ВАЗ: Популярное «зубило» - Автомобильный справочник





ВАЗ: Популярное «зубило»

Когда в конце 80-х появились вазовские «переднеприводники», наши соотечественники за угловато-рубленый внешний вид дали им малоприятное прозвище «зубило». Оно-то намертво и «приклеилось» к этим автомобилям, не теряющим своей популярности даже несмотря на свой почтенный возраст.

Уже несколько лет подряд подержанные «Самары» занимают лидирующие позиции на рынке, потеснив не только «классическое» семейство, но и автомобили иностранного производства той же ценовой категории. Чем же привлекательна «бэушная» «Самара» для рядового украинского автомобилиста?

Прежде всего, обширным предложением на рынке и приемлемой стоимостью, которая зависит не только от модификации и возраста, но и состояния машины – от $1500 за «укатанную» пятнадцатилетнюю «восьмерку» до $6000 за новенький ВАЗ-2115.

Очевидно, что наибольшей популярностью пользуются автомобили, цена которых колеблется в пределах $2000-4000, а возраст – от 3 до 10 лет. Однако можно вспомнить, с чего все начиналось в уже далеком 1984 году…

Жизненный путь

Несмотря на популярность и относительную современность «самарского» семейства на украинском рынке, первая сошедшая с конвейера «восьмерка» через пару лет будет праздновать уже свое двадцатилетие! Конечно, по западным меркам для заурядного автомобиля гольф-класса это «до неприличия» много, однако у нас актуальность этих машин, судя по всему, сохранится еще как минимум 5-10 лет, учитывая, что бессмертная «шестерка» образца 1976 года до сих пор пользуется спросом. А способствует этому вполне современная концепция «Самары» – переднеприводная компоновка, реечный рулевой механизм, стойки McPherson и клиновидный кузов.

Первой переднеприводной «ласточкой» был ВАЗ-2108 – трехдверный хэтчбек с 1300-кубовым мотором, в доводке которого (и ходовых качеств, и машины в целом) непосредственно принимала участие фирма Porsсhe. Чуть позже появился пятидверный ВАЗ-2109, который уже на протяжении десяти лет находится на пике популярности среди переднеприводных «сородичей». Ну а в начале 90-х с конвейера сошел седан с индексом 21099, сочетающий в себе респектабельность классического типа кузова и преимущества привода на передние колеса.

Со временем расширилась гамма моторов: в 1988 году добавилась 1,5-литровая версия, а в конце 80-х – начале 90-х выпускались малолитражные 1100-кубовые модификации для некоторых стран Европы. Кроме того, не так давно ВАЗ начал серийно оснащать «Самару» впрыском топлива, что улучшило ее экономичность и динамические характеристики. Правда, у таких модификаций есть свои особенности, но о них ниже.

Кроме обилия моторов и кузовов, подержанные «Самары» могут похвастать самой разнообразной отделкой – «бэушные» машины в заводском исполнении в продаже почти не встречаются! Сказывается, что с самого рождения автомобиль изрядно дорабатывали. Сначала на Западе – многие «Самары» в специальном исполнении типа Charlotta, Hanseat, Night сейчас бегают и по нашим дорогам, – а потом и здесь, умельцами-самоучками. Можно долго спорить, является ли тюнинг большим преимуществом подержанной «Самары», ведь вкусы предыдущего владельца вряд ли совпадут с вашими, да и цена после такой доработки существенно возрастает… Кстати, нестандартные детали часто свидетельствуют о том, что машину «гоняли в хвост и в гриву», дабы она оправдала затраты и амбиции владельца.

Тупые и острые стороны «зубила»

Внешность «Самары» сравнима с популярным некогда шлягером: мотив немоден, но все же трогает душевные струны и радует гармоничностью слов-линий. Конечно, формы уже порядком устарели, однако в нашем дорожном потоке, где превалируют «Жигули» и старые иномарки, ВАЗ-2109 смотрится вполне достойно и уместно.

При покупке «бэушной» «Самары» нижней ценовой категории ($1500-2500) нужно быть готовым к тому, что машина уже имела как минимум один кузовной ремонт, либо же остро в нем нуждается. К сожалению, из машин-»десятилеток» в приличном состоянии сохраняются единичные экземпляры и только в руках заботливого владельца, а вот у пригнанных «оттуда» кузов прилично изъеден коррозией. Как правило, больше всего она поражает кромки крыльев, пол под ногами водителя и пассажира, заднюю дверь у хэтчбеков и коробу колесных ниш в багажнике.

