунт, вплоть до натурального болота. Состав участников был довольно пестрым – кроме двух «Нив», свои возможности демонстрировали ИЖ-14, «Волынь», УА3-469Б, Range Rover и Land Rover 88.
Сравнительно быстро выяснилось, кто есть кто. Уступая почти всем конкурентам по величине крутящего момента на малых оборотах, «Нивы» превосходили своими динамическими показателями. Это была победа! Конечно же, дело не ограничилось только проходимостью – «экзамены» проводились по полной программе и проверялись все параметры.
Кроме лабораторно-дорожных тестов на специальных дорогах полигона, были проведены испытательные пробеги и в реальных «боевых условиях». Первый, зимний – по Уралу и Предуралью, второй, летний – по Средней Азии. Зимний пробег был сравнительно коротким – около 4000 км, но ведь зимние километры куда длиннее летних! Колонну составили только джипы: «Нивы» и два УАЗа. Пробег доказал, что «Нива» – машина по сравнению с УАЗом более современная. И в салоне намного теплее, и стекла меньше индевеют. Да и скорость движения по заснеженным дорогам у «Нив» была явно выше.
Летний пробег по Средней Азии составлял около 13000 км. Маршрут его практически повторял заводской пробег, но при этом добавилось высокогорье – знаменитый Памирский тракт Ош-Хорог в Таджикистане с перевалами до 4600 м.
Машины и на этот раз не подвели. Даже на заоблачном Памире они вели себя превосходно, лихо преодолевая жуткие серпантины, проложенные порой по самому краю пропасти.
После летнего пробега «вазовцы» целый месяц работали на автополигоне: «откатывали» скоростную дорогу и булыжник. Потом переместились на летнюю испытательную базу неподалеку от завода, в одном из соседних районов тогда еще Куйбышевской области. Там в августе-сентябре прошел заключительный этап государственных испытаний – пробег по грунтовым и щебенчатым дорогам (по 16000 км на каждый образец). В общей сложности пробег каждого автомобиля по разным видам дорог составил 57000 км – из них 10% с прицепом массой 300 кг.
В итоговом отчете комиссия дала такую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приемочные испытания и пригоден для постановки на производство и поставки на экспорт». В то же время комиссия не упустила из виду и недоработки: недостаточную износостойкость цилиндро-поршневой группы двигателя, трещины в отдельных местах кузова, недолговечность карданных шарниров, повышенный уровень шума и вибрации и т. д. А 31 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома о постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
Этот автомобиль стал первой серийной полностью самостоятельной разработкой «ВАЗа». В конструкцию модели было заложено столько новых решений, что хватило бы сразу на несколько автомобилей. Однако обо всем по порядку.
Независимая подвеска для джипов только-только пробивала себе дорогу в экспериментальных конструкциях мировых изготовителей. Постоянный привод всех колес исповедовал лишь Rover. Только девять лет спустя Audi применила его на модели Quattro. Такой же экзотикой выглядел в те годы и закрытый цельнометаллический несущий кузов.
От прототипов к серииДо начала производства завод должен был устранить выявленные комиссией недостатки. Почти все изменения были внесены в опытные образцы четвертой и пятой серий прототипов, испытания которых в 1975-76 годах завод проводил так же, как и приемочные (включая Среднюю Азию и высокогорье).
Жаль, что не все наработки удалось внедрить к началу производства. Так, с износами двигателя разобрались сравнительно быстро. А вот «жигулевские» карданные шарниры попали на конвейер «Нивы», создав массу проблем. Окончательная схема усиления кузова внедрялась на ходу, уже после начала выпуска. Борьба же с шумом и вибрацией вообще оказалась самым «твердым орешком», который конструкторам и поныне «раскусить» толком не удалось. Причины кроются в особенностях выбранной кинематической схемы трансмиссии.
В те времена принято было все «свершения» приурочивать либо к круглой дате, либо к очередному съезду. Так получилось и с «Нивой». Строительство корпуса, в котором эти машины должны были собираться, к началу 1976 года закончено еще не было, да и подготовка производства не была завершена.
Но близился очередной, ХХV съезд. И вот «в подарок съезду» в феврале 1976 года на заводе было решено собрать 50 автомобилей ВАЗ-2121 по так называемой «обходной» технологии. Десять машин решено было отправить своим ходом в Москву – для демонстрации. Автомобили из этой партии (ее называли «опытно-промышленной») в продажу не поступали, а были распределены по организациям в разные регионы страны. Опытная эксплуатация проходила под наблюдением «вазовцев», которые регулярно облетали все эти точки, собирали информацию и разбирались с дефектами. А 5 апреля 1977 года с конвейера сошла первая серийная «Нива».