Машины более поздних лет (начиная с 1995-1996 гг.) гниют реже и меньше. Это касается особенно автомобилей, окрашенных «металликами» – если первый хозяин не пожалел средств на качественную обработку новой машины, такая «Самара» прослужит не менее 10 лет. Правда, и стоят «свежие» машины подороже – $3000-3500, а в отдельных случаях цена может дойти и до $4000.

К достоинствам любой «Самары» можно отнести хорошие устойчивость и управляемость. Да и мотор не подводит – и мощный, и тихий, и экономичный, хотя низких оборотов явно не любит.

Правда, автомобили этого семейства не лучшим образом подходят для «дачно-семейной» эксплуатации: багажник тесноват, задним пассажирам не достает комфорта, а подвеска жесткая – так что на наших ямах и ухабах трясет прилично. Впрочем, «девятка» лучше других соответствует образу практичной машины – для доступа на заднее сиденье имеются отдельные двери, багажник можно существенно увеличить простой трансформацией салона, да и стоит она на $300-500 дешевле ВАЗ-21099.

Дешевые машины, кроме «убитого» кузова, как правило, имеют изношенный мотор, пожирающий перед неизбежной кончиной масло едва ли не банками. Признаки «загнанного» двигателя давно известны: сизый дым из трубы, масло из-под шланга системы вентиляции и в корпусе воздухофильтра, «жирные» свечи, потеки смазки. Правда, ремонт мотора обойдется в $100-300, так что не стоит особо волноваться – после реальных 150-200 тыс. км пробега (не верьте одометру!) малолитражный и высокофорсированный агрегат все равно уже выработал свой ресурс. Хуже, если его уже ремонтировали непрофессионалы – обнаружить следы «вандалов» легко, достаточно присмотреться к болтам, шпилькам и гайкам, а также хомутам: если все держится «на честном слове» и буквально подвязано проволокой, машину наверняка, пытаясь вылечить, «убили».

В подвеске чаще всего изнашиваются амортизаторы (а не шаровые опоры и тяги, как в «классике»). Если же на «свежей» машине разбито все, что только могло износиться, значит ее эксплуатировали в жестких режимах.

К общим недостаткам семейства можно отнести нестабильность работы большинства систем электрооборудования. Вроде бы и все детали исправны, но при этом постоянно что-то отказывает. Впрочем, для устранения таких «фантомных» неисправностей чаще всего достаточно «пошевелить» контакты или же просто отнестись к ним по-философски – дескать, само заработает. Правда, если речь идет о датчике включения вентилятора или реле дворников, ждать вряд ли захочется. Однако все мелкие «капризы» устраняются достаточно легко, причем за минимальную плату. А вот на расходных материалах экономить не стоит – крайне желательно применение качественного бензина с «проверенных» АЗС, хорошего масла, уровня не ниже API SF, и «фирменных» фильтров, свечей, колодок. На такое отношение «Самара» отзывается с благодарностью и больше не донимает внезапными отказами.

Перед покупкой подержанного автомобиля желательно четко определить свои приоритеты – нужна ли вам машина для семейной эксплуатации, «городской болид» или же презентабельный седан. И что важнее: экономичность и функциональность, либо мощность и динамика, а может, некая «золотая середина»?

Скажем, для «гонщика в душе» как нельзя лучше подойдет ВАЗ 21083 (1,5 л), в котором удачно сочетаются самый жесткий кузов с мощным двигателем. Интересы задних пассажиров при этом не учитываются, а расход топлива зачастую превышает 10-12 литров.

Для повседневной эксплуатации стоит присмотреться к «девятке», причем объем двигателя принципиального значения не имеет, бывает, что хорошо сохранившиеся 1,3-литровые моторы выдерживают 150-200 тыс. км без капремонта, что вряд ли под силу современным «самарским» моторам, пусть даже и 1,5-литровым. Впрочем, гораздо важнее, кто и как раньше эксплуатировал данный экземпляр.

На рынке иногда попадаются и маломощные модификации с 1,1-литровым мотором. Если задаться целью ездить не быстро, но экономично, расходующий 6-7 литров ВАЗ-21081 станет неплохим вариантом, тем более что до 100 км/ч она разгоняется ненамного хуже базовой версии. На «короткие» крылья и отсутствие «наворотов» в таких случаях внимания не обращают.

С другой стороны, некоторые хотят, чтоб их машина и мощной была, и непременно престижной, и при этом «Самара». Таким «оригиналам» наверняка придется по душе седан ВАЗ-21099 – с 1,5-литровым мотором, «длинными» крыльями, «высокой» панелью.