По странам и континентамУспех сопутствовал «Ниве» не только в СССР, но и за рубежом. В ноябре 1978 года на выставке в Брно машина получила золотую медаль, а в январе 1979 года, по результатам опроса журналистов, попала в тройку лучших автомобилей мира. В связи с возрастающим спросом на «Ниву» объемы ее производства с запланированных 25 тысяч в год увеличили почти втрое.
«Нива» была и остается одним из лидеров «вазовского» экспорта. За все годы выпуска из полутора с лишним миллионов выпущенных «Нив» за границу было отправлено свыше 500 тысяч в более чем 100 стран. Ежегодно около 15 тысяч «Нив» экспортируются в страны Латинской Америки, Африки и Среднего Востока, Европы, в том числе в Германию, Францию и Грецию, где есть даже клубы любителей «Нивы». Такие же клубы до сих пор существуют и в Японии, несмотря на то, что машина больше не экспортируется в Страну Восходящего Солнца.
Сегодня «Ниву» из поставляемых «ВАЗом» сборочных комплектов изготавливают в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей. В планах – сборка «Нивы» в Уругвае.
Спортивные достижения«Нива» достигла успехов и в автоспорте, становясь призером таких престижных ралли-рейдов как Париж-Дакар, Париж-Тунис, «Ралли Фараонов», Париж-Пекин и других. Еще одним спортивным достижением «Нивы» можно считать мировой рекорд высоты: в 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря. Стала «Нива» и покорительницей Северного полюса – в ходе международной парашютной акции в апреле 1998 года «Нива» ВАЗ-2131 приземлилась на парашюте, а оказавшись на льду и освободившись от строп, завелась и успешно преодолела заданный маршрут. В 1999-2000 годах в Заполярье проводились испытания снегоболотохода «Марш», созданного на базе ВАЗ-2121. Автомобиль прекрасно показал себя в экстремальных условиях тундры, тайги, снежных заносов.
ПотомкиНа базе первого «вазовского» внедорожника было создано целое семейство разнообразных моделей: ВАЗ-2131, ВАЗ-1922 «Марш», ВАЗ-2131-05 «Скорая помощь», ВАЗ-212182 «Форс», ВАЗ-212183 «Ландоле» и другие модификации, которые изготавливаются на дочерних предприятиях АО «АВТОВАЗ»: «БРОНТО», «Лада-Тул», а также в опытно-промышленном производстве «ВАЗа».
В сентябре 2002 года начнется производство Chevrolet-Niva на мощностях совместного производства «GM-АВТОВАЗ».
«Нива» для армииИзначально «Нива» предназначалась исключительно для гражданских целей, но Соловьев решил доказать, что она может нести и армейскую службу. В 1974 году под его руководством началась проработка армейского автомобиля-амфибии ВАЗ-2122. Дизайнер В. Еремеев разработал полномасштабный деревянный макет, а вскоре был изготовлен и опытный образец. Проведенные испытания показали жизнеспособность предложенной Соловьевым концепции небольшого маневренного подвижного внедорожника. Но то ли армия засомневалась, что такой маленький джип действительно настолько вынослив, то ли амфибии ей были не нужны, но проект после 10 лет кропотливого труда был отправлен на полку, а прототип, известный под именем «Река», – в Военный автомобильный музей в Рязани.
Отец «Нивы»Почти 35 лет отдал советской автомобильной промышленности Владимир Сергеевич Соловьев. Свой путь к главному делу жизни – ВАЗ-2121 «Нива» – он начал на ГАЗе накануне Великой Отечественной войны. Среди первых его самостоятельных заданий – разработка планетарного механизма поворота для самоходки СУ-76. После войны Владимир Сергеевич работал над конструкциями ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга». Но главные его заботы были связаны с вездеходами ГАЗ-69 и ГАЗ-М72.
В 1966 г. Соловьева переводят на должность главного конструктора «ВАЗа». Здесь под его руководством проводилась адаптация, а практически – переработка Fiat-124 в ВАЗ-2101, а в начале 70-х началась разработка первых самостоятельных конструкций – микролитражки ВАЗ-1101. Было подготовлено несколько версий будущей «Оки». Увы, из «высших» соображений до постановки на конвейер оригинальной и перспективной модели дело так и не дошло. Многие тогдашние наработки легли в основу ВАЗ-1111, увидевшей свет лишь спустя 10 лет.
В 1971 г. под руководством Владимира Сергеевича конструкторы «ВАЗа» приступили к созданию легкового полноприводного вездехода. Все участники тогдашней работы над «Нивой» говорят: «Не будь Соловьева, не было бы и этой машины».
К сожалению, Владимиру Сергеевичу не суждено было стать свидетелем триумфального появления его детища в Москве. За год с небольшим до этого события он скончался...
↑ Наверх
Рекомендуемый контент