При этом останавливать свой выбор на впрысковой модификации мы не рекомендуем: она дороже, чем обычная и, скорее всего, уже нуждается в замене многочисленных датчиков, а также, как минимум, промывке форсунок. Увы, при возникновении проблем с впрыском «гаражный автосервис» вряд ли поможет.

Слабым местом современных машин является пятиступенчатая КПП – даже при использовании полусинтетического масла синхронизатор второй передачи подчас начинает «хрустеть» уже к 80-100 тыс. км.

При эксплуатации подержанной «Самары» желательно менять масло и фильтры каждые 5000-10000 км (в зависимости от типа масла и условий эксплуатации), свечи – не реже раза в год и при этом регулярно чистить карбюратор. Остальные детали (подвески, рулевого управления, тормозной системы) следует менять только в случае необходимости, хотя после 70-80 тысяч активной эксплуатации машина требует обновления и профилактики почти всех узлов. Следующий «рубеж обороны» – 140-150 тыс. км, когда может понадобиться уже более серьезный ремонт. Однако многие нерадивые владельцы опровергают такую статистику, «укатывая» машину за 40-50 тыс. км, вкладывают деньги не в обслуживание машины, а в ее «модернизацию».

Тюнинг: добро или зло?

Так уж повелось, что неравнодушные «самаритяне» часто тратят время и средства на доработку любимой машины, после чего пытаются ее продать. Являются ли доработки большим достоинством такого автомобиля?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Конечно, если это реэкспортная модификация типа Charlotta, на тюнинг можно и согласиться – такая доработка внешности ее не ухудшит, поскольку детали выполнены на достаточно высоком уровне. Кроме того, можно только приветствовать серьезную модернизацию салона с целью улучшения шумоизоляции и повышения комфорта – тихие внутри «Самары» встречаются крайне редко и ценятся на вес золота.

Гораздо хуже, если перед вами яркий образец так называемого «народного» тюнинга: увешанный массой псевдоаэродинамичных побрякушек из пластика, с наглухо затонированными стеклами и фонарями, широкими «лаптями» на выносных дисках и «задранной» по последней моде «кормой». К сожалению, большинство машин после подобной доработки выглядят и ездят намного хуже заводских версий, что бы там ни говорили владельцы и поклонники подобных «самоваров на колесах». Ведь под кустарно выполненными накладками и спойлерами может развиваться коррозия, а многочисленные антенны, стоп-сигналы в шесть рядов, нестандартные фары и зеркала отнюдь не улучшают внешний вид и аэродинамику автомобиля. Да и с «железом» не все в порядке: после поднятия задка с помощью проставок нарушается работа задней подвески, вплоть до потери управляемости. А еще снижается эффективность тормозов, фары светят в землю, да и угол продольного наклона передних колес получается не тот. Кроме того, «круто торчащие» из арок выносные диски из-за нестандартного вылета способствуют быстрому выходу из строя ступичных подшипников, а нижняя часть кузова в этом случае моментально загрязняется. Словом, ничего хорошего в подобных «совершенствованиях» быть не может, а мероприятия вроде нестандартной раскраски и спортивного руля могут обернуться для нового владельца проблемами при прохождении техосмотра.

При выборе «Самары» не всегда срабатывает принцип «дороже и моложе всегда лучше» – иногда по цене свежей, но «добитой» «Самары» на рынке можно найти настоящее сокровище – пусть и «десятилетку» с короткими крыльями и 1,3-литровым мотором, но зато с заводской краской, прекрасно сохранившимся салоном и «шепчущим» мотором. К примеру, какой-то советский инженер в начале 90-х «оторвал» по распределению такую «Самару» и потом не столько ездил, сколько молился на нее, аккуратно обслуживая, и выезжал из гаража только в сухую погоду. Конечно, найти такую машину нелегко, но если попалась – надо брать не раздумывая, не обращая внимания на мелкие царапины и провисшую заднюю полку. Ведь все остальное будет служить годами, в то время как 3-5-летняя «Самара» из-под лихого наездника может оказаться «дохлым вариантом».

Стерпится-слюбится…

Сейчас подержанная «Самара» из вторых рук является одним из лучших кандидатов на роль семейной машины, «городского болида», престижной машины – кому что ближе. У проверенной временем конструкции масса неоспоримых преимуществ, начиная от доступности запчастей и заканчивая приводом на передние колеса и «боевым» характером. Конечно, есть у нее и «родовые болезни», но почти все они излечимы, а ухоженный ВАЗ-2109 даст фору не только родной «классике», но и 10-15-летним иномаркам. А чтобы родная «девятка» не подвела в трудный момент, нужно полюбить ее, как домашнее животное, и терпимо относиться к присущим ей «выходкам», помня о стоимости машины и запчастей. Как показывает опыт, выбор этого автомобиля оправдывает себя полностью, но только в том случае, если он сделан правильно, чего вам и желаем!

 ВАЗ-2109 Общие данные Тип кузова 5-дверный хэтчбек Дверей/мест 5/5 Габариты Д/Ш/В, мм 4210/1620/1380 База, мм 2460 Масса снаряженная/полная, кг 920/1370 Объем багажника, л 400-940 Объем бака, л 43 Трансмиссия Тип привода передний КПП 4-ст.мех./5-ст. мех. Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./бараб. Подвеска передняя/задняя незав./полунезав. Шины 165/70/R13 Двигатели Бензиновые 4-цилиндр. карб.: 1,1 л (56 л.с.), 1,3 л (65 л.с.) и 1,5 л (71 л.с.) распр. впр.: 1,5 л (93 л.с.)
Приемистые и экономичные двигатели Неплохая устойчивость и управляемость Выбор вариантов комплектаций салона Хорошая динамика Низкая стоимость обслуживания и высокая ремонтопригодность Невысокое качество запчастей Плохая антикоррозионная защита Частая потребность в ремонте   Некачественная отделка салона

Олег Полажинец
Фото Андрея Яцуляка

Земляки

«Эсэнговскими» конкурентами ВАЗ-2109 являются детища Московского автозавода АЗЛК-2141 и Ижевского – ИЖ-2126. Поскольку все они создавались приблизительно в одно и то же время (в конце 80-х годов), их стилистика очень схожа – все те же рублено-угловатые формы кузова. А вот компоновка трансмиссии и привода – разная.

«Сорок первый» конструкторы впервые в истории завода оснастили приводом на передние колеса. Хотя при этом силовой агрегат расположен нетипично для переднеприводников – он установлен в моторном отсеке продольно. В мировом автомобилестроении такая схема применяется с целью производства и полноприводных версий. Кто знает, возможно, подобное планировалось и на АЗЛК?

На выбор предлагаются пять 4-цилиндровых бензиновых двигателей: три родные карбюраторные объемом 1,5 л (72 л.с.), 1,7 л (85 л.с.) и 1,8 л (80 л.с.), однин вазовский – объемом 1,6 л (75 л.с.), также оснащенный карбюратором, а вершиной является мотор французской фирмы объемом 2,0 л (115 л.с.).

Создатели ИЖ-2126 поступили еще проще – они по-старинке оснастили «горячий» хэтчбек классической заднеприводной компоновкой с продольным размещением двигателя! Нонсенс? Вовсе нет. Они, в отличие от москвичей, предлагают и полноприводную версию – 4WD.

Автомобили агрегатируются шестью бензиновыми 4-цилиндровыми моторами: двумя вазовскими карбюраторными объемом 1,6 (76 л.с.) и 1,7 л (82 л.с.), одним карбюраторным объемом 2,0 л (99 л.с.), еще двумя, оснащенными системой центрального впрыска топлива объемом 1,8 (93 л.с.) и 2,0 л (112 л.с.), а самый мощный – корейский 16-клапанный двигатель объемом 1,8 л (132 л.с.).

ИСТОРИЯ

1984 Сошел c конвейера первый в истории завода переднеприводный автомобиль – ВАЗ 2108 с кузовом хэтчбэк. С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ-21081), 1,3 л (ВАЗ-21080) и 1,5 л (ВАЗ-21083). Мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства выпускалась модификация с двигателем рабочим объемом 1,6 л (ВАЗ-21084).

1987 Началось производство 5-дверного ВАЗ-2109.

1988 Начали устанавливать новые моторы объемом 1,5 л (ВАЗ-21093).

1989 Дебют самого слабенького двигателя объемом 1,1 л (ВАЗ-21091). Небольшой рестайлинг передней части (новая радиаторная решетка, «длинные крылья»).

1990 Появился ВАЗ-21099 с кузовом седан.

1993 Очередной рейстайлинг – «высокая» панель приборов.

1996 В Финляндии выпускают Lada Samara Baltic.

1998 Прекратился выпуск Lada Samara Baltic.

1999 Появились новые двигатели объемом 1,6 л (81 л.с.) и 1,7 л (91 л.с.) Представление нового интерьера для ВАЗ 21099 (21099-04).

2000 Автомобили ВАЗ-2115 – модернизация автомобиля ВАЗ-21099.

2002 В модельном ряду АО «АвтоВАЗ» представлены модификации ВАЗ-21093 с карбюраторным и впрысковым двигателем.

↑ Наверх






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